Ключевые слова: таможенный контроль, формы таможенного контроля, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, условно выпущенные товары, Евразийский экономический союз
Учет товаров, находящихся под таможенным контролем (далее — учет товаров) — одна из форм таможенного контроля, необходимая для обеспечения соблюдения таможенными органами Российской Федерации международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Статья 120 Таможенного кодекса Таможенного союза [1] (далее — ТК ТС) закрепляет положение о том, что таможенные органы ведут учет товаров, которые находятся под таможенным контролем, и совершаемых таможенных операций с такими товарами. Следует также указать на то, что субъектом таможенного контроля являются только таможенные органы, от имени которых таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на его проведение в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями. Значит, применять такую форму таможенного контроля как учет товаров вправе только должностные лица таможенных органов. Учет товаров, который ведут лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, а именно: таможенный перевозчик, владелец СВХ, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли представляет собой обязанность таких лиц и не является формой таможенного контроля.
Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Соответственно, для того, чтобы более детально разобраться в применении рассматриваемой формы таможенного контроля, необходимо обратиться к национальному законодательству, регулирующему таможенные правоотношения, то есть общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Так, согласно ст. 176 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] порядок и формы учета таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются Федеральной таможенной службой. В настоящее время действует Приказ ФТС России от 13.01.2011 № 74 [3], утверждающий Порядок учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, разработанный с целью обеспечения единообразного проведения должностными лицами таможенных органов учета таких товаров.
В результате анализа действующего законодательства РФ о таможенном деле становится очевидно, что таможенные органы ведут учет не всех товаров, а только условно выпущенных. Необходимо обозначить, какие товары называют условно выпущенными и в чем особенность таких товаров.
В соответствии с ТК ТС к условно выпущенным относятся только такие товары, которые, во-первых, помещаются под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Во-вторых, для отнесения товара к условно выпущенному необходимо соблюдение одного из следующих условий:
1) в отношении товара предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;
2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению товаром связаны с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров после такового;
3) государством — членом ЕАЭС в отношении товара применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленныхЕдиным таможенным тарифом.
Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном деле к условно выпущенным товарам также относятся:
1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию;
3) иные товары в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации [2, ст. 222].
Условный выпуск не является новеллой для действующего таможенного законодательства. Так, в Основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств под условным выпуском понимается «выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий» [4].
Особенностью условно выпущенных товаров является то, что они сохраняют статус иностранных товаров и считаются находящимися под таможенным контролем до приобретения ими статуса товаров Союза после наступления случаев, определенных п. 5 ст. 200 ТК ТС. Учет условно выпущенных товаров ведется таможенными органами в журнале учета условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, с учетом штатных программных средств. В данном журнале указываются следующие необходимые сведения:
‒ номер декларации на товары;
‒ сведения о декларанте (наименование, ИНН, адрес);
‒ наименование, код товара;
‒ таможенная стоимость;
‒ код причины нахождения товаров под таможенным контролем;
‒ срок нахождения товаров под таможенным контролем;
‒ иные сведения, в том числе поступающие после условного выпуска товаров о проведении в отношении данных товаров таможенного контроля и его результатах, а также связанные с утратой товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения журнала направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск [3].
Запрещены пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами. Несоблюдения установленных законодательством РФ правил влечет привлечение лица, нарушившего установленный запрет, к административной ответственности [5, ч. 1 ст. 16.20].
В целях стимулирования привлечения в Россию иностранных инвестиций установлено, что условный выпуск предусмотрен [6] в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, при условии, что товары:
− не являются подакцизными;
− относятся к основным производственным фондам[1];
− ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала [7].
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 в случае реализации вышеупомянутых товаров необходимо уплатить таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом, в данном подзаконном акте установлен единственный случай актуализации обязанности по уплате таможенных пошлин.
Решением наднационального регулирующего органа Евразийского экономического сообщества (действовало до создания Евразийского экономического союза) был утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза [8] (далее — Порядок). П. 4 данного Порядка предусматривает, что в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Соответственно, данное положение увеличивает перечень случаев, наступление которых прекращает действие льготы и приводит к актуализации обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении таких товаров.
Следует отметить, что согласно проекту Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — проект ТК ЕАЭС), утвержденному Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 13, при проведении таможенного контроля применяются формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение, которые могут быть применены самостоятельно или в целях обеспечения применения соответствующих форм таможенного контроля. Проект ТК ЕАЭС выделяет 7 форм таможенного контроля (согласно действующему ТК ТС их 12), среди которых отсутствует такая, как учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Ведение учета товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций, отнесено к мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля. Представляется, что предстоящие изменения не должны негативно отразиться на эффективности проведения таможенного контроля, так как созданы все правовые предпосылки для активного применения учета товаров как самостоятельной административной процедуры на практике при осуществлении таможенного контроля [9, с. 114].
Интересно отметить, что ст. 345 проекта ТК ЕАЭС закрепляет положение о том, что законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенные органы ведут учет декларантов, а также случаи и порядок ведения такого учета. Действующее таможенное законодательство ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном деле не содержат такой нормы, реализация которой на практике в первое время после введения в действие может вызвать трудности различного характера.
Таким образом, в отличие от иных форм таможенного контроля, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, представляет собой обязанность, возложенную на таможенные органы, качественное исполнение которой необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.
- Приказ ФТС России от 13.01.2011 № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011. № 12.
- Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» //Бюллетень международных договоров,1995. № 9.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Приказ ФТС РФ от 12.07.2010 № 1315 «Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций» // Российская газета, 2010. № 212.
- Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 31. Ст. 3759.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» // СПС «Консультант Плюс».
- Щерба М. Ю., Шевчук П. С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями, 2016. № 2. С. 111–116.
[1] Основные фонды − произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.