Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. В. Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 850-856. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36919/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных навыков, по формированию представлений о себе и окружающем мире, по изобразительной деятельности: рисованию, лепке, по музыкальному воспитанию у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем центре содействия накоплен определенный опыт в работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей-инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод и возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в семью и общество. Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране представляет собой комплексную систему государственных, педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций. Право на бесплатную реабилитационную помощь детям-инвалидам закреплено в законодательстве о здравоохранении. Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской и в прямой связи с ней.

Теоретической основой в работе педагогов являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития.

Особенностью работы с воспитанниками является распределение материала не по годам обучения, а по коррекционным направлениям, включенным в тематические ступени: физкультурное и моторно-двигательное развитие, игра, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная деятельность: рисование, лепка, музыкальное воспитание.

Использование данных направлений в работе предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаем неправомерным. На занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15–25 минут. Организация досуга и контроля за ними — основные задачи учреждения. После обследования детей составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков, социальное развитие.

Благодаря данному направлению коррекционно-воспитательной работы, усиливается процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм взаимодействия детей с окружающим миром.

Ведущие виды деятельности детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», в соответствии с диагнозом и степенью нарушения психических функций: формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания; предметно-практическая деятельность; ознакомление с окружающим миром и развитие речи; игровая деятельность; изобразительная деятельность; формирование элементарных математических представлений; формирование мотивации к общению.

Физическое и моторно-двигательное развитие

Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, физкультурные упражнения, прогулка).

Занятия проводятся в форме игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.

Занятия проводятся в утреннее и в вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи) индивидуально, учитывая уровень психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.

Игра

Раздел «Игра» является центральным в коррекционно-воспитательном процессе, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка, в том числе и ребенка с проблемами в развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми.

Игры, направленные на сенсорное развитие

Примерный перечень игр

Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», и т. п.

Игры на развитие восприятия отношений по величине: материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.

Используемые методы и методики:

‒ объяснение;

‒ беседа;

‒ элементы музыкотерапии, игротерапии.

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Работа по данному разделу имеет огромное знание в связи с необходимостью пробуждения у ребенка «Я»-позиции, формирования образа «Я», стремления к самостоятельности как основных условий восприятия окружающего мира с позиции собственного «Я». Восприятие себя в качестве самостоятельного субъекта, впервые испытанная гордость за свои маленькие достижения являются основой понимания предметного и социального мира и формирования отношения к нему. Занятия имеют форму увлекательных игр, наблюдений и пр. Содержание данного раздела непосредственно связано с игровой деятельностью: играми с природным, бросовым материалом, с бумагой, с бытовыми предметами-орудиями, играми с образными игрушками. На первом этапе для расширения представлений об окружающем важное значение имеет воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Работа по данному разделу неразрывна с решением задач речевого развития детей, так как в речи отражается их практический и познавательный опыт. Формирование у детей представлений о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением связывать их с внешними, пространственными свойствами.

Оборудование и материалы:

‒ картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

‒ природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые отражают характерную картину реального растительного и животного мира. При этом периодически его необходимо менять, объединяя каким-то сюжетом. В уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми;

‒ доска для рисования, подставки для ног с шершавой поверхностью;

‒ специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

‒ магнитная доска;

‒ макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);

‒ водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;

‒ разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

‒ прозрачные емкости, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

‒ емкость по типу аквариума;

‒ прозрачные емкости, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

‒ прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

‒ чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (может быть прокален в духовом шкафу);

‒ натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

‒ совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

‒ игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

‒ резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;

‒ игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.);

‒ народные игрушки (свистульки, матрешки, бочонки и т. п.);

‒ животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.);

‒ посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);

‒ постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня);

‒ принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

‒ куклы (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, и т. д.);

‒ бумага различной фактуры и плотности;

‒ наборы ткани разной фактуры, цвета;

‒ различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах;

объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.) и др.

Содержание

Я — ребенок

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши) — я все вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу. Руки — я все делаю. Ноги — я хожу. Я смеюсь, радуюсь, плачу. Я играю, мои игрушки. Моя кукла — она похожа на меня. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей куклы.

Ребенок и дом

Основные предметы быта убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Групповая комната. Туалет. Спальня.

Участок для прогулок. Игрушки для игр на проулке. Участок зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения (Новый год, дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники).

Ребенок и мир животных

Животные (строение туловища, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животныедома и в лесу. Забота о домашних питомцах.

Ребенок и мир растений

Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Разнообразие растений (деревья, кусты, цветы, трава). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям.

Ребенок и мир минералов

Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни). Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Знакомство с некоторыми предметами повседневного обихода из глины, камня.

Ребенок в разнообразном мире цвета и звука

Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, шелест листвы, скрип снега, шум прибоя, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.).

Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета.

