В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных навыков, по формированию представлений о себе и окружающем мире, по изобразительной деятельности: рисованию, лепке, по музыкальному воспитанию у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем центре содействия накоплен определенный опыт в работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей-инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод и возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в семью и общество. Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране представляет собой комплексную систему государственных, педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций. Право на бесплатную реабилитационную помощь детям-инвалидам закреплено в законодательстве о здравоохранении. Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской и в прямой связи с ней.
Теоретической основой в работе педагогов являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития.
Особенностью работы с воспитанниками является распределение материала не по годам обучения, а по коррекционным направлениям, включенным в тематические ступени: физкультурное и моторно-двигательное развитие, игра, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная деятельность: рисование, лепка, музыкальное воспитание.
Использование данных направлений в работе предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаем неправомерным. На занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15–25 минут. Организация досуга и контроля за ними — основные задачи учреждения. После обследования детей составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков, социальное развитие.
Благодаря данному направлению коррекционно-воспитательной работы, усиливается процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм взаимодействия детей с окружающим миром.
Ведущие виды деятельности детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», в соответствии с диагнозом и степенью нарушения психических функций: формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания; предметно-практическая деятельность; ознакомление с окружающим миром и развитие речи; игровая деятельность; изобразительная деятельность; формирование элементарных математических представлений; формирование мотивации к общению.
Физическое и моторно-двигательное развитие
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, физкультурные упражнения, прогулка).
Занятия проводятся в форме игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.
Занятия проводятся в утреннее и в вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи) индивидуально, учитывая уровень психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.
Игра
Раздел «Игра» является центральным в коррекционно-воспитательном процессе, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка, в том числе и ребенка с проблемами в развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми.
Игры, направленные на сенсорное развитие
Примерный перечень игр
Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», и т. п.
Игры на развитие восприятия отношений по величине: материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.
Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.
Используемые методы и методики:
‒ объяснение;
‒ беседа;
‒ элементы музыкотерапии, игротерапии.
Формирование представлений о себе и окружающем мире
Работа по данному разделу имеет огромное знание в связи с необходимостью пробуждения у ребенка «Я»-позиции, формирования образа «Я», стремления к самостоятельности как основных условий восприятия окружающего мира с позиции собственного «Я». Восприятие себя в качестве самостоятельного субъекта, впервые испытанная гордость за свои маленькие достижения являются основой понимания предметного и социального мира и формирования отношения к нему. Занятия имеют форму увлекательных игр, наблюдений и пр. Содержание данного раздела непосредственно связано с игровой деятельностью: играми с природным, бросовым материалом, с бумагой, с бытовыми предметами-орудиями, играми с образными игрушками. На первом этапе для расширения представлений об окружающем важное значение имеет воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Работа по данному разделу неразрывна с решением задач речевого развития детей, так как в речи отражается их практический и познавательный опыт. Формирование у детей представлений о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.
В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением связывать их с внешними, пространственными свойствами.
Оборудование и материалы:
‒ картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
‒ природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые отражают характерную картину реального растительного и животного мира. При этом периодически его необходимо менять, объединяя каким-то сюжетом. В уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми;
‒ доска для рисования, подставки для ног с шершавой поверхностью;
‒ специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;
‒ магнитная доска;
‒ макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);
‒ водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;
‒ разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);
‒ прозрачные емкости, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);
‒ емкость по типу аквариума;
‒ прозрачные емкости, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);
‒ прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;
‒ чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (может быть прокален в духовом шкафу);
‒ натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;
‒ совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;
‒ игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);
‒ резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;
‒ игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.);
‒ народные игрушки (свистульки, матрешки, бочонки и т. п.);
‒ животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.);
‒ посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);
‒ постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня);
‒ принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);
‒ куклы (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, и т. д.);
‒ бумага различной фактуры и плотности;
‒ наборы ткани разной фактуры, цвета;
‒ различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах;
‒ объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.) и др.
Содержание
Я — ребенок
Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши) — я все вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу. Руки — я все делаю. Ноги — я хожу. Я смеюсь, радуюсь, плачу. Я играю, мои игрушки. Моя кукла — она похожа на меня. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей куклы.
Ребенок и дом
Основные предметы быта убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Групповая комната. Туалет. Спальня.
Участок для прогулок. Игрушки для игр на проулке. Участок зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.
Общие праздники, игры и развлечения (Новый год, дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники).
Ребенок и мир животных
Животные (строение туловища, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животныедома и в лесу. Забота о домашних питомцах.
Ребенок и мир растений
Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Разнообразие растений (деревья, кусты, цветы, трава). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям.
