Состояние уровня
В статье рассматривается состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников через призму личностно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: личностно-деятельнотный подход,компетенции, компетентность, компьютерные компетенции, компьютерные технологии, технология интенсивного развития личности учителя
Проводимые в последние десятилетия реформы современной школы с целью повышения компьютерной компетентности старшеклассников не учитывали в достаточной степени значения компьютерных технологий. Компьютерные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Это явление сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующих гармоничному вхождению старшеклассника в компьютеризированную среду.
Следовательно, необходимо исследовать педагогические условия развития компьютерной компетентности старшеклассников на основе личностно-деятельностного подхода, поскольку компьютеризация обучения старшеклассников представляет сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личного опыта, а также повышает уровень компьютерной грамотности, позволяющей мобильно решать профессиональные и витальные задачи. Это позволяет действовать конструктивно в динамично изменяющемся процессе модернизации российской школы.
В качестве основной цели образования выделяется обеспечение подготовки высокообразованных индивидов и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях компьютеризации общества. Этой теме посвящены многие публикации, в частности, В. С. Григорьева, И. Г. Голышева, В. Г. Горбачева, И. К. Зайцевой, М. С. Емец, Н. М. Квасниковой, Н. А. Кудиновой, В. С. Кукушкина, В. А. Лефевр, Г. Б. Лялькиной, Л. Н. Макаровой, Т. В. Мироновой, Н. И. Мицкевич, О. А. Павловой, О. Ю. Плескачевой, Н. С. Пономарёвой, Н. М. Савиной, И. А. Шаршова, Селиверстовой Е. Н., Фортовой Л. К. и т. д.
С целью определения состояния уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников был проведена диагностика на основе выделенных критериев:
‒ мотивационный критерий развития компьютеризации обучения старшеклассников, позволяющий определить побудительную причину учебной деятельности;
‒ когнитивный критерий,включающий знания, умения и навыкистаршеклассников по осуществлению мыслительной деятельности;
‒ эмоциональный критерий, характеризующий эмоциональное состояние старшеклассников во время учебного процесса;
‒ поведенческий критерий, отражающий реакцию старшеклассников в процессе работы в компьютерной среде обучения;
‒ эстетический критерий, отражающий совокупность внешних, прекрасных, ярко окрашенных проявлений в процессе учебной деятельности.
Содержание каждого критерия составляли показатели, которые в зависимости от полноты проявления позволяли судить об уровне развития компьютерной компетентности старшеклассников(низкий, средний,высокий), а также динамики ее проявления.
Экспериментальная работа проводилась на базе образовательной организации «Лицея-интерната № 1» и «Лицея № 17» города Владимира.
На основе эмпирических данных, полученныхв рамках констатирующего и формирующегося экспериментов, была выявлена более высокая динамика уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников на основе личностно-деятельностного подходаэкспериментальных групп по сравнению со старшеклассниками контрольных групп.
Так, уровень проявления мотивационного критерия в экспериментальных группах 2013/2014 учебного года возрос с 2,74 до 3,69 баллов, 2014/2015 учебного года с 2,65 баллов до 3,73 баллов, то есть изменения произошли на 0,95 и на 1,08 балла в пределах двух уровней — от низкого до среднего, что значительно выше по сравнению с результатами в контрольных группах, в которых средний балл по показателям данного критерия в 2013/2014 учебном году изменился с 2,81 балла до 2,88 баллов, а 2014/2015 — с 2,61 до 2,88 баллов, то есть на 0,07 балла и на 0,27 балла в пределах низкого уровня.
По обобщающему показателю когнитивного критерия также следует судить о положительной динамике уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников на основе личностно-деятельностного подхода экспериментальных групп. Среднее значение уровня развития указанного критерия в 2013/2014 учебном году изменилось с 2,69 до 3,81 баллов, а в 2014/2015 учебном году с 2,72 до 3,80 баллов. Таким образом, средний балл по когнитивному критерию увеличился на 1,12 балла и 1,08 балла. Следовательно, изменения происходили в пределах двух уровней от низкого к среднему, но, вместе с тем в контрольных группах произошли незначительные увеличения: в 2013/2014 учебном году изменения происходили с 2,65 баллов до 3,02 баллов, а 2014/2015 учебном году с 2,73 баллов до 2,82 баллов, то есть данный показатель изменился на 0,37 и 0,09 балла, но в пределах одного низкого уровня.
В экспериментальных группах 2013/2014 и 2014/2015 учебного года произошли существенные изменения и по эмоциональному критерию.
Обобщающий показатель изменился с 2,54 баллов до 3,85 баллов и до 3,75 балловсоответственно. Следовательно, произошло увеличение на 1,31 балла и на 1,21 балла в рамках двух уровней от низкого до среднего. А в контрольных группах 2013/2014 учебного года и 2014/2015 учебных лет увеличения составили: 0,21 балла и 0,74 балла, но в рамках низкого уровня.
