Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 5485 раз

Библиографическое описание:

Шаповал, М. А. Особенности рынка труда молодежи / М. А. Шаповал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 598-601. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36943/ (дата обращения: 18.12.2024).



Прежде всего, нам необходимо уточнить содержание понятия «молодежь», т. е. уточнить сущность молодежи. В противном случае совершенно неясно, о ком именно идет речь.

Эта задача является достаточно сложной вследствие неравномерного, а потому, противоречивого, развития различных качеств (сторон, свойств) молодых людей. Признаком сложности этой задачи является обилие физиологических, психологических, социально-психологических, аксиологических, социокультурных, социально-демографических концепций молодежи, в которых выделяется тот или иной аспект индивида, его связи с социумом.

Так, например, имеются противоречия между формальным (календарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается начало молодости, и реальным уровнем социально-психологического, социального развития индивида, достигшего этого возраста; между социально-нормативными требованиями к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием социализации [3]. Соответственно молодежь ― социально-демографическая группа, которая выделяется на основании совокупности возрастных характеристик, проходит стадию социализации, усваивает общеобразовательные, культурные и профессиональные функции и подготавливается социумом к уяснению и исполнению социальных ролей взрослого.

Мы же будем исходить из того, что сущность молодежи как социального явления (части общества) определяются её ролью в общественном воспроизводстве.

Нас интересует молодежь как потенциальный или фактический субъект рынка труда, то есть как субъект социально-экономических отношений. Соответственно при этом следует учитывать демографические (возрастные границы) особенности этого субъекта, определяемые Организацией объединенных наций в международных стандартах статистики труда.

Как известно, в международных стандартах статистики труда возрастные границы молодежи составляют 16―29 лет, а сама молодежь (хотя и не вся) относится к категории экономически активного населения [3].

На основании этого в нашем исследовании мы, таким образом, будем исходить из того, что молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой соответствуют интервалу 16–29 лет.

Первая фундаментальная особенность рынка труда молодежи как части национального рынка труда заключается в том, что вследствие возрастной, образовательной и профессиональной неоднородности молодежи рынок труда молодежи состоит из трех сегментов:

1) рынка труда молодежи возрастом от 16 до 18 лет;

2) рынка труда молодежи возрастом 19–24 года;

3) рынка труда молодежи возрастом от 25 до 29 лет. (Поэтому данную особенность можно называть структурной.)

Действительно, молодежью принято считать лиц в возрасте от 16 до 29 лет. Именно в это период происходят все основные жизненные события каждого человека, такие как: окончание учёбы в учреждения общего образования, профессиональное обучение, выбор профессии, женитьба, рождение детей и так далее. Именно в этот период жизни человека приходит формирование профессиональных навыков, которые в дальнейшем будут определять успешность в профессиональной карьере.

Между тем указанные возрастные группы молодежи существенно отличаются, что необходимо влияет на занятость и безработицу, определяя специфику занятости и безработицы молодежи, представляющей различные группы.

Так, подростковая группа (молодежь в возрасте 16–18 лет) в качестве экономически активной части населения начинает продавать услуги своего неквалифицированного труда. Как правило, в этом возрасте профессиональные ориентации не сформированы, молодежь не имеет профессии, соответствующих профессиональных качеств, в силу чего неизбежно оказывается неконкурентоспособной на рынке квалифицированных и высококвалифицированных услуг труда.

Молодые люди этого возраста отличаются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием опыта работа (производственного стажа) и, как следствие, сравнительно низким профессиональным статусом.

На жизненный период 18–24 года приходится, как правило, завершение учебной деятельности и профессиональной подготовки. Или же, по меньшей мере, завершен начальный этап профессиональной подготовки [1].

Да, молодые люди в возрасте 18–24 лет, в том числе, работающие студенты, как правило, не имеют ещё достаточного социального и профессионального опыта и, как следствие, недостаточно конкурентоспособны на рынке квалифицированных и высококвалифицированных услуг труда.

В то же время, полученная (частичная или полная) профессиональная подготовка является фактором, сдерживающим предложение этой группой молодежи трудовых услуг на рынке неквалифицированного труда. Хотя, разумеется, не исключается возможность временного трудоустройства на относительно неквалифицированные виды работы и рабочие места.

Как правило, в 25―29 лет молодые люди уже знают, чего хотят, и, сделав ранее профессиональный выбор, уже имеют трудовой стаж. К этому возрасту человеку удаётся накопить некоторый жизненный и профессиональный опыт, а также приобрести определенную, преимущественно формальную, квалификацию. Причем уже в этот период нередко осознается необходимость повышения квалификации, переподготовки, получения второго и, даже третьего, профессионального образования [3].

Большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно многие из числа выпускников становятся потенциальными кандидатами на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, большая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией ― содержанием, характером, оплатой труда ― уже в первый год работы после окончания профессионального учебного заведения [1].

Как достаточно очевидно, представители этих трех групп (трех рыночных сегментов) в силу различия в квалификации предлагают к продаже дифференцированные (неоднородные) трудовые услуги, а потому являются участниками, главным образом, неценовой конкуренции.

Из первой, фундаментальной специфики рынка труда молодежи, следуют другие особенности. Иными словами, эта специфика обусловливает особые закономерности развития и функционирования рынка труда молодежи как особого сегмента рынка труда.

Вторая особенность рынка труда молодежи заключается в том, что этот рынок отличается нестабильностью спроса и, главным образом, предложения трудовых услуг.

Причиной этой закономерной нестабильности являетсяизменчивость профессиональных ориентаций молодежи, обусловленной ее профессиональной, а значит, в конечном счете, социально-экономической неопределенностью.

