Одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья, в том числе, подрастающего поколения. Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе использовать здоровьесберегающие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность. Дети проводят в школе значительную часть времени, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.
В данной статье приводится план урока-игры «Здоровье — залог успеха». В ходе решения заданий ученики узнают много полезной информации о своем теле, особенностях его развития на разных этапах жизни. Школьники сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Все задания основаны на фактическом материале и призваны заинтересовать ученика вопросами здорового образа жизни. Учитель комментариями по ходу выполнения заданий помогает систематизации знаний. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года. Подобные уроки можно проводить систематически в разных классах.
Урок-игра «Здоровье— залог успеха»
Цели:формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением.
Ход урока
- Организационный момент
Проверка настроения: прием «Мордашка» (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент
В течение урока учитель может несколько раз попросить детей поднять эти карточки.
- «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх — вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
- Разминка
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
- Загадка: Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
- Назовите пословицы и поговорки про сон. (Утро вечера мудренее. Сон — лучшее лекарство. Выспался — будто вновь родился. От хорошего сна молодеешь.)
- Сон дарит силы и бодрость. Для здорового сна необходимы: удобная постель и подушка, чистое и проветренное помещение.
Какая температура воздуха, по вашему мнению должна быть в спальне? (Около 20º C.)
- Сколько часов должен спать школьник? (Продолжительность сна ученика 5–6 класса должна быть не меньше 9–10 часов. Школьники старших классов должны спать не меньше 8,5 часов.)
- Раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека.(Гигиена.)
- В честь какой древнегреческой богини назван этот раздел медицины? (Гигиена названа так в честь молодой и красивой богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия.)
- Физкультминутка
Встали. Закрыли глаза. Вспомнили теплое летнее солнышко. Протяните руки к нему. Обнимите его. Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали. Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. Откройте глаза, и продолжим нашу работу.
- Задания для 5 класса:
- В 5 классе «голубей» в 3 раза меньше, чем «жаворонков», и на 3 меньше, чем «сов». Сколько учащихся в классе, если «сов» в нем 8 человек?
Ответ: 5 «голубей», 15 «жаворонков», 28 учеников.
Домашнее задание: определить свой тип.
Утром, сразу после сна, необходимо измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох — выдох приходится 5–6 ударов пульса, то вы «жаворонок», если 4 удара пульса или меньше — вы «сова». Между «жаворонками и «совами» располагаются «голуби».
- Уровень шума, который не препятствует нормальной работе, в два раза меньше уровня шума, создающегося громкими разговорами в классе. А уровень шума громкого разговора в два раза меньше шума, производимого гоночной машиной. Определите, какой уровень шума должен быть в классе при нормальных рабочих условиях, если машина производит шум в 124 дб?
Ответ: 31 дб.
Реакция человека на шум выражается в повышенной возбудимости, снижении работоспособности.
- Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Человек, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера в метро тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума 60 дб?
Ответ: на 10 дб.
Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно для себя.
- Для нормального роста и развития пятикласснику в день необходимо поглощать 2000 килокалорий. Одна плитка шоколада массой в 100 г обеспечивает 680 килокалорий. Сколько плиток шоколада в день могут обеспечить необходимую калорийность? Ответ округлить до сотых. Можно ли вырасти, питаясь одним шоколадом?
Ответ: 2,94 плитки.
Шоколад содержит в основном только углеводы и жиры, обеспечить полноценное питание он не может. Шоколадные батончики — это гигантское количество калорий, в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами.
Задания для 6 класса:
- Повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день — с 9 до 13 часов дня и с 19 до 21 часа вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? Выразите ответ дробью в процентах.
Ответ: ¼ часть; 25 %.
- Приблизительно 0,2 всего времени ночного сна человек видит сны, остальные 6 часов спит без сновидений. Какова средняя продолжительность ночного сна?
Ответ: 8 часов.
- Утром, сразу после сна, Коля делает 14 вдохов-выдохов в минуту, а пульс у него 75 ударов в минуту. Миша дышит с частотой 25 раз в минуту, а пульс у него 70 ударов в минуту. Определите к какому типу относятся мальчики, сравнив их отношения частоты дыхания к пульсу с образцом. «Жаворонки» имеют отношение меньше 1/5, «совы» — отношение большее 1/3.
Ответ: Коля (14/75 < 1/5) — «жаворонок», Миша (5/14 > 1/3) — «сова».
- Определите индекс массы своего тела по следующей формуле:
ИМТ =
Если соотношение роста и массы тела нормальное, то ИМТ в пределах 19,5–22,9, у лиц с пониженным питанием ИМТ менее 19,4, у лиц, страдающих ожирением, ИМТ более 23.
Чипсы, попкорн, газировка содержат большое количество углеводов и жиров, частое их употребление чревато накоплением жира в организме. Они не могут служить заменой полноценного питания из-за большого содержания пищевых красителей и синтетических ароматизаторов.
- Физкультминутка
Конкурс для команд на лучшую физкультминутку.
- Подведение итогов урока
Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих одноклассников, выделить тех, кто принес больше баллов своей команде.
- Рефлексия
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
– Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и хорошо поработал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
– Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
– Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, неинтересно. К ответам на уроке я был не готов».
Литература:
- Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
- Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.