Ребенок и явления (стихии) природы

Огонь, вода, земля, воздух. Явления природы зимой и летом. Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Огонь свечи, огонь в печке и т п. Земля на участке, в цветочном горшке и т. п. Ветер. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о явлениях природы.

Ребенок и космос

Солнце, луна, тучи, небо. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Тучи, дождь и снег.

Потешки, песенки, народные игры, стихи о явлениях природы.

Используемые методы и методики:

‒ рассказ;

‒ объяснение;

‒ иллюстративный;

‒ аудиометод;

‒ элементы сказкотерапии, игротерапии.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.

Основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию и лепке направляются на стимулирование и развитие «графической активности».

Занятия изобразительной деятельностью тесно связаны с разделами «Игра», «Формирование представлений о себе и окружающем мире», «Развитие речи».

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям).

Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровеньсенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки.

Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей.

Оборудование и материалы:

‒ бумага разного формата и плотности (А4, A3, А2), большие листы упаковочной бумаги;

‒ доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне;

‒ индивидуальные доски для рисования фломастерами;

‒ «стена для рисования» — в групповой комнате к стене прикреплен часто меняющийся большой лист плотной бумаги, на котором дети могут самостоятельно в качестве «тренировки» рисовать мелом, углем, фломастерами и т. п.;

‒ наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь; наборы цветных красок; кисти разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3–4 см);

‒ стаканчики для кисточек, для краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина;

‒ пластилин;

Содержание

Рисование

Рисование взрослым на глазах у детей мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги. Заинтересованное, эмоциональное, быстрое, схематическое, сопровождаемое речью отражение самого простого, понятного детям содержания, взятого из к личного бытового, игрового, эмоционального, коммуникативного опыта («Петя играет с шариком», «Вова везет шишку на машине», «Таня и Сережа играют в мяч», «Лепим снежную бабу», «Юля и Маша радуются подаркам» и т. п.).

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация, показ с использованием указательного и соотносящего жестов, называние («Мы тебе покажем, что мальчик делает, а ты найди, где это нарисовано», «Покажи, что делает здесь девочка»).

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (с помощью взрослого) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

Рассматривание картинок с изображением действий взрослых и детей в разное время года (осень идет дождь, дети бегут под зонтом; зима, снег, дети лепят снежную бабу и пр.), их демонстрация с последующим изображением взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги или на индивидуальной доске.

Совместные игры с красками — создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим ассоциированием их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.) и обозначением словом при помощи взрослого.

Игры и упражнения на идентификацию предметов по цвету и пространственным признакам — форме, размеру, расположению («Найди такие кубики», «Выбери все красное», «Дай большие кубики», «Катится — не катится», «Протолкни в нужное отверстие», «Что сюда подходит?» и пр.), а также на сопоставление предмета и его изображений.

Ознакомление детей с формообразующими движениями путем выполнения совместных действий («Дорожки», «Лучики», «Ленточки», «Клубочки», «Моточки», «Тучки» и др.). Развитие умения связывать различные движения с результатом, а также с предметами, действиями и явлениями реальной жизни (нанесение мазков — с каплями дождя, спиралевидные движения — с запутавшимися нитками, вращательные движения — с помешиванием кашина тарелке, волнообразные движения — с ручейком и т. п.).

Рисование фломастером, волоконным карандашом» маркером предметов округлой формы с предварительным их обведением рукой, пальцем, фломастером по контуру (зрительно-двигательное моделирование формы), с повторением обводящего движения в воздухе (мячи, воздушные шары, яблоки вишенки, конфеты-драже и т. п.). рисование кистью предметов округлой формы («Скатаем большой снежный ком», «Намотаем пряжу на клубок», «Яблоки», «Апельсины», «Мячики» и др.) с предварительным повторением движения кистью в воздухе.

Рисование пальцем, кистью и специальными средствами (тампоном из поролона, ваты и др.) разных линий (длинных, коротких, толстых и тонких) вместе со взрослым, по подражанию, по собственному желанию.

Рисование кистью: действовать всей поверхностью ворса кисти, не отрывая ее от бумаги, пользоваться приемами примакивания — кисть плашмя («Следы на снегу», «Сосульки заплакали», «Листья падают», «Травка выросла» и т. п.) и касания — кисть вертикально («Дождик», «Салют», «Идет снег», «Созрела рябина», «Ветка мимозы», «Березапроснулась весной» и т. п.).

Закрашивание краской (кистями различного размера, тампоном и т. п.) всей поверхности листа с помощью взрослого и самостоятельно («Небо» «Ночь», «Лужок», «Снег» и др.).

Дорисовывание рисунка, обрисовывание ладошек и создание композиций из них.

Обрисовывание совместно со взрослым предметов по контуру с последующим их соотнесением с изображением в условиях выбора из двух-трех и более.

Рисование палочкой на песке или на снегу во время прогулки («Дорожки», «Ручейки», «Ленточки» и т. п.).

