Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 1337 раз

Библиографическое описание:

Шмидт, Е. В. Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий / Е. В. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 723-725. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36935/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время особую важность, для общества и государства в целом является воспитание подрастающего поколения. И поэтому необходимо осуществлять деятельность по предупреждению вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий. До наступления совершеннолетия, человек становится самостоятельной личностью, формирует характер и приобретает навыки поведения в обществе.

В раннем возрасте, дети еще совсем наивные и доверяют взрослым, именно поэтому их легко вовлечь в совершение преступления и антиобщественные действия. Наряду с этим взрослые пользуются этим и путем обмана, вознаграждения или угрозой вовлекают несовершеннолетних.

Также важное место занимает воспитание подростков, ведь именно в этом возрасте они склонны к совершению правонарушений.

Правонарушающему поведению несовершеннолетних часто предшествует трудновоспитуемость. Это возникает из‑за неблагоприятных условий жизни и воспитания подростка в целом. Исследуя личность несовершеннолетнего правонарушителя очень важно проследить зависимость между неблагоприятными условиями нравственного формирования подростка и постепенной деформацией у него интересов, потребностей, отношений. У него исчезает интерес к учебе, начинаются прогулы в школе и растет тяга к пустому времяпрепровождению.

Как правило, это здоровые, потенциально полноценные дети, но при этом педагогически запущенные — плохо воспитанные, недостаточно обученные и недостаточно развитые. Следствием этого являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении и общении [1].

Ученые выделили признаки педагогической запущенности:

  1. Отклонения в сознании.
  2. Отклонения в поведении. По стилю поведения можно выделить две группы педагогически запущенных подростков:

– подростки с повышенной независимостью, склонностью к лидерству, агрессии;

– подростки, у которых доминируют признаки зависимости, реакции защитно‑оборонительного типа по отношению к среде сверстников.

  1. Отклонения в эмоционально‑волевой сфере.
  2. Устойчивость проявления отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия, жестокости, потребности курить [2].

Личность и характер несовершеннолетнего можно характеризовать низким уровнем социализации. Подросток плохо или вообще не усваивает систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Главным в жизни человека является семья. Если ребенка с ранних лет воспитывали в условиях почитания норм права и морали, то, повзрослев, он также будет почитать и выполнять их. Но, если в воспитании подростка имеются какие‑, то изъяны, то его поведение не будет отвечать требованиям социальных норм.

Также исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на преступный путь, характерна деформация социальных позиций, характерна их возрасту.

С совершением правонарушений у подростков отмечаются и такие формы поведения, как пьянство, наркомания, токсикомания, употребление психотропных веществ, ранняя половая распущенность. Такие формы отклоняющегося поведения опасны тем, что влекут за собой возникновение преступного поведения или являются обстоятельством, способствующим правонарушающему поведению.

Также исследования показывают, каждый второй несовершеннолетний, совершивший преступление вместе с совершеннолетним, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а каждый четвертый подросток пошел на совершение преступления, чтобы иметь возможность быть в таком состоянии.

Еще одной формой социально отклоняющегося поведения у несовершеннолетних правонарушителей, является половая распущенность: вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрелости; вступление в случайные половые связи; беспорядочная половая жизнь; проституция. В последнее время значительно увеличилось количество несовершеннолетних в возрасте 12–13‑лет, именно среди девушек, вступающих в беспорядочные половые связи, обращающихся по поводу производства аборта и заражениями венерическими заболеваниями.

Ранняя половая распущенность девочек как выражение пренебрежения к нравственным запретам общества способствует в психологическом плане возможности совершить преступление. Катализаторами здесь выступают: отрицательное, как правило, окружение таких подростков; неправильно сформировавшиеся, связанные с половой распущенностью, извращенные и неумеренные материальные потребности; привычка употреблять спиртное и праздно проводить время досуга [3].