На эффективность применяемой теоретической модели и Программы указывают результаты обобщающего показателя и по поведенческому критерию: в экспериментальных группах 2013/2014 учебного года средний балл возрос с 2,71 до 3,61 баллов, а в 2014/2015 — с 2,61 до 3,59 баллов. Изменения произошли на 0,9 балла и 0,98 балла, и также в рамках двух уровней от низкого к среднему. Это значительно больше, чем в контрольных: в 2013/2015 учебном году значение изменилось с 2,92 баллов до 3,07 баллов и в 2014/2015 учебном году с 2,60 баллов до 2,75 баллов, что свидетельствует об увеличении на 0,15 баллов и в пределах низкого уровня.
Таким образом, 2013/2014 и 2014/2015 учебном году в контрольных группах количество старшеклассников с низким уровнем развития компьютерной компетентности старшеклассников уменьшилось на 5,7 % и на 9,4 %соответственно, когда в экспериментальных группах произошли значительные изменения — на 52,9 %и на 59,4 % снизилось количество старшеклассников по данному уровню компьютеризации обучения. Увеличилось количество обучающихся со средним уровнем развития компьютерной компетентности старшеклассников, однако в экспериментальных группах на 61,4 % больше чем в контрольных. И только в экспериментальных группах 14,7 % и 12,5 %старшеклассников достигли высокого уровня развития компьютерной компетентности. Из этого можно заключить, что характеристики контрольных и экспериментальных групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05, и одновременно с этим, достоверность различий характеристик контрольных и экспериментальных групп в конце эксперимента равна 95 %, поэтому, можно утверждать, что применение предлагаемой Программы приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию хи — квадрата) отличиям результатов. Следовательно, в начале эксперимента состояния контрольных и экспериментальных групп совпадают, а в конце — различаются.
Таким образом, состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников в контрольных и экспериментальных группах в начале и в конце формирующего эксперимента, свидетельствующее о положительной динамике рассматриваемого процесса, представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Динамика уровня развития компьютерной компетентностистаршеклассников 2013/2014 учебного года, %
Уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников |
Группа |
|||
Контрольная |
Экспериментальная |
|||
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
14,7 |
Средний |
22,9 |
28,6 |
20,6 |
58,8 |
Низкий |
77,1 |
71,4 |
79,4 |
26,5 |
Таблица 2
Динамика уровня развития компьютерной компетентностистаршеклассников 2014/2015 учебного года, %
Уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников |
Группа |
|||
Контрольная |
Экспериментальная |
|||
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
Средний |
21,9 |
31,3 |
15,6 |
62,5 |
Низкий |
78,1 |
68,7 |
84,4 |
25,0 |
Из таблиц следует, что в результате формирующего эксперимента в обеих группах произошли изменения, однако в контрольных группах они незначительны. Так, в 2013/2014 и 2014/2015 учебном году в контрольных группах количество старшеклассников с низким уровнем развития компьютерной компетентностиуменьшилось на 5,7 % и на 9,4 % соответственно, а в экспериментальных на 52,9 % и на 59,4 %. Увеличилось количество обучающихся со средним уровнем развития компьютерной компетентностистаршеклассников, однако, в экспериментальных группах на 61,4 % больше чем в контрольных. И только в экспериментальных группах 14,7 % и 12,3 % старшеклассников достигливысокого уровня развития компьютерной компетентности. Наиболее наглядно разница в уровне развития компьютерной компетентностистаршеклассников, принадлежащих к контрольным и экспериментальным группам, представлена на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников контрольных и экспериментальных групп
На диаграмме отчетливо видно, что в конце эксперимента уровень развития компьютерной компетентностистаршеклассников экспериментальных групп существенно превышает уровень развития компьютерной компетентностистаршеклассников контрольных групп.
Таким образом, разница результатов педагогической деятельности в экспериментальных и контрольных группах позволила подтвердить гипотезу о том, что развитие компьютерной компетентностистаршеклассников в «Лицее № 17» и «Лицее-интернате № 1» города Владимира эффективно при соблюдении предлагаемых педагогических условий.
Возросший уровень развития компьютерной компетентностистаршеклассников нельзя считать установленным навсегда, так как он может изменяться под влиянием различных факторов. Важным является то, что Программа развития компьютерной компетентности старшеклассников не заключалась в изучении дисциплин «Информатика и ИКТ», «Математика», «Физика», а была внедрена на весь период подготовки старшеклассников, являлась постоянной, носила творческий характер, развивала потребность в эстетическом и нравственном совершенствовании личности старшеклассников.