Анализ уровня развития креативной экономики в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Макарова, А. Д. Анализ уровня развития креативной экономики в мире / А. Д. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36928/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время доля работы человека в промышленном секторе резко сокращается в связи с автоматизацией производства, тем самым высвобождая человеческий капитал, который и становится стимулом развития креативной экономики. Понятие «креативная экономика» все чаще употребляется экономистами и управленцами, а доля креативной экономике в мировой с каждым годом увеличивается. Многие известные ученые считают, что основанная на интеллектуальном труде экономика постепенно становится одной из главных форм социально-экономического развития стран.

Именно креативная экономика позволит в будущем перейти на возобновляемые топливные ресурсы, повысить эффективность производства и качество жизни, а также отойти от сырьевого ориентира [3]. В данной статье мы установили уровень развития креативной экономики в мире путем анализа уровня доходности креативных индустрий, показателей креативной экономики по пяти регионам и сравнительный анализа экспорта креативных товаров в мире и по группам стран.

В 2015 году компанией ErnstandYoung (EY) по заказу Международной конфедерации обществ авторов и композиторов было проведено картирование креативной экономики в мире. В частности ЕY был установлен рейтинг креативных индустрий по доходности и занятости и рассчитаны показатели креативной экономики по пяти регионам мира [5].

Таблица 1

Рейтинг креативных индустрий по доходности изанятости, 2013

Креативная индустрия

Доходность, млрд. долларов

Рейтинг по доходности

Число занятых

Рейтинг по числу занятости

Телевидение

477

1

3 527 000

5

Изобразительные искусства

391

2

6 732 000

1

Газеты и журналы

354

3

2 865 000

6

Реклама

285

4

1 953 000

8

Архитектура

222

5

1 668 000

9

Книги

143

6

3 670 000

3

Исполнительные виды искусства

127

7

3 538 000

4

Игры

99

8

605 000

10

Кинематограф

77

9

2 484 000

7

Музыка

65

10

3 979 000

2

Радио

46

11

502 000

11

Итого

2253

-

29 507 000

-

Источник: Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015

В целом за 2013 год, данные креативные индустрии сгенерировали доход в 2253 миллиарда долларов (3 % от мирового ВВП) и включили в себя 29,5 миллиона рабочих мест. Радио занимает последнее место как по доходности, так и по числу рабочих мест среди всех креативных индустрий, составляя лишь 2,04 % и 1,7 % доли данных показателей соответственно. Телевидение и изобразительные искусства составляют наибольшую долю в доходах креативной экономики– 21 % и 17 % соответственно, когда как игры и кинематограф составляют лишь 4,4 % и 3,4 %. По количеству числа занятых изобразительное искусство выходит на первое место с 6,7 миллиона рабочих мест. Неожиданно, на втором месте располагается музыка с 3,97 миллиона рабочих мест, что является достаточно высоким показателем, учитывая сравнительно низкую доходность данной индустрии — 2,88 % от общего дохода.

Таким образом, по данным за 2013 год, наиболее доходными креативными индустриями в мире являются телевидение, изобразительные искусства, газеты и журналы, а наименее доходными — кинематограф, музыка и радио. Наибольший вклад в трудоустройство населения планеты среди всех креативных индустрий по данным СИЗАК вносят Изобразительные искусства, Музыка и Книги, а наименьший — Архитектура, Игры и Радио. Однако, при выдвижении выводов, необходимо учитывать то, что некоторые креативные индустрии, с высоким показателем занятости включают в себя большое количество временных работников, что и объясняет несоответствие числа занятых с доходностью.

Страны начинают постепенно ориентироваться на развитие креативной экономики. Наиболее продвинутые страны уже составили стратегии развития креативной экономики и необходимую для их воплощения креативную базу. В будущем, именно те страны, которые сумеют создать необходимые для развития креативности условия и привлечь креативный класс, станут лидерами по уровню развития экономики.

EY в своем исследовании объединяет страны в 5 основных регионов: Северная Америка; Европа; Азия и Тихий океан; Латинская Америка и Карибы; Африка и Ближний Восток. По каждому региону выделяется совокупный креативный доход и занятость в креативных индустриях, а также выделяется доля креативного дохода в ВВП.

Таблица 2

Показатели креативной экономики по 5 регионам

Регион

Доход от креативности, млрд. долл.

