Становление профессиональной подготовки документоведов и архивистов в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 2205 раз

Библиографическое описание:

Меджидов, Р. И. Становление профессиональной подготовки документоведов и архивистов в России и за рубежом / Р. И. Меджидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 923-926. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36947/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня невозможно представить ни одно предприятие без сотрудника или целого отдела, занимающихся ведением документации. Рост документооборота, появление документов с особо ценной информацией — все это нуждается в высококвалифицированных сотрудниках, способных помочь разрешить огромный массив документов: сортировка документов, формирование их в дела, передача в архив, с последующим хранением. Рассматривая современную подготовку данных профессиональных кадров, нужно брать во внимание не только современный опыт, отталкиваться от новейших технологий, которые медленно, но верно внедряются в архивы, но стоит учитывать опыт предыдущих лет, брать за основу те знания, которые применяли предшественники. В связи с этим, в рамках данной научной работы, будет рассмотрена подготовки документоведов и архивистов в России, США и некоторых европейских странах, в особенности, в Германии.

Профессия документоведа и архивиста не молода и имеет глубокие истоки своего появления. Точкой становления данных профессий в нашей стране можно считать принятие христианства, когда возникают письменные документы, которые начинают храниться в церквях и монастырях, ставшие первыми архивами. В дальнейшем, рост количества книг и других ценных документов, рост территории самой страны — это все привело к образованию системы исполнительных органов — приказов.

Становление профессии документоведа и архивиста в России активно ведется при правлении Петра I, благодаря его реформам, в том числе, в области архивного дела. Именно тогда, в Генеральном регламенте 1720 года, был четко описан функционал секретарей, нотариусов, переводчиков, актуариусов, регистраторов, канцеляристов, копиистов, которые входили в число сотрудников канцелярии. Архивариусы были также указаны в регламенте, в главе XLIV «О архивах».

Людмила Мазур в своей работе «Профессиональная подготовка документоведов и архивистов» отмечала, что вначале большинство документов разрабатывались рукописным способом, существовало небольшое количество видов документов. Отсюда следовало, что формирование профессиональных компетенций не имело надобности в разработке учебных программ и дисциплин по работе с документами, потому что все необходимое молодой сотрудник мог получить от опытного работника, который уже давно работает и все необходимое может объяснить. Основным документом, регламентирующим работу документоведов и архивистов, являлся, сперва, Генеральный регламент 1720 г., затем манифест «Общее учреждение министерств» 1811 г. В дальнейшем происходило усложнение делопроизводства, которое проявилось в расширении видов документов, отсюда и рост функций делопроизводственного цикла, что привело к проблеме необходимости профессиональной подготовки специалистов в этой деятельности.

Частично данная проблема начала разрешаться. К примеру, в середине и второй половине XIX в. появляется множество различных справочных изданий: письмовники — представляющие собой сборники образцов документов, а также книги по текущему делопроизводству. «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России» М. Н. Каткова (1856). Кроме практических справочников, в середине XIX в. появляются научные работы, в частности труд Н. В. Варадинова «Делопроизводство, или Теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел» (1857), где была предложена классификация документов, детальное описание каждой разновидности документа и их образцы [4].

К середине XIX в. складываются предпосылки преобразования делопроизводства в профессиональную деятельность, основанную на научных принципах и подходах. В первой четверти XIX века начинаются теоретические разработки архивоведения, так как для нормальной работы государственного аппарата были необходимы материалы прошлых лет. Одной из важных дат в это время, является 1820 год: разработанный Г. А. Розенкампфом «План о приведении в лучшее устройство архивов вообще». Данный документ предполагал о необходимости работы в архивах людей, которые были бы компетентными в этой сфере. Эта концепция была предложена еще за год до открытия в Париже первого в мире учебного заведения по подготовке архивистов — Школы хартий (Ecole des chartes), в России был поставлен вопрос об обучении архивных сотрудников. К сожалению, проект так и не был реализован [6].

