Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Карпеева, С. А. Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов / С. А. Карпеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 893-895. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36903/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.

Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, конструкторская деятельность, бакалавр, художник–стилист,профессиональные дисциплины, проектирование текстильных изделий, костюм, учебный процесс, универсальные специалисты, профессиональная деятельность, компетентный специалист

В университете наряду с многочисленными направлениями подготовки ведётся большая работа в области проектирования текстильных изделий по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». В учебном блоке бакалавры изучают ряд специальных дисциплин в соответствии с программами курсов, в перечень которых входят следующие дисциплины «Конструктивное моделирование костюма», «Конструирование костюма» и «Технология изготовления текстильных изделия» дополняющие друг друга.

Главной целью профильных преподавателей становится формирование в будущих специалистах творческого мышления, аналитического, практического, пространственного и т. п. Действия педагогов профильных дисциплин, направлены на разработку и внедрение обучающих программ, для формирования требуемых современностью компетенций будущих специалистов в данном направлении. Но наряду с этим, проблема заключается в не должном определении компетенции профессиональных дисциплин при формировании компетенции выпускников данного направления. Сложившееся в вузах обучение профессиональным дисциплинам, осуществляется требуемой компетентной опоры на фундаментальные науки без должного взаимодействия с отраслевыми производствами, которые являются потребителями компетентных кадров в лице выпускников. Поступая на производственные предприятия, выпускники вузов сталкиваются с проблемой недостаточности полученных в вузе профильных знаний.

Сегодня рынку труда требуются универсальные специалисты по костюму, разбирающиеся как в истории костюма, так и в тканях, покроях, технологии изготовления текстильных изделий. Художник — стилист по костюму — это уникальная профессия. Костюм должен составлять единый образ с образом человека, иметь общее цветовое, стилистическое решение. Кто предлагает художественное решение костюма? Чаще всего тот же человек, который создает эскизы костюма — художник — стилист. При изучении дисциплин «Конструктивное моделирование костюма», «Конструирование костюма» и «Технология изготовления текстильных изделия», «Декоративная отделка костюма» в процессе обучения решаются задачи формирования профессиональных компетенций в процессе моделирования и конструирования, разработка чертежей конструкций костюма, изготовления его в материале.

Учебный процесс формирования профессиональных компетенций должен строиться с учетом уже имеющихся у бакалавров знаний, умений и навыков при изучении блока дисциплин специализации. Обучение художников-стилистов заключается не только в художественном образовании (рисунок, живопись, история моды и др). Так как работодателю требуется универсальный специалист по костюму, то, изучение конструирования, конструктивного моделирования, технологии изготовления текстильных изделий очень важно для бакалавра направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (ФГОС ВО введены компетенции на данные дисциплины). Таким образом, точно видим потребность в специалистах, которые, во-первых, имеют профессиональные знания в области истории костюма, во-вторых имеют художественное образование — видят все тонкости цвета и тона, в-третьих, умеют и имеют навык изготовления костюма вплоть до лекал. За четыре года обучения бакалавр проходит большой путь и вырастает в грамотного специалиста. Он создает костюм от «А» до «Я» — от эскиза до воплощения в материале. Обучение бакалавра должно быть единой системой взаимодействия и взаимосвязанных дисциплин с переходящими заданиями от одной дисциплине к другой. Только в такой системе последовательно выполняя задания от рисунка к лекалам можно сформировать логично выстроенные, необходимые профессиональные компетенции для бакалавра.

В перечень объектов профессиональной деятельности выпускников данного направления входят: текстильные изделия, их конструирование и моделирование, изучение нормативно — технической документации, изучение системы стандартизации, изучение способов контроля материалов и изделий, изучение маркетинга и т. п. Компетентный специалист легкой промышленности обязан обладать не только способностью к решению профильных задач, но и знанию всего технологического процесса создания продукции с позиций других специалистов данной отросли. На рынке труда особую ценность имеют специалисты, имеющие всестороннюю компетенцию конструктора, дизайнера и технолога. Мелкие предприятия, которых насчитывается большое количество, среди этой отросли, экономически не могут позволить себе в штате иметь нескольких специалистов по производству одежды. Следовательно, компетентные выпускники, справляющиеся с обязанностями дизайнера, конструктора и технолога, наиболее востребованы

Например, на первом курсе преобладают дисциплины художественного характера. В рамках предметов «Общая композиция в искусстве костюма и текстиля», «Проектная графика», «Технический рисунок», «Архитектоника» бакалавр начинает изучать историю, композицию, крой костюма с чистого листа.