Рассмотренные аномалии поведения приобретают криминогенный характер еще и потому, что у большинства несовершеннолетних правонарушителей происходит замещение ведущей деятельности, которая в их возрасте должна заключаться в получении образования или профессии. Хотя многие подростки работают или учатся, их поведение, потребности, интересы, ценностные ориентации определяют праздное времяпрепровождение. Отсутствует интерес к учебе; отношение к труду у большинства работающих носит формальный характер. [5]

У несовершеннолетних с девиантной формой поведения есть отличительные черты: такие как несформированность личности и отсутствие целеустремленности характера; низкая моральная воспитанность характера; бедность и слабость характера; эмоциональная неуравновешенность; некритическое подражание; привычка к алкоголизму и наркомании; тщеславие; упрямство; эгоизм. В возрасте несовершеннолетнего наблюдается распространение такой черты, как агрессия, это свидетельствует о серьезной проблеме личности, втянутой в сферу антиобщественных действий и поступков.

В силу своего юного возраста несовершеннолетние имеют своеобразный психологический склад. Ценностные качества и самооценка в целом представляют собой характеристику в формировании личности. Если самооценка несовершеннолетнего определяет отношение к себе, то ценностные ориентации — отношение к окружающей его действительности. Самооценка — это то, как оценивает себя человек, в нашем случае ребенок, по сравнению с окружающими людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих. Ценностные ориентации выявляют способы реализации самооценки, жизненные цели, которые соответствуют данной самооценке. У несовершеннолетних самооценка и ценностные ориентации весьма специфичны. Самооценка, начинает формируется к 14 годам. Ценностные ориентации к этому юному возрасту еще не определились. Несмотря на это, они уже влияют на несовершеннолетнего и его судьбу [4].

Еще у несовершеннолетних также характерна, как завышенная, так и заниженная самооценка. Самооценка — один из важнейших регуляторов поведения личности, то повышенная или пониженная самооценка будет способствовать отклонению поведения от нормы. Конфликтные ситуации, в которых участвует несовершеннолетний, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки — завышенной или заниженной. Нормальному развитию личности подростков с повышенной самооценкой препятствует их пониженная критичность к себе; напротив, же развитие детей с пониженной самооценкой мешает их неуверенность к себе.

Ценностная установка — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Ценностные ориентации включают в себя систему установок, которые определяют состояние субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

У несовершеннолетних правонарушителей отмечены глубокие деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Так как ценностные ориентации представляют собой готовность к действию, побудительный мотив действия, а также отражают реальные цели, которые человек намерен осуществить, и в то же время — это способы, применение которых обеспечивает успех достижения цели, то несовершеннолетние правонарушители в какой‑то мере готовы к совершению правонарушения. У них отсутствует толкование долга, совести, дозволенности происходит исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов. В то же время подростки равнодушны к переживаниям и страданиям других людей; иногда стремятся самоутвердиться, причиняя страдания тем, кто слабее их.

Для «трудных» подростков характерны черты как: несоблюдение социальных норм; демонстрация своего пренебрежения к социальным нормам; злоупотребление алкоголем или наркотиками; ранние половые связи, стремление создать конфликтную ситуацию в семье, учебном заведении.

Также для этих подростков характерен низкий уровень правосознания.

К правосознанию относится совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Такие представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Среди несовершеннолетних правонарушителей в совершении преступления проявляются такие качества, как мужество, героизм и ловкость. Такое поведение подростков можно объяснить попыткой быть похожими на людей с отрицательной нравственностью и увлечением преступным миром. Такие подростки отрицательно относятся к закону и нарушают его.

Исходя из проведенного анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя можно успешнее проводить работу по предупреждению вовлечения подростков в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Литература:

  1. Тагирова Г. С. Психолого‑педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 6.
  2. Гуров Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере Ставропольского края). Ставрополь, 2004. С. 13–15.
  3. Забрянский Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979. С. 33–34.
  4. Саясова И. К. Социально психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей // Трудные судьбы подростков — кто виноват? М., 1991. С. 163.
  5. Поликашина О. В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Прометей, 2013. С 140.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ориентация, совершение преступления, воспитание подростка, несовершеннолетний правонарушитель, отклоняющееся поведение, половая распущенность, ранняя половая распущенность, совершение правонарушений, совершение преступлений.


Похожие статьи

Уголовно-правовая оценка деяний по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения

Особенности участия несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Психологические факторы, влияющие на профессиональную самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Уголовно-правовая оценка деяний по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения

Особенности участия несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Психологические факторы, влияющие на профессиональную самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос