Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 1454 раза

Библиографическое описание:

Везиров, Т. Т. Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе / Т. Т. Везиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1064-1066. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36926/ (дата обращения: 18.12.2024).



В наше время компьютерные технологии проникли во все сферы повседневной жизни современного человека и стали неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Все это не могло не отразится и на образовательном процессе, где в последнее время новые компьютерные технологии стали занимать прочные позиции.

На данное время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях внедрения компьютерных технологий в образование меняется модель педагогической науки, изменяется организация и суть образования. Традиционная методика обучения, ориентированная в основном на коллективное восприятие информации, отходит на второй план в сравнении с новыми инновационными методами, основанными на использовании информационных технологий позволяющих в полной мере раскрыть и реализовать их потенциальные возможности.

На основе разнообразных компьютерных программных продуктов и технических новинок появились новые технологии обучения — интерактивные электронные образовательные ресурсы (ИЭОР), которые направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся и обладают целым рядом дидактических достоинств.

По нашему мнению, применение ИЭОР в образовательном процессе является одним из способов повышения его качества, активизации и развития творческого подхода у обучающихся.

Таким образом, ИЭОР принимают на себя поддержку многих компонент обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением «педагог — обучающийся». При самообучении они способны полностью выполнять функции педагога и обеспечивать самостоятельное овладение предметным содержанием.

На практике, инициатором создания ИЭОР часто является педагог, который наиболее остро осознает необходимость перемен в средствах обучения своей дисциплине, использовании компьютерных технологий в визуализации учебного материала, применении интерактивных форм обучения, алгоритмизации процесса оценки знаний обучающихся, расширении возможности привлечения обширного справочного материала на электронных носителях.

В процессе создания ИЭОР авторам и разработчиками приходиться отбирать содержание, находить оригинальные формы представления учебного контента, применять свои схемы изучения материала, формы и средства контроля знаний. Этот процесс носит исключительно творческий характер [1].

Большую роль при разработке ИЭОР играет правильный выбор технологий и инструментально-программных средств. Большое количество которых позволяют преподавателю выбрать адекватные целям ИЭОР средства разработки.

По нашему мнению, из всех существующих в настоящее время средств обучения только ИЭОР могут составить конкуренцию преподавателю, поскольку могут быть носителями содержательного учебного взаимодействия.

В Дагестанском государственном университете для направления «Прикладная информатика в юриспруденции» (далее информатик-юрист) нами успешно реализуются программы подготовки и внедрения в учебный процесс интерактивных электронных образовательных ресурсов.

Профессиональная подготовка информатика-юриста представляет собой сложный процесс, конечной целью которого является формирование у них комплекса компетенций, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности, в частности с использованием ИЭОР.

Сложность феномена проблемы профессиональной подготовки информатиков-юристов заключается в том, что успех в профессиональной деятельности не гарантируется только приобретением необходимых знаний, умений, навыков и формированием профессионально значимых качеств, но необычайно актуализируется способность выпускника к алгоритмическому мышлению и мотивационно-ценностное стремление к постоянному обновлению своих профессиональных знаний.

Именно алгоритмическое мышление обеспечивает информатику-юристу качественную разработку программного обеспечения, создание базы данных в правовой сфере и продуктивную работу с нею. Поскольку знания информатика-юриста не успевают за лавинообразным ростом объема информации вообще и правовой в частности, а также развитием компьютерных средств, причем очевидно, что этот рост в дальнейшем будет только увеличиваться. Поэтому особенно им необходимо своевременное пополнение знаний в соответствии с современными научными разработками и достижениями в данной области. Именно вышесказанное обусловливает специфику профессиональной подготовки информатиков-юристов и определяет формирование у них профессиональных компетенций, важную роль в котором играют ИЭОР.

Для успешного изучения курса «Интеллектуальные информационные системы» нами разработан интерактивный электронный образовательный ресурс, включающий инновационные качества, использующие новые педагогические инструменты, такие, как интерактив; мультимедиа (аудиовизуальное представление фрагмента решения задачи); коммуникативность (обеспечивается вузовскими и региональными системами телекоммуникаций); производительность (имеется в виду производительность труда обучающегося для успешного освоения учебного материала).