Лепка

Лепка скульптурным способом на глазах у детей из пластилина различных фигурок людей, животных, снежной бабы, предметов посуды, овощей, фруктов и пр.) с последующим обыгрыванием: человечек здоровается с детьми, угощает сделанными конфетами, что-нибудь им сообщает; снеговик разговаривает с детьми, качает головой; зайка прыгает, медведь идет, переваливаясь, человечки танцуют, прыгают, ходят, пьют из вылепленной чашки, едят пластилиновой ложкой из тарелки и пр.; собачка служит, лает, скучает, лежит, свернувшись калачиком и пр.;

Игры и упражнения на развитие восприятия объемной формы путем ощупывания предметов. («Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке?», «На что это похоже?», «Найди в коробке все круглое», «Выбери все предметы с углами» и др.). Словесное объяснение выбора с определением опорных признаков объектов («Это куколка, потому что ручки есть»; «Это машина, тут колеса»; «Это кубик, у него углы»).

Ознакомление детей пластилином и с их основными свойствами (можно разминать, разрывать на части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать). Лепка без задания.

Лепка с игровой целью (совместно со взрослым или по подражанию) предметов шарообразной формы (конфеты, вишенки, яблоки, апельсины и др и похожих на палочки (карандаши, конфеты-батончики, палочки и др.) с использованием разных приемов и с последующим их обыгрыванием.

Лепка объектов округлой формы после обследования (шарики, яблоки, конфеты-драже, помидоры) с использованием приема вдавливания большим пальцем (ямка).

Лепка с использованием приема расплющивания куска пластилина (лепешки, печенье, тортики и т. п.). Ознакомление с последовательностью лепки: сначала скатать шар, затем расплющить между его ладонями).

Лепка с использованием приема соединения частей (баранки) и оттягивания (морковка).

Лепка объектов, состоящих из нескольких частей (пирамидка из шаров, снеговик, кукла-неваляшка и т. п.), после их обыгрывания и обследования.

Используемые методы и методики:

‒ объяснение;

‒ иллюстративный;

‒ игротерапии.

Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений. Без специальной работы, без помощи взрослых для ребенка с интеллектуальной недостаточностью звучащий мир представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмечены», имеют смысл. На первом этапе обучения развитие слухового восприятия, «опредмечивание» звуков окружающего и введение ребенка в мир музыкального звучания приобретают особое значение.

Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей способности эмоционально воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового).

Занятия могут проводить воспитатель вместе с музыкальным руководителем. В свободное время воспитатель организует игры детей с музыкальными игрушками и инструментами, во время рисования, игр с образными игрушками, игр с природным, бросовым материалом, игр, направленных на моторно-двигательное развитие. Музыкальные инструменты и игрушки используются в различных вариантах, что позволяет не только вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т. п.

Оборудование и материалы:

‒ музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.);

‒ самодельные музыкальные игрушки (звучащие коробки, деревянные палочки и т. п.);

‒ деревянные ложки;

‒ магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);

‒ ковер или ковровая дорожка;

‒ дорожки с различным покрытием (гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);

Музыкально-дидактические игры

Музыкальные игры с погремушками, колокольчиками, дудками и барабанами, со звучащими игрушками, с образными игрушками в соответствии характером музыки (сон, бодрствование, игры куклы, мишки и т. п.).

Игры-импровизации на развитие выразительных движений в соответствии с характером музыкального образа (котенок, медведь, заяц и др.). Музыкально-дидактические игры на развитие серийности и координацию движений («Хлопаем в ладоши — играем ручками» и т. п., а также различные игры с пальчиками).

Слушание музыки

Слушание пения музыкального руководителя, аудиозаписи.

Слушание немузыкальных звуков (аудиозаписи голосов леса, звуков улицы, голосов детей в процессе игр).

Слушание и узнавание знакомых мелодий, песенок, исполняемых на фортепиано, аккордеоне, триоле, металлофоне, подпевание (ля-ля, да-да и т. п.) и сопровождение движениями.

Слушание наиболее популярных классических мелодий.

Используемые методы и методики:

‒ объяснение;

‒ аудиометод;

‒ игротерапии.

Литература:

  1. Еремина А. А., Дьякова Е. А. Специальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. [1, с.400]
  2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
  3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
  5. Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, окружающий мир, изобразительная деятельность, игрушка, музыкальное воспитание, лепка, Формирование представлений, игровая деятельность, интеллектуальная недостаточность.


Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра

Данные рекомендации разработаны специалистами МДОУ д/с № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области, реализующих АОП для дошкольников с РАС, и имеющими опыт практической работы с семьями, воспитывающими детей данной нозологии. Статья посвящена как...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра

Данные рекомендации разработаны специалистами МДОУ д/с № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области, реализующих АОП для дошкольников с РАС, и имеющими опыт практической работы с семьями, воспитывающими детей данной нозологии. Статья посвящена как...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Задать вопрос