Рассматривая Школу хартий, стоит отметить, что на первый раз было отобрано 12 слушателей, которых разделили на два отделения: 6 слушателей, готовящихся работать в библиотеке и 6 слушателей для архивов. Обучение предполагало слушателям содержание и подготовку два года, но через год обучения школа стала менее успешной: содержание перестали платить и в итоге на пять лет обучение было прекращено. Лишь в 1828 году началось переосмысление недостатков и возрождение этой школы [2].

При Венецианском архиве, начиная с 1854 г., начала действовать своя школа по подготовке архивистов. До 1863-1864 учебного года, там преподавались только палеография и общая история, позже стали преподавать более углубленно венецианскую историю.

Несмотря на то, что в России уже ставился вопрос об обучении архивных сотрудников, до конца XIX века профессиональная подготовка работников канцелярии и архива опиралась только на существующую традицию, когда необходимые навыки и знания они получали опытным путем под непосредственным руководством старшего поколения.

В это время Н. В. Калачов поднял проблему о важности подготовки профессиональных кадров архивистов. В 1878 году появляется Петербуржский археологический институт [6]. Программу учебных занятий Н. В. Калачов разрабатывал на основе следующих соображений: «Архивариус должен обладать достаточными знаниями, не только по своему предмету, но и общеобразовательными. К, сожалению, всем известно, как далеко отстоят от идеала хранители наших архивов. Если даже в столицах нет специалистов по этой части, то относительно архивариусов в губернских и уездных городах, что за немногими исключениями, в эту должность выбираются чиновники старые, едва не выжившие из ума» [5]. К сожалению, институт не оправдал возлагавшихся на него надежд: контингент слушателей был мал и большинство из них, по окончании вуза, не собирались работать в архивах. К концу XIX — началу ХX вв. институт превращается в своеобразные популяризаторские просветительские курсы и перестает соответствовать своему назначению.

Управляющий Московским архивом Министерства юстиции Д. Я. Самоквасов в 1899 году на XI археологическом съезде предложил проект архивной реформы. В данный проект вошло открытие в 1907 году, в Москве, Археологического института. Учебная программа института была шире, чем в Петербурге. В число предметов входили: русская история, историческая география и широкий круг исторических вспомогательных дисциплин (архивоведение и др.). Всего, за дореволюционный период археологический институт закончило свыше 1800 человек. Но и он не стал прочной основой для непрерывного обучения необходимого архивного контингента.

До 1917 года наблюдалась тенденция развития профессиональной подготовки будущих документоведов и архивистов.

Тем временем, впервые, в США, систематическое обучение профессии архивиста было предложено в 1909 г. Уолдо Дж. Лилэндом, считавший, что для архивиста важно получить специальное образование, прекрасно знать историю, административное право и принципы управления, чтобы суметь правильно классифицировать хранящиеся материалы [7].

В лучшую сторону изменилась ситуация в развитии подготовки архивистов, в нашей стране, с приходом большевиков: декретом Совнаркома в 1918 году был образован специальный орган, ответственный за архивы. После принятия декрета, было понятно, что этого недостаточно, необходимо принимать дополнительные меры, так как компетентных сотрудников архивов катастрофически не хватало. Среди работников первого петроградского отделения четвертой секции ЕГАФ возникла идея организовать в отделении специальные курсы, которые предназначались для того, чтобы дать слушателям навыки практической работы в архиве. Основное внимание в этом плане решено было уделять практическим занятиям. Тематика практических занятий должна была охватывать все основные виды архивной работы: техническую, изучение содержания архивных фондов, научное описание дел и документов [4].

В итоге, первые архивные курсы были открыты летом — осенью в 1917 году в Петрограде и Москве с разницей в 2 месяца. В основу Петроградских курсов была положена идея подготовки технических работников: теоретическая подготовка была сведена к минимуму — лекции читались с сентября до декабря, а затем начинались практические занятия и включали в себя изучение различных видов документов. Организаторы московских курсов считали необходимым обеспечить архивы научными сотрудниками-архивистами: лекции там читались на протяжении всех месяцев их работы, а параллельно с лекциями проводились практические занятия [4].

