Ключевые слова: бенчмаркинг, практика бенчмаркинговых исследований, практика внедрения бенчмаркинга, HR
Keywords: benchmarking, practice benchmarking studies, the practice of the implementation of benchmarking, HR
Бенчмаркинг (от англ.Benchmarking), сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации с целью улучшения собственной работы. Бенчмаркинг в равной степени включает в себя: оценивание и сопоставление. [1]
Как любой процесс в организации, бенчмаркинг проводится по определенной технологии, состоящей из ряда последовательных этапов:
- Выбор проблемной сферы в изучаемой организации.
- Определение критериев оценки.
- Выбор организации для сравнения.
- Сбор необходимой информации.
- Анализ показателей и оценка возможности применения результатов.
- Разработка управленческих решений / стратегий на основе полученных результатов.
- Внедрение лучших управленческих решений / стратегий в практику.
Стоит отметить, что количество этапов может быть различным. Так, например, в компании IBM количество этапов составляет 15. [2] Рассмотренные этапы являются базовыми и применимы во всех организациях, использующих практику бенчмаркинговых исследований.
Практика внедрения бенчмаркинга в организации, как правило, включает в себя (рис. 1):
Рис. 1. Практика внедрения бенчмаркинга в организации
Данная практика почти всегда является сложной, в некоторых случаях пугающей, для Российских организаций, поскольку требует больших финансовых затрат.
Существуют определенные принципы сотрудничества, которых нужно придерживаться, для того чтобы бенчмаркинг работал на результат организации. К таким принципам относят:
- Легальность.
- Готовность к обмену информацией.
- Доверие.
- Границы использования информацией.
- Непосредственный контакт.
- Подготовленность.
Практика бенчмаркинговых исследований в организации полезна, если:
- Руководство не знает, на сколько хорошо могут (должны) работать разные подразделения;
- Руководство не верит в реалистичность достижения значительных улучшений;
- Руководство не знает, как осуществить значительные улучшения в организации.
Ниже приведены примеры наиболее распространенных организационных форм бенчмаркинга (рис. 2) [3]
Рис. 2.Примеры наиболее распространенных организационных форм бенчмаркинга
Далее приведем характеристику представленных организационных форм бенчмаркинга:
− «Звезда» — координатор разрабатывает опросный лист, проводит оценку, представляет данные партнерам (международный бенчмаркинг);
− «Круг» — Постоянный информационный обмен между партнерами, для постоянных проектов бенчмаркинга;
− «Колесо» — усилия совместные, но первенство принадлежит одному –координатору (бенчмаркинг для начинающих);
− «Консорциум» — ограниченный обмен данными при руководстве внутреннего или независимого координатора. Фокус на определенном вопросе или для постоянного улучшения.
Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы, и последовательность шагов по достижению стратегических целей [4].
Вот краткий перечень вопросов, ответы на который помогает найти практика бенчмаркинговых исследований:
− Оптимально ли количество персонала в том или ином подразделении и в организации целом?
− Можно ли и дальше сокращать удельные издержки, и на сколько?
− Почему производительность труда в исследуемой организации в несколько раз меньше, чем у конкурентов?
− За счет каких методов продвижения конкуренты увеличивают долю на товарном рынке?
− Как правильно выстроить бизнес-процесс в организации?
− Как выстраивают бизнес-процесс лучшие организации?
Практика бенчмаркинговых исследований это достаточно хороший инструмент для HR–специалистов. Разработка стратегии организации, является важнейшей сферой, зависящей от миссии, во многом, определяется результатами бенчмаркинговых исследований. В этом случае HR–специалисты должен изучить и проанализировать, на сколько персонал организации адаптирован к требованиям рынка, как и за счет чего можно улучшить его деятельность, что для этого необходимо сделать и т. д. То есть, изначальной проблемой является преобразование деятельности внутри организации.
Литература:
- Ахметова Г. Д. Молодой ученый. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 221 с.
- Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Государственный Университет Управления. – М.: ИНФРА-М,2014. — 437 с.
- Хайниш С. В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. – М.: ИНФРА-М,2013. — 109 с.
- EREPORT-RU Мировая экономика [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www/ereport.ru/articles/strplan/strategy.html (Дата последнего обращения 19.11.2016).
- Camp R. C. Business Progress Benchmarking: Finding and Implementing Best Practices / R. C. Camp. — Milwaukee, Wisconsin: ASQC Quality Press, 1995.
- Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Р. Рейдер; пер. с англ. А. Л. Раскина; под науч. ред. Т. В. Даниловой. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. — 248 с. (Серия «Деловое совершенство»).