Ситуация усугубляется обострением экономических, социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Так, являясь представителем экономически неактивного населения, студенческая молодежь может периодически переходить в категорию экономически активного населения ― принимать ситуативные решения о работе, например, находить временную, сезонную работу, работу на полный рабочий день для того, чтобы улучшить свое текущее экономическое положение, допустим, чтобы оплатить учебу в вузе.

Третья, чрезвычайно важная, особенность рынка труда молодежи заключается в том, что этот рынок отличается несбалансированностью структуры предложения трудовых услуг и спроса на эти услуги.

Эта несбалансированность является следствием двух причин.

Во-первых, на стадии принятия молодежью профессионально-ориентационных решений объективно невозможно спрогнозировать будущую конъюнктуру рынку труда, которая не определяется исключительно динамикой заработной платы как ценой трудовых услуг. Динамика конъюнктуры рынка труда зависит от множества национальных и международных условий экономической деятельности.

В этой ситуации молодые люди, в том числе недавние выпускники учебных заведений, должны трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для чего им необходимо переобучение на другую профессию как единственная возможность получить работу. И реально значительная часть выпускников становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. И дело здесь, таким образом, не только в том, что могут быть недостаточно отработаны механизмы взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, когда подготовка будущих работников осуществляется без предварительного заказа со стороны потенциальных работодателей.

Конечно, также имеют место и необоснованные представления молодежи о содержании и условиях, в том числе, оплаты, труда. Это выражается в избрании будущей профессии, а в последующем ― в определении возможностей собственного трудоустройства. Зачастую, делая выбор направления обучения, абитуриент отталкивается от идеальных представлений о будущей работе, не принимая во внимание реальную ситуацию на рынке труда (данная информация в сегодняшних условиях широко доступной) [4].

Во-вторых, неудовлетворительные содержание, условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и другие подобного рода обстоятельства могут быть факторами, отрицательно влияющими на предложение соответствующих трудовых услуг. Так, например, некоторая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, содержанием и характером (особенно ― физического) труда, его непрестижностью уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Четвертая особенность рынка молодежного труда состоит в низкой ― в сравнении с другими возрастными группами экономически активного населения ― конкурентоспособности.

Причина низкой конкурентоспособности очевидна ― это отсутствие сопоставимой, с другими категориями участников рынка труда, квалификации.

При этом многие работодатели отрицательно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и профессионального опыта, неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что является признаком социальной незрелости человека, недостаточного уровня его социализации в обществе. Отчасти эта оценка является стереотипом, но отчасти ― имеет основание. В конечном счете, эта оценка приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Вместе с тем, данное утверждение полностью применимо к ситуации стабильной экономики. В отличие от других уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь в целом является наиболее перспективной группой работников. Дело в том, что в ситуации структурных изменений экономики конкурентоспособность молодежи возрастает. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, молодежь наиболее восприимчива ко всем изменениям, обладает способностью к постоянной смене трудовых функций, огромными возможностями профессионального роста, возможность формировать наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

Из четвертой следует пятая особенность рынка молодежного труда, которая заключается в сравнительно высокой степени риска утраты работы. В ситуации стабильной экономики из-за насыщенности рынка труда предложением трудовых услуг более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой соответствуют 16―29 годам.
  2. Особенности рынка труда молодежи таковы:

1) первая фундаментальная особенность рынка труда молодежи как части национального рынка труда заключается в том, что вследствие возрастной, образовательной и профессиональной неоднородности молодежи рынок труда молодежи состоит из трех сегментов:

а) рынка труда молодежи возрастом от 16 до 18 лет;

б) рынка труда молодежи возрастом 19―24 года;

в) рынка труда молодежи возрастом от 25 до 29 лет;

2) вторая особенность заключается в том, что этот рынок отличается нестабильностью спроса и, главным образом, предложения трудовых услуг.

Причиной этой закономерной нестабильности являетсяизменчивость профессиональных ориентаций молодежи, обусловленной ее профессиональной, а значит, в конечном счете, социально-экономической неопределенностью;

3) третья, чрезвычайно важная, особенность заключается в том, что этот рынок отличается несбалансированностью структуры предложения трудовых услуг и спроса на эти услуги. Эта несбалансированность является следствием:

а) невозможностью прогнозирования будущей конъюнктуры рынка труда на стадии принятия молодежью профессионально-ориентационных решений;

б) субъективной (неадекватностью ожиданий) и объективной неудовлетворительностью содержания, условий труда и его оплаты, непрестижность труда как факторами, отрицательно влияющими на предложение соответствующих трудовых услуг.

4) четвертая особенность состоит в низкой (в сравнении с другими возрастными группами экономически активного населения) конкурентоспособности вследствие отсутствия сопоставимой квалификации. Но в ситуации структурных изменений экономики конкурентоспособность молодежи возрастает, поскольку она наиболее восприимчива ко всем изменениям, обладает способностью к постоянной смене трудовых функций.

5) пятая особенность рынка молодежного труда заключается в сравнительно высокой степени риска утраты работы. В ситуации стабильной экономики из-за насыщенности рынка труда предложением трудовых услуг более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.

Литература:

  1. Волонина Н. А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 1 (12). С. 9―14.
  2. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2001. 224 с.
  3. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Карабчук Т. С., Рыжикова З. А., Биляк Т. А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ГУ―ВШЭ, 03/2009. 64 с.
  4. Рощин С. Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: учеб. пособ. М.: ИНФРА−М, 2009. 244 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда молодежи, возраст, молодежь, услуга, активное население, том, главный образ, конечный счет, молодежный труд, профессиональная подготовка.


Задать вопрос