This article provides an overview of the history of the formation of views on honor and dignity of the person in social development. It gives the value of categories of «honor» and «dignity» in different historical periods, as well as their reflection in the legal reality.
The object of research is the system of social relations associated with the emergence and development of social honor and dignity, their reflection in the legal sphere.
Key words: honor, dignity, rights and freedoms
На первых этапах развития человечества начали формироваться представление о чести и достоинстве. Еще в рабовладельческом обществе существовал стереотип, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. В различных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались. Для античности характерно, что ценность и достоинство человека определялось его принадлежностью к государству, вне Афин, Рима или Спарты личность теряла свое значение. То есть существовало гражданское полноправие, когда не будучи гражданином Рима, человек не мог претендовать на обладание честью.
Доминирующим классом, который формировал представление о чести и достоинстве в средние века являлись феодалы-рыцари. Они считали, что только люди благородного происхождения могут быть преданы своему господину, верны данному слову, обещанию, способны на подвиги. Все это способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Чтобы все это заслужить совершались подвиги. Особая храбрость рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана.
В ХV11-Х1V началось оформление чести и достоинства в системе прав человека. Ярким представителем развития идеи достоинства как индивидуальной ценности человека является немецкий мыслитель И. Кант. Он считал, что каждый человек обладает достоинством и это –родовое качество разумных существ. Кант утверждал, что как разумное существо человек никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе.
Посягательство на честь считалось оскорблением. Оскорбление делилось на обиду и опозорение. Если оскорбление способно опорочить человека в глазах в-третьих лиц, то это признавалось как опозорение, а если унижено нравственное достоинства лица –это обида.
В советское время честь гражданина оценивалась общественно полезным трудом. И это ценность труда, создающее все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда.
В современном мире заметно растет тенденция обесценивания духовных ценностей. Понятия честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.
Честь — внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе. Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство — внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.
Одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства. Но современно ли понятия честь и достоинство в современном мире? Устарело ли это понятие? И что оно значит для современного человека?
Человек наделен достоинством с момента появления на свет, а честь приобретается на протяжении всей жизни. Честный человек всегда поступить к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.
Человек чести может быть честен по отношению к Родине, долгу к другим людям, обязанностям. Он пользуется хорошей репутацией, авторитетом и уважением в обществе. «Человек чести» — один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Человек, который честно исполняет данные обещания и приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.
Честь включает в себе две стороны: субъективную, т. е. это мнение которое имеет о себе сам человек, и объективную, ценность которой наделяют человека окружающие люди. Человек с явно завышенной оценкой переоценивает свое достоинство, требует к себе особого уважения.
Что значит потерять честь? Это значит потерять свое имя, свое лицо. Ведь верность, благородство, собственное достоинство –это то, что делает личность сильнее, мужественнее и светлее.
Честь отдают офицеры, дают клятву президент и врачи. Это помогает им осознать свою ответственность, взять ее на себя, быть верными, стать доблестным. В современном мире люди потеряли свое духовное стремление к благородству, обретя потребительское отношение ко всем сферам жизни. Сегодня каждый человек может отказаться от своего достоинства, пройти мимо несправедливости, безнаказательно «опустить» другого человека.
Честь – это социально-этическое чувство честности и моральной чистоты. Существует честь офицера, для которого незапятнанная честь его мундира превыше всего; честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами.
Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Т. е. можно сказать, что умение принять бесчестие с достоинством очень благородно. Каждый человек в этом случае может вести себя по-разному. Кто-то может пересмотреть свое поведение и осознать, что вел себя не достойно и понять, что надо пережить это бесчестие и в дальнейшем изменить свое поведение. А другой может не принять это к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
Достоинство человека – это один из духовных стержней личности. Понятие «человеческое достоинство» неразрывно связано с таким понятием, как духовно-нравственная ценность личности. Человек не обладает чувством собственного достоинства и лишен духовно-нравственного стержня, когда он продает себя в каком-либо в качестве, взяточника, предателя и т. д. Такие люди больше всего ценят и оберегают свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость и осознают свои достоинства как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков и никому не позволить унижать себя, помыкать и издеваться.
В современное время понятие чести и достоинства все больше связывают с материальным достатком, успехом, властью, престижем.
Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы:
- Достоинство – это фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. Честь и достоинство граждан не одинаковы, так как не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
- В понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
- Если бы не существовало понятии чести достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости.
Литература:
- История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.
- Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права, краткий словарь. СПб. 2000.