Относительно ФГОС ВО поставлены такие профессиональные задачи для этого направления обучения, которые связаны с творческим направлением, а именно — построение технических рисунков, выполнение эскизов разрабатываемых моделей в том числе и художественные наброски. Деятельность бакалавра должна начинаться с технического рисунка, так как в процессе его создания возникают новые конструктивные решения по разрабатываемой модели. В существующей вузовской дисциплине «Рисунок» как основы для данной специальности необходимо выделить обязательный подраздел «Технический рисунок» который и должен обеспечить компетенцию конструкторского мышления у будущих бакалавров, что позволит развить в них такие способности как: пространственное и конструктивное видение объекта их разработки. Данный подраздел станет начальным и основным навыком в компетенции будущих бакалавров, что позволит с легкостью овладеть знаниями последующих дисциплин. Данная дисциплина поспособствует развитию образного и художественного мышления, а самое главное самовыражение обучаемых, сформирует у них проекционное мышление и ознакомит с теоретическими основами построения моделей одежды.

На втором курсе делают элементарные конструкции плечевой и поясной одежды, выполняют несложные технологические операции и работа ведется по эскизам, разработанным на композиции костюма.

На третьем курсе имеют место более сложные изделия на подкладке, проектирование коллекции из 3 моделей от эскиза до изготовления из ткани костюмов при поддержке преподавателей. Здесь бакалавр не просто шьет. Он воплощает свои идеи в материале. Модели коллекций фактурные, поэтому показы целесообразно проводить на подиуме. Эскизы коллекции бакалавр выполняет сам. Поэтому ему необходимо работать с специальными историческими, научными литературными источниками.

На дисциплине «Декоративная отделка костюма» бакалавр изучает техники и технологии различных видов костюмов, что непосредственно находит отражение в костюмах коллекций. Это вышивки, буфы, воланы, набойки, роспись по ткани и многое другое.

Четвертый курс является заключительным этапом обучения бакалавров. И перед каждым бакалавром стоят задачи по написанию выпускной квалификационной работы и проектированию итоговой коллекции. К этому времени бакалавр освоил уже конструирование, конструктивное моделирование, современные технологии создания костюма, в том числе и в САПР, и активно использует знания, умения и навыки, в проектировании коллекции, полученные в процессе обучения.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций у бакалавров направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» будет происходить наиболее эффективнов правильной организации учебного процесса, при правильной организации творческой, трудовой деятельности в жесткой конкуренции мира моды.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
  2. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В. А.-М.: Педагогическое общество России, 2005–192 с.
  3. Карпеева С. А. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования умений и навыков у художника-стилиста по дисциплине «Конструирование костюма» [Текст]/ С. А. Карпеева // Образование и общество. — Орел: Июль-август 2008 -№ 4 (51) — С.40
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник. М: Гардарики, 2004 г.
  5. Кукушин В. С. Общие основы педагогики. М- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
  6. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: Юрист,1997–512 с.
  7. Хрестоматия: Психология развития. -СПб.: Издат. дом «Питер»,2001-512с.
  8. Чумакова С. В. Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно — оформительским искусством (на примере использования декоративного орнамента). Дисс. к. п. н., Орел 2006г.
  9. Тюрикова, Г., Филатова О., Прошкина И., Семёнова Е. Организация самостоятельной работы студентов- условие реализации компетентного подхода// Высшее образование в России.-2008-№ 10-с.93–97.
  10. Хрестоматия: Психология развития. -СПб.: Издат.дом»Питер»,2001-512с.
Основные термины (генерируются автоматически): бакалавр, дисциплина, Искусство костюма, технология изготовления, изделие, компетенция, учебный процесс, компетентный специалист, конструктивное моделирование, правильная организация.


Ключевые слова

бакалавр, профессиональная деятельность, учебный процесс, костюм, формирование профессиональных компетенций, конструкторская деятельность, художник–стилист, профессиональные дисциплины, проектирование текстильных изделий, универсальные специалисты, компетентный специалист

Похожие статьи

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих художников по костюму в процессе прохождения учебной практики

В статье представлены методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» в процессе прохождения учебной практики.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Использование современных компьютерных технологий в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма

В данной статье рассматривается эффективность использования современных компьютерных технологий (далее — КТ) в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма. Описаны этапы проектной деятельности, которые проходят студенты при изучении сов...

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В статье рассматривается процесс погружения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, формирование у них проектно-исследовательских компетенций.

Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии, с учётом возрастных особенностей.

Похожие статьи

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих художников по костюму в процессе прохождения учебной практики

В статье представлены методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» в процессе прохождения учебной практики.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Использование современных компьютерных технологий в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма

В данной статье рассматривается эффективность использования современных компьютерных технологий (далее — КТ) в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма. Описаны этапы проектной деятельности, которые проходят студенты при изучении сов...

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В статье рассматривается процесс погружения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, формирование у них проектно-исследовательских компетенций.

Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии, с учётом возрастных особенностей.

Задать вопрос