ИЭОР строится по блочно-модульному принципу с открытой архитектурой и содержит четыре составляющие:

  1. Информационную, которая служит для предъявления информации и снабжен мультимедийным материалом в виде видео, аудио и анимации. Текст сопровождается гипертекстовыми ссылками не только к справочным данным, но и к рекомендованной литературе и Интернет-ресурсам.
  2. Практическую, предназначенную для формирования профессиональных компетенций с помощью комплекса заданий репродуктивного характера и задач, ориентированных на получение нового для студента образовательного продукта;
  3. Контрольную, которая служит для определения достигнутого студентами уровня самостоятельной деятельности;
  4. Приложения, включающая в себя две основные части: элементы Глоссария и базы данных дополнительной литературы.

При реализации процесса обучения курсу «Интеллектуальные информационные системы» используются практически все формы взаимодействия пользователя с ИЭОР: пассивные (чтение текста, просмотр схем и их отдельных элементов, прослушивание звукового сопровождения каждой учебной темы и т. д.), активные (навигация по элементам контента, копирование элементов контента в буфер, множественный выбор изображений из элементов контента, масштабирование изображения для детального изучения, деятельностные (декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему).

Структура ИЭОР по курсу «Интеллектуальные информационные системы» составлена по схеме от простого к сложному и реализуется для каждой темы в классической последовательности: ответы на контрольные вопросы по ранее изученным темам; объяснение нового материала; выполнение и защита индивидуального задания; ответы на тестовые вопросы.

Основу содержания ИОЭР составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.

Навигация по ИЭОР осуществляется посредством кнопок или гиперссылок. Доступность и простота навигации не требует специальной подготовки, позволяя сконцентрировать внимание обучающихся на содержании предлагаемого материала.

ИЭОР нацелен на оптимизацию изучения дисциплины «Интеллектуальные информационные системы», создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития личности обучающихся.

Предлагаемый ресурс дает возможность проявления творчества и педагогического мастерства преподавателям курса, и разрабатывался не с целью полной замены на занятиях личности педагога. ИЭОР предложен преподавателям в качестве основы в проведении занятий, может являться дидактическим обеспечением самостоятельной работы студентов.

Использование ИЭОР на занятиях позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. ИЭОР использоваться как средство повышения наглядности, например преподаватель может применять ИЭОР при подготовке к занятию как источник информации, использовать в качестве наглядных примеров, как средство при подготовке раздаточного материала, для закрепления и повторения нового материала, для организации исследовательской проектной деятельности, для обучения обучающихся работе с информацией.

Востребованность именно ИЭОР во многом была обусловлена возможностями образовательной среды, отличающуюся согласованностью содержания и структуры, потенциальной многовариантностью при выборе образовательной траектории, доступностью материалов учебника для копирования и распечатывания фрагментов текста и иллюстраций.

Все это стимулирует студентов к творческой, самостоятельной работе по созданию на основе материалов ИЭОР собственной «базы знаний», расширяющей рамки учебника новыми материалами, ссылками на дополнительные источники, в том числе и интернет.

При подготовке к семинару или при поиске ответа на экзаменационный вопрос обучаемый может ограничиться материалом одноименного модуля, перейдя к нему непосредственно через гиперссылку оглавления. Более глубокое исследование этого же вопроса предусматривает использование предметного указателя, который отсылает к изучению уже нескольких (обычно трех-четырех) модулей. Наконец, реализация обучаемым исследовательского подхода предполагает обращение к полнотекстовому поиску. И здесь обучаемый, находя и устанавливая необходимые взаимосвязи между различными аспектами изучаемой проблемы, учится искать главное, анализировать и обобщать полученные знания. Именно такое, предусмотренное в учебнике нелинейное изучение материала создает возможности для решения одной из основных задач данного курса — формирования научно-методологического мышления.

Дополнительным доводом в пользу электронной версии явились особенности, связанные с содержательной стороной имевшихся материалов — соблюдение общих принципов и системности изложения при значительном объеме текстовой и графической информации.

Также следует отметить, что процесс разработки ИЭОР очень важен для преподавателя, так как, используя накопленный педагогический и методический опыт, он вырабатывает современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации учебного материала.

Литература:

  1. Краскова О. В. Использование и разработка электронных учебно-методических комплексов [Текст] / О. В. Краскова // Информационные системы и технологии как модернизационный потенциал современного российского общества / Под общ. Ред. С. Е. Шиянова — Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2016. — С. 92–96.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, учебный материал, алгоритмическое мышление, образовательный процесс, преподаватель, профессиональная подготовка информатиков-юристов, учебный процесс, формирование, элемент контента.


Задать вопрос