Процент от ВВП региона

Число занятых, миллион человек

Северная Америка

620

3,3 %

4,7

Европа

709

3 %

7,7

Азия и Тихий океан;

743

3 %

12,7

Латинская Америка и Каррибы;

124

2,2 %

1,9

Африка и Ближний Восток

58

1,1 %

2,4

Источник: Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015

Из таблицы можно сделать вывод о том, что хоть наибольшие показатели дохода от креативных индустрий и числа занятых в креативной экономике приходятся на Азиатские и Тихоокеанские страны, самая высокая доля креативного дохода в ВВП принадлежит Северной Америке. Наименьший креативный доход приходится на Африку и Ближний Восток, а наименьшее число занятых в креативных индустриях наблюдается в Латинской Америке и Карибах.

Таблица 3

Экспорт креативных товаров по группам стран в 2002 и 2011гг., млн. долларов

Мир

Развивающиеся

Развитые

Страны спер. экономикой

2002

2011

2002

2011

2002

2011

2002

2011

Все креативные товары

198240

454019

73890

227867

123169

222597

1181

3555

Худ. промыслы

17503

34209

9201

23383

8256

10653

45

172

АВ товары

455

492

35

90

417

400

3

2

Дизайн

114694

301262

53362

172223

60970

127239

362

1800

СМИ

17506

43744

4412

14607

13071

28918

23

219

Исполнительные искусства

2754

-

250

-

2478

-

26

-

Издательские товары

29908

43077

3157

8106

26061

33650

690

1321

Изобразительные искусства

15421

31127

3474

9456

11916

21631

31

40

Источник: Creative economy report 2013, UNDP, 2013

Художественные промыслы включают в себя ремесла, декоративное искусство, оригами, декупаж, керамику и т. д. АВ товары подразумевают товары со звуковым и визуальным компонентами: фильмы, презентации, телевизионные программы. Дизайн включает архитектуру, модный дизайн, дизайн приложений и программного обеспечения, веб-дизайн, прикладные искусства и др [4].

Рис. 1. Структура экспорта креативных товаров (по видам товаров) в 2002 году

Рис. 2. Структура экспорта креативных товаров (по видам товаров) в 2011 году

По таблице 3 и рисункам 1 и 2 можно сделать выводы о том, что за период с 2002 по 2011 во всем мире экспорт креативных товаров увеличился почти в 2,5 раза, что говорит нам о значительном развитии креативной экономики. Наибольшую долю в экспорте креативных товаров занимают развитые и развивающиеся страны. В 2011 году по сравнению с 2002 доля экспорта креативных товаров из развивающихся стран увеличилась по сравнению с долей развитых стран, когда как доля стран с переходной экономикой изменилась незначительно. Структура мирового экспорта креативных товаров также претерпела изменения. Объемы экспорта художественных промыслов увеличились, однако их доля в структуре уменьшилась на больше чем 1 %. Доля дизайна увеличилась на 9,5 % по сравнению с 2002 годом. Доля издательских товаров также уменьшилась на более чем 5 %. В странах с переходной экономикой наибольшую долю занимают продукты дизайна и издательские товары, остальные же креативные продукты экспортируются в сравнительно малых объемах. Наибольшую долю в структуре экспорта креативных товаров как в 2002, так и в 2011 году занимают продукты дизайна.

Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что креативные индустрии по доле в мировом ВВП пока еще стоят на скромных позициях, значительно уступая промышленному и ресурсодобывающему сектору. Тем не менее, темпы роста доли товаров креативных индустрий растут по всему миру, включая не только развитые, но и развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В заключение необходимо отметить, что проблема перехода от индустриальной и сырьевой экономик к креативной будет актуальна в ближайшие десятки лет, так как мир находится в глубочайшей зависимости от таких не возобновляемых топливных ресурсов как газ, нефть и уголь. Только тогда, когда человечество избавится от этой зависимости мы сможем установить, что настала эра креативной экономики.

Литература:

  1. Хокинс, Д. Креативная экономика М.: Классика-XXI-2011. С.107–137
  2. Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценке уровня развития креативной экономики США и России// Методы анализа—№ 20(323) —2013—с. 16–20
  3. Публикация «Креативная экономика: вводный курс»// серия публикаций Британского Совета о креативной и культурной экономике — 2010 г.
  4. Совместная публикация ЮНЕСКО и UNDP «Creativeeconomyreport 2013»- 2013 г.
  5. Публикация EY по заказу СИЗАК «Culturaltimes. The first global map of cultural and creative industries» — 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): креативная экономика, индустрия, товар, Африка, Ближний Восток, доля, Латинская Америка, переходная экономика, Северная Америка, структура экспорта.


Задать вопрос