Ребенок и мир минералов
Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни). Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Знакомство с некоторыми предметами повседневного обихода из глины, камня.
Ребенок в разнообразном мире цвета и звука
Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, шелест листвы, скрип снега, шум прибоя, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.).
Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета.
Ребенок и явления (стихии) природы
Огонь, вода, земля, воздух. Явления природы зимой и летом. Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Огонь свечи, огонь в печке и т п. Земля на участке, в цветочном горшке и т. п. Ветер. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о явлениях природы.
Ребенок и космос
Солнце, луна, тучи, небо. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Тучи, дождь и снег.
Потешки, песенки, народные игры, стихи о явлениях природы.
Используемые методы и методики:
‒ рассказ;
‒ объяснение;
‒ иллюстративный;
‒ аудиометод;
‒ элементы сказкотерапии, игротерапии.
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.
Основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию и лепке направляются на стимулирование и развитие «графической активности».
Занятия изобразительной деятельностью тесно связаны с разделами «Игра», «Формирование представлений о себе и окружающем мире», «Развитие речи».
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям).
Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровеньсенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки.
Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей.
Оборудование и материалы:
‒ бумага разного формата и плотности (А4, A3, А2), большие листы упаковочной бумаги;
‒ доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне;
‒ индивидуальные доски для рисования фломастерами;
‒ «стена для рисования» — в групповой комнате к стене прикреплен часто меняющийся большой лист плотной бумаги, на котором дети могут самостоятельно в качестве «тренировки» рисовать мелом, углем, фломастерами и т. п.;
‒ наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь; наборы цветных красок; кисти разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3–4 см);
‒ стаканчики для кисточек, для краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина;
‒ пластилин;
Содержание
Рисование
Рисование взрослым на глазах у детей мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги. Заинтересованное, эмоциональное, быстрое, схематическое, сопровождаемое речью отражение самого простого, понятного детям содержания, взятого из к личного бытового, игрового, эмоционального, коммуникативного опыта («Петя играет с шариком», «Вова везет шишку на машине», «Таня и Сережа играют в мяч», «Лепим снежную бабу», «Юля и Маша радуются подаркам» и т. п.).
Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация, показ с использованием указательного и соотносящего жестов, называние («Мы тебе покажем, что мальчик делает, а ты найди, где это нарисовано», «Покажи, что делает здесь девочка»).
Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (с помощью взрослого) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.
Рассматривание картинок с изображением действий взрослых и детей в разное время года (осень идет дождь, дети бегут под зонтом; зима, снег, дети лепят снежную бабу и пр.), их демонстрация с последующим изображением взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги или на индивидуальной доске.
Совместные игры с красками — создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим ассоциированием их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.) и обозначением словом при помощи взрослого.
Игры и упражнения на идентификацию предметов по цвету и пространственным признакам — форме, размеру, расположению («Найди такие кубики», «Выбери все красное», «Дай большие кубики», «Катится — не катится», «Протолкни в нужное отверстие», «Что сюда подходит?» и пр.), а также на сопоставление предмета и его изображений.
Ознакомление детей с формообразующими движениями путем выполнения совместных действий («Дорожки», «Лучики», «Ленточки», «Клубочки», «Моточки», «Тучки» и др.). Развитие умения связывать различные движения с результатом, а также с предметами, действиями и явлениями реальной жизни (нанесение мазков — с каплями дождя, спиралевидные движения — с запутавшимися нитками, вращательные движения — с помешиванием кашина тарелке, волнообразные движения — с ручейком и т. п.).
Рисование фломастером, волоконным карандашом» маркером предметов округлой формы с предварительным их обведением рукой, пальцем, фломастером по контуру (зрительно-двигательное моделирование формы), с повторением обводящего движения в воздухе (мячи, воздушные шары, яблоки вишенки, конфеты-драже и т. п.). рисование кистью предметов округлой формы («Скатаем большой снежный ком», «Намотаем пряжу на клубок», «Яблоки», «Апельсины», «Мячики» и др.) с предварительным повторением движения кистью в воздухе.
Рисование пальцем, кистью и специальными средствами (тампоном из поролона, ваты и др.) разных линий (длинных, коротких, толстых и тонких) вместе со взрослым, по подражанию, по собственному желанию.
Рисование кистью: действовать всей поверхностью ворса кисти, не отрывая ее от бумаги, пользоваться приемами примакивания — кисть плашмя («Следы на снегу», «Сосульки заплакали», «Листья падают», «Травка выросла» и т. п.) и касания — кисть вертикально («Дождик», «Салют», «Идет снег», «Созрела рябина», «Ветка мимозы», «Березапроснулась весной» и т. п.).
