Развитие взглядов в истории о достоинстве человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 1050 раз

Библиографическое описание:

Козлова, И. В. Развитие взглядов в истории о достоинстве человека / И. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1050-1052. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36925/ (дата обращения: 16.11.2024).



Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Параметр достоинства затрагивает все аспекты человеческой цивилизации и культуры в целом. Поэтому актуальность анализа достоинства как параметра бытия в условиях жизнедеятельности людей является очевидной.

Истоки проблемы, связанной с постижением сути и значимости достоинства человека, уходят в глубинную историко-философскую традицию, связанную с античностью. Согласно Сократу, человек должен обладать достоинством человека, то есть его не должны пугать ни превратности судьбы, ни даже страх смерти. Достоинство человека проявляется в его повседневной жизни, в простых действиях и общении с близкими людьми, а не только в философских размышлениях. «Познай самого себя» — формула, которую использует Сократ. Поскольку все окружающее, имеет смысл и значение только для человека, то вполне разумным представляется познать сначала, что же такое человек, каково его предназначение в этом мире и на что он способен. Познание человеком самого себя и собственных возможностей, равно как и определение места в этом мире, должно являться, согласно Сократу, тем основанием, на котором строится все остальное человеческое знание.

У Платона понятие о достоинстве человека выражается в знаменитом тезисе о справедливости, как таком положении вещей, когда «каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других».

Известное произведение античности «Никомахова этика» Аристотеля, которую мыслитель посвятил сыну, предлагает подробный анализ и разбор добродетелей. Философское учение о добродетелях отличает то, что в нем присутствует задача, предполагающая выбор и культивирование в индивиде личных достоинств и добродетелей. К добродетелям нужно стремиться, их следует культивировать и в силу этого данную модель можно назвать достигательной. По мнению Аристотеля, добродетель следует понимать, как середину, «срединчатость», т. е. как серединное состояние, достоинство связывается прежде всего с хорошим воспитанием в нравственном смысле [9].

Основными положениями средневековья, являются идеи о Боге, многие философы — богословы (Фома Аквинский,Григорий Палама,Блаженный Августин), говоря о достоинстве человека, писали, что для обретения достоинства, человеку нужно стремиться к спасению, а для этого нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Поиск абсолютной истины, заключается в поиске Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати [7].

В эпоху Возрождения, произведение Пико Делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», имело большую значимость. В центр автор помещает проблематику сотворения собственного «Я», где достоинство и свобода выбора оказываются главными ценностями. Именно в достоинстве мыслитель усматривает превосходство человеческой природы. Человек действительно достоин восхищения. Достоинство связано с любовью и пониманием смысла, мудрости и вечных ценностей жизни [9].

В XVIII веке, проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант в «Основоположениях метафизики нравов» вводит категорию достоинства. Ее огромное значение обусловлено тем, что данная категория соответствует ценности самого закона, т. е. является безусловной и несравнимой ценностью. Для так понимаемого достоинства определяющим становится истинная преданность закону, и особая специфика данной категории объясняется именно ее сравнимостью по силе воздействия с законом.Человеческая личность, по Канту, наделена достоинством именно как носительница нравственного закона, это то, что возвышает человека над самим собой. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [4].

Немецкий философ XIX века, Карл Маркс, рассуждая о человеке, видел проблему достоинства в строе, в котором господствуют частная собственность и рынок, только капитал имеет свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе не свободен. Труд в условиях капитализма принудителен, отчужден, бессмысленен, поскольку происходит отчуждение от индивида продукта его труда, а это в свою очередь влечет за собой и отчуждение всех его отношений к чувственному внешнему миру, отчуждение от полноценного общения с другими людьми, от культуры в целом. Вследствие этого человек воспринимает такой мир как чужой, враждебный, возвышающийся над ним. В то время как преобразованный трудом человека мир «мощнеет», отчуждение приводит к тому, что человек истощается. С ростом массы предметов человек становится все беднее как человек, он в большей степени нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью внешнего мира, но сила его денег только уменьшается относительно увеличивающейся массы производственной продукции, и потребность человека только возрастает по мере возрастания массы денег [6].

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, в своей книге «Будущее человеческой природы» пишет, что человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает «достоинством» и требует «уважения». Слово «достоинство» применимо потому, что оно охватывает широкий семантический спектр, включающий и специфическое понятие «человеческое достоинство». Слова «честь», прилипшие к нему за всю историю до эпохи модерна, оставили свой след и на семантике слова «достоинство» — это коннотации зависимого от общественного статуса этоса. Значимым оказывается вывод М. Хайдеггера, согласно которому «несобственное бытие» — бытие «по типу других» задает неполноценное существование. Достоинство же представляет качество полноценного бытия. В его структуре присутствует субьективация, в которой превалирует не просто переживание, а рефлексивно-смысловая составляющая. Самооценка — самопереживание — самоосмысление и уяснение самозначимости идентифицируют достоинство [9].