Стоит отметить, что на тот момент наша страна опережала США в области подготовки архивных специалистов. Первый курс, предназначенный для будущих американских архивистов, был прочитан лишь в 1938/39 учебном году директором отдела публикаций Колумбийского университета Солоном Дж. Бак. Проблема преподавания заключалась в выборе необходимых дисциплин. К примеру, в курс архивистов США не входило изучение организации делопроизводства до 1940 г. в то время, как европейские страны преподавали эту дисциплину.

С давних времен дает архивное образование и университет в Денвере. Здесь изучаются следующие дисциплины: исторические архивы, архивные и рукописные коллекции — организация, административное управление и др. Денверская программа обучения включает криптографию, сфрагистику и ряд других дисциплин.

С 1949 г. существуют курсы для старших и младших сотрудников, специализирующихся в области истории, в университете штата Северная Каролина в г. Роли. С 1966/67 учебного года введена расширенная программа обучения, предложенная архивистом штата Северная Каролина, профессором истории данного университета Х. Г. Джонсом. К 1972 г. Национальный архив США разработал двухгодичную программу подготовки архивных кадров в основном для сотрудников НАРС и президентских библиотек.

Архивные курсы преподаются в Вашингтонском, Денверском, Уэйнском университетах штата Северная Каролина и являются единственными в США, действующими в течение всего академического года. В ряде других колледжей и университетов читаются курсы по значительно сокращенной программе, охватывающей семестр, три летних месяца или несколько недель.

Вплоть до конца 1980-х гг. количество вузов, готовивших специалистов для управленческого аппарата и архивов, в нашей стране, можно было пересчитать по пальцам. Помимо Историко-архивного института, с 1970 г. архивистов начинает готовить Уральский государственный университет, частично решив тем самым проблему профессиональных кадров для региональных архивов. В конце 1980-х гг. подготовку документоведов начинает Государственный университет управления, а с 1993 г. объявляется набор студентов на специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления» в Уральском государственном университете.

В постсоветский период вновь возникает необходимость подготовки архивных кадров, так как растет спрос на архивных служащих. Подготовку данных специалистов взяли на себя разные учебные заведения: начиная от классических университетов и заканчивая техническими вузами, так как первоначально общепринятого стандарта специальностей не было. Чтобы решить эту проблему, в конце 1990-х гг. был принят Государственный образовательный стандарт по специальности «Историко-архивоведение» [6]

В 2007 г. было принято решение об интеграции специальностей «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Историко-архивоведение» в одно направление «Документоведение и архивоведение». Как видим, профессионализация документационной и архивной сферы имеет циклический характер и разворачивается во времени от стадии, когда делопроизводство и архивное дело рассматривались как единый и непрерывный процесс, а профессиональная подготовка архивариусов и канцеляристов опиралась на общие принципы и методы, до стадии их разделения на самостоятельные направления деятельности (организационно, технологически, функционально) [4].

Стоит обратить внимание на подготовку архивистов в Германии. В стране существуют 2 специальных учебных заведения. Подготовку руководящих научных работников осуществляет Институт архивоведения в составе университета им. Гумбольдта в Берлине. В течение 5-ти лет они получают подготовку по специальным архивоведческим и вспомогательным историческим дисциплинам. Контингент учащихся составляет 10 –15 человек на курсе [1].

Также подготовка архивистов интегрирована в администрацию государственных архивов и действует как программа подготовки стажеров. Студент подает заявление с просьбой предоставить стажировку в государственных архивах. Как только получает разрешение, он считается нанятым в качестве стажера на государственную службу. После этого заявитель проходит обучение либо как студент, еще не получивший диплом, либо как выпускник высшего учебного заведения со степенью бакалавра (т. е. получает последипломное образование). Программа для обучающихся студентов и пока еще не получивших диплом, рассчитана на 18-месячную интернатуру в государственном архиве и на такой же срок обучения в Марбургской Архивной Школе. Программа для тех, кто имеет диплом (последипломного образования), включает интернатуру в государственном архиве в течение 11 месяцев и 12 месяцев обучения в Архивной Школе плюс экзамен [3].