Закрашивание краской (кистями различного размера, тампоном и т. п.) всей поверхности листа с помощью взрослого и самостоятельно («Небо» «Ночь», «Лужок», «Снег» и др.).
Дорисовывание рисунка, обрисовывание ладошек и создание композиций из них.
Обрисовывание совместно со взрослым предметов по контуру с последующим их соотнесением с изображением в условиях выбора из двух-трех и более.
Рисование палочкой на песке или на снегу во время прогулки («Дорожки», «Ручейки», «Ленточки» и т. п.).
Лепка
Лепка скульптурным способом на глазах у детей из пластилина различных фигурок людей, животных, снежной бабы, предметов посуды, овощей, фруктов и пр.) с последующим обыгрыванием: человечек здоровается с детьми, угощает сделанными конфетами, что-нибудь им сообщает; снеговик разговаривает с детьми, качает головой; зайка прыгает, медведь идет, переваливаясь, человечки танцуют, прыгают, ходят, пьют из вылепленной чашки, едят пластилиновой ложкой из тарелки и пр.; собачка служит, лает, скучает, лежит, свернувшись калачиком и пр.;
Игры и упражнения на развитие восприятия объемной формы путем ощупывания предметов. («Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке?», «На что это похоже?», «Найди в коробке все круглое», «Выбери все предметы с углами» и др.). Словесное объяснение выбора с определением опорных признаков объектов («Это куколка, потому что ручки есть»; «Это машина, тут колеса»; «Это кубик, у него углы»).
Ознакомление детей пластилином и с их основными свойствами (можно разминать, разрывать на части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать). Лепка без задания.
Лепка с игровой целью (совместно со взрослым или по подражанию) предметов шарообразной формы (конфеты, вишенки, яблоки, апельсины и др и похожих на палочки (карандаши, конфеты-батончики, палочки и др.) с использованием разных приемов и с последующим их обыгрыванием.
Лепка объектов округлой формы после обследования (шарики, яблоки, конфеты-драже, помидоры) с использованием приема вдавливания большим пальцем (ямка).
Лепка с использованием приема расплющивания куска пластилина (лепешки, печенье, тортики и т. п.). Ознакомление с последовательностью лепки: сначала скатать шар, затем расплющить между его ладонями).
Лепка с использованием приема соединения частей (баранки) и оттягивания (морковка).
Лепка объектов, состоящих из нескольких частей (пирамидка из шаров, снеговик, кукла-неваляшка и т. п.), после их обыгрывания и обследования.
Используемые методы и методики:
‒ объяснение;
‒ иллюстративный;
‒ игротерапии.
Музыкальное воспитание
Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений. Без специальной работы, без помощи взрослых для ребенка с интеллектуальной недостаточностью звучащий мир представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмечены», имеют смысл. На первом этапе обучения развитие слухового восприятия, «опредмечивание» звуков окружающего и введение ребенка в мир музыкального звучания приобретают особое значение.
Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей способности эмоционально воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового).
Занятия могут проводить воспитатель вместе с музыкальным руководителем. В свободное время воспитатель организует игры детей с музыкальными игрушками и инструментами, во время рисования, игр с образными игрушками, игр с природным, бросовым материалом, игр, направленных на моторно-двигательное развитие. Музыкальные инструменты и игрушки используются в различных вариантах, что позволяет не только вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т. п.
Оборудование и материалы:
‒ музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.);
‒ самодельные музыкальные игрушки (звучащие коробки, деревянные палочки и т. п.);
‒ деревянные ложки;
‒ магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);
‒ ковер или ковровая дорожка;
‒ дорожки с различным покрытием (гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);
Музыкально-дидактические игры
Музыкальные игры с погремушками, колокольчиками, дудками и барабанами, со звучащими игрушками, с образными игрушками в соответствии характером музыки (сон, бодрствование, игры куклы, мишки и т. п.).
Игры-импровизации на развитие выразительных движений в соответствии с характером музыкального образа (котенок, медведь, заяц и др.). Музыкально-дидактические игры на развитие серийности и координацию движений («Хлопаем в ладоши — играем ручками» и т. п., а также различные игры с пальчиками).
Слушание музыки
Слушание пения музыкального руководителя, аудиозаписи.
Слушание немузыкальных звуков (аудиозаписи голосов леса, звуков улицы, голосов детей в процессе игр).
Слушание и узнавание знакомых мелодий, песенок, исполняемых на фортепиано, аккордеоне, триоле, металлофоне, подпевание (ля-ля, да-да и т. п.) и сопровождение движениями.
Слушание наиболее популярных классических мелодий.
Используемые методы и методики:
‒ объяснение;
‒ аудиометод;
‒ игротерапии.
Литература:
- Еремина А. А., Дьякова Е. А. Специальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. [1, с.400]
- Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
- Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]