По мнению современного российского философа, Шаракшанэ С. А. «Достоинство — это константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации».

Устян В. Г., в своей работе «Проблема достоинства человека в святоотеческой традиции и русской религиозной философии» пишет, чтосекулярное представление о достоинстве человека связано с распространением христианства, так как именно в святоотеческом мировосприятии оформился основополагающий принцип человеческого достоинства — его онтологизм, производными от которого являются правовые константы: всеобщность, безусловность и неотъемлемость достоинства.

В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

В конституционном праве достоинство личности — критерий отношения государства к личности и её правовому статусу [5].

Образование и воспитание, являются одними из самых важных способов формирования достоинства личности. Образование — это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире. Именно поэтому, как писал Г. В. Гегель образование — это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью, а, следовательно, и процесс его вхождения в сферу духа (ценностей культуры), то есть освоение всего того, что создано человечеством за всю историю своего существования. Образование — это не только введение человека во всеобщее: в опыт, знания, способы поведения других людей, — оно предполагает одновременно и развитие самой личности, а значит ее достоинства, когда всеобщее в ней приобретает особенную форму жизнедеятельности, поэтому можно сказать и так, что сущность образования — в формировании и развитии личности человека, его достоинства и его духа. В отечественном образовании под развитием личности подразумевают совершенствование тех качеств обучающихся, которые не относятся к интеллектуальным способностям, знаниям, умениям и навыкам. Основные задачи, которые должно ставить перед собой образование, это воспитывать и обучать. Именно из обучения и воспитания состоит образование. Как гласит закон «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом... Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства... Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [8]. В образовании развитая личность, это личность, богатая разного рода достоинствами («всесторонне развитая личность»). К таким достоинствам относится: ответственность, целеустремленность и настойчивость, патриотизм, честность, любознательность, дружелюбие и отзывчивость, коллективизм, способность к самопожертвованию, способность к самостоятельной деятельности, творческие способности, трудолюбие, гражданская позиция (социальная послушность) и другое.

Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что, понятия о достоинстве человека различны в разные исторические эпохи у разных классов и народов, существует очень много подходов к вопросу о достоинстве человека, и каждый из них представляет определенную историческую ступень в развитии морали. Если существуют антагонистические классы, классовая борьба, то не может быть единых представлений о достоинстве и чести у всех членов общества. Вместе с тем сложившиеся в течение веков элементарные нормы нравственности предполагают охрану личного достоинства человека. В качестве окончательного определения Достоинства человека в данной статье возьмем за основу определение, взятое из энциклопедического словаря «Основы духовной культуры» В. С. Безрукова. «Достоинство человека — это моральная категория, выражающая личностную ценность как отношение человека к самому себе. Достоинство человека — это прежде всего состояние его нравственности в единстве с чувством свободы духа. Это высокая требовательность к себе, осознание своего долга иответственности перед обществом. Достоинство — это с честью и внешней независимостью выполнение своихобязанностей, это сохранение своей внешней и внутренней свободы. Это также отношение общества и государства к человеку как достойному объекту и субъекту взаимодействия, выраженное в законах, то есть правах и обязанностях гражданина, в уважении этих прав, в признании свобод. Согласно христианской догматике достоинство человека имманентно, оно основано на том. Что сам человек создан по образу и подобию Божию.

Достоинство, по-христиански, даровано каждому, и никто не может его отнять у человека или осквернить, кроме него самого».

Литература:

  1. Апресян Р. Г. Достоинство // Новая философская энциклопедия. М., Мысль 2000, т. 1.
  2. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003.
  3. Бердяев H. A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1998.
  4. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет Т.2. М., 1971.
  5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.,2012.
  6. Маркс К., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 4.
  7. Устян В. Г. Проблема достоинства человека в святоотеческой традиции и русской религиозной философии: диссертация кандидата философских наук, Тула, 2009.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  9. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
  10. Шаракшане С.А, Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: диссертация кандидата философских наук. Р-на-Д., 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): достоинство человека, достоинство, образование, достоинство личности, Кант, повседневная жизнь, развитая личность, развитие личности, собственное достоинство, человеческая природа.


Задать вопрос