На основании вышесказанного можно подвести следующие итоги: на протяжении всей истории нашей страны, начиная с Крещения Руси, существовало огромное количество письменных источников истории государства, которое хранилось в монастырях. Начиная с Петровских реформ, вопрос о должном хранении документов, а также грамотного их составления был актуальным и не перестает им быть до сих пор. Пока развиваются технологии, будут развиваться материальные носители и вопрос об их сохранности будет важен всегда. Отсюда следует, что для правильной работы будет важно, чтобы сотрудники как делопроизводственной службы, так и архивной, должны получать как можно полные знания, которые им будут необходимы в службе.

Также было выяснено, что в некоторых моментах развития профессиональной подготовки архивистов, Россия опережала зарубежные страны, к примеру, об идее подготовке высококвалифицированных специалистов Г. А. Розенкампфом, которая была озвучена еще за год до открытия Школы хартий во Франции. Или, когда подготовка архивистов началась в 1907 году, в то время, как в США это произошло спустя тридцать лет. К сожалению, развитие нашей подготовки была замедлена по причине Революции 1917, а также двух Мировых Войн и последующие послевоенные годы.

Литература:

  1. Архивы Германии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.deutschlanddeutsch.ru/raznoe/obrazovanie/468-arkhivy-germanii.html
  2. Археологические институты и археологические школы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/Археологические_институты_и_археологические_школы
  3. Беккер И. Климат перемен в образовании немецких архивистов [Электронный ресурс] Режим доступа: www.vniidad.ru/Downloads/congress2012/Бекер %
  4. Мазур Л. Профессиональная подготовка документоведов и архивистов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19638/1/arp-2013-22.pdf
  5. Медведева О. В., Новожилова А. С. История профессии архивиста до 1917 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/forum_vserossijskogo_studencheskogo_soyuza_v_tambove/aktualnyie_problemyi_soczialno_kulturnoj_deyatelnosti/grantyi_(stipendii)_dlya_obucheniya_v_magistrature_v_evrope_i_kitae/istoriya_professii_arxivista_do_1917_goda
  6. Новожилова А. С. Профессия архивиста в прошлом и настоящем [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/vyishel_ocherednoj_nomer_ %C2 %ABderzhavinskogo_vestnika %C2 %BB/5_probremi_inform_i_doc_obespechenia/sekcziya_5._professii_informaczionnoj_sferyi/professiya_arxivista_v_proshlom_i_nastoyashhem
  7. Подготовка кадров архивистов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebniks.net/book/337-arxivnoe-delo-kursovaya-rabota/6-podgotovka-kadrov-arxivistov.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, архив, подготовка архивистов, США, архивист, курс, Северная Каролина, археологический институт, Генеральный регламент, Уральский государственный университет.


Похожие статьи

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом

Формирование и развитие проектного менеджмента в Республике Казахстан

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Особенности регулирования ОСАГО в России и за рубежом (сравнительно-правовой аспект)

Управление имиджем и формирование репутации в российских и зарубежных спортивных организациях

Исторические формы маркетинговых коммуникаций в России и за рубежом

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов

Роль науки и научно-технического сотрудничества в современном мире

Трансформация методической потребности в ретроспективе становления и развития среднего профессионального образования в России

Похожие статьи

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом

Формирование и развитие проектного менеджмента в Республике Казахстан

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Особенности регулирования ОСАГО в России и за рубежом (сравнительно-правовой аспект)

Управление имиджем и формирование репутации в российских и зарубежных спортивных организациях

Исторические формы маркетинговых коммуникаций в России и за рубежом

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов

Роль науки и научно-технического сотрудничества в современном мире

Трансформация методической потребности в ретроспективе становления и развития среднего профессионального образования в России

Задать вопрос