Математика здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 560 раз

Библиографическое описание:

Иванова, В. Ю. Математика здоровья / В. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 885-887. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36875/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья, в том числе, подрастающего поколения. Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе использовать здоровьесберегающие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность. Дети проводят в школе значительную часть времени, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.

В данной статье приводится план урока-игры «Здоровье — залог успеха». В ходе решения заданий ученики узнают много полезной информации о своем теле, особенностях его развития на разных этапах жизни. Школьники сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Все задания основаны на фактическом материале и призваны заинтересовать ученика вопросами здорового образа жизни. Учитель комментариями по ходу выполнения заданий помогает систематизации знаний. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года. Подобные уроки можно проводить систематически в разных классах.

Урок-игра «Здоровье— залог успеха»

Цели:формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка настроения: прием «Мордашка» (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент

В течение урока учитель может несколько раз попросить детей поднять эти карточки.

  1. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх — вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
  2. Разминка

Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).

  1. Загадка: Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
  2. Назовите пословицы и поговорки про сон. (Утро вечера мудренее. Сон — лучшее лекарство. Выспался — будто вновь родился. От хорошего сна молодеешь.)
  3. Сон дарит силы и бодрость. Для здорового сна необходимы: удобная постель и подушка, чистое и проветренное помещение.

Какая температура воздуха, по вашему мнению должна быть в спальне? (Около 20º C.)

  1. Сколько часов должен спать школьник? (Продолжительность сна ученика 5–6 класса должна быть не меньше 9–10 часов. Школьники старших классов должны спать не меньше 8,5 часов.)
  2. Раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека.(Гигиена.)
  3. В честь какой древнегреческой богини назван этот раздел медицины? (Гигиена названа так в честь молодой и красивой богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия.)
  1. Физкультминутка

Встали. Закрыли глаза. Вспомнили теплое летнее солнышко. Протяните руки к нему. Обнимите его. Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали. Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. Откройте глаза, и продолжим нашу работу.

  1. Задания для 5 класса:
  1. В 5 классе «голубей» в 3 раза меньше, чем «жаворонков», и на 3 меньше, чем «сов». Сколько учащихся в классе, если «сов» в нем 8 человек?

Ответ: 5 «голубей», 15 «жаворонков», 28 учеников.

Домашнее задание: определить свой тип.

Утром, сразу после сна, необходимо измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох — выдох приходится 5–6 ударов пульса, то вы «жаворонок», если 4 удара пульса или меньше — вы «сова». Между «жаворонками и «совами» располагаются «голуби».

  1. Уровень шума, который не препятствует нормальной работе, в два раза меньше уровня шума, создающегося громкими разговорами в классе. А уровень шума громкого разговора в два раза меньше шума, производимого гоночной машиной. Определите, какой уровень шума должен быть в классе при нормальных рабочих условиях, если машина производит шум в 124 дб?

Ответ: 31 дб.

Реакция человека на шум выражается в повышенной возбудимости, снижении работоспособности.

  1. Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Человек, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера в метро тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума 60 дб?

Ответ: на 10 дб.

Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно для себя.

  1. Для нормального роста и развития пятикласснику в день необходимо поглощать 2000 килокалорий. Одна плитка шоколада массой в 100 г обеспечивает 680 килокалорий. Сколько плиток шоколада в день могут обеспечить необходимую калорийность? Ответ округлить до сотых. Можно ли вырасти, питаясь одним шоколадом?

Ответ: 2,94 плитки.

Шоколад содержит в основном только углеводы и жиры, обеспечить полноценное питание он не может. Шоколадные батончики — это гигантское количество калорий, в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами.

Задания для 6 класса:

  1. Повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день — с 9 до 13 часов дня и с 19 до 21 часа вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? Выразите ответ дробью в процентах.

Ответ: ¼ часть; 25 %.

  1. Приблизительно 0,2 всего времени ночного сна человек видит сны, остальные 6 часов спит без сновидений. Какова средняя продолжительность ночного сна?

Ответ: 8 часов.

  1. Утром, сразу после сна, Коля делает 14 вдохов-выдохов в минуту, а пульс у него 75 ударов в минуту. Миша дышит с частотой 25 раз в минуту, а пульс у него 70 ударов в минуту. Определите к какому типу относятся мальчики, сравнив их отношения частоты дыхания к пульсу с образцом. «Жаворонки» имеют отношение меньше 1/5, «совы» — отношение большее 1/3.

Ответ: Коля (14/75 < 1/5) — «жаворонок», Миша (5/14 > 1/3) — «сова».

  1. Определите индекс массы своего тела по следующей формуле:

ИМТ =

Если соотношение роста и массы тела нормальное, то ИМТ в пределах 19,5–22,9, у лиц с пониженным питанием ИМТ менее 19,4, у лиц, страдающих ожирением, ИМТ более 23.

Чипсы, попкорн, газировка содержат большое количество углеводов и жиров, частое их употребление чревато накоплением жира в организме. Они не могут служить заменой полноценного питания из-за большого содержания пищевых красителей и синтетических ароматизаторов.

  1. Физкультминутка

Конкурс для команд на лучшую физкультминутку.

  1. Подведение итогов урока

Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих одноклассников, выделить тех, кто принес больше баллов своей команде.

  1. Рефлексия

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

– Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и хорошо поработал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

– Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

– Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, неинтересно. К ответам на уроке я был не готов».

Литература:

  1. Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
  2. Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
  3. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  4. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, уровень шума, громкий разговор, класс, ответ, раз, урок, плитка шоколада, полноценное питание, удар пульса.


Задать вопрос