Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 24016 раз

Библиографическое описание:

Быкова, Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / Н. Н. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 358-362. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36951/ (дата обращения: 15.11.2024).



В период волантильной экономики, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, перед государством встаёт вопрос о поиске новых источников формирования федерального бюджета, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными как ранее. Это относится, в первую очередь, к налоговым доходам федерального бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются очень крупной статьей в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации.

В данной статье будут приведены результатыанализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов

Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы.

Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета.

Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры. Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДП) на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели. В то же время современное состояние функционирования налоговых доходов федерального бюджета далеко от совершенства.

Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана:

– государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет;

– отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов.

В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики.

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения.

Далее подробнее остановимся на оценки и анализе состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

Показатели

2014 год

(исполн.)

2015 год

(исполн.)

Отклонение

2015 года от

2014 г.

2016 год

(закон)

Отклонение

2016 года от

2015 г.

+;-

%

+;-

%

Налоговые доходы

7 921, 2

8 467,9

546 ,7

6,9

9 202,2

734,7

8,7

Из них:

Налог на прибыль организаций

411,3

482,8

71,5

17,4

426,3

-56,4

-11,7

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2 181,4

2 352,5

171,1

7,8

2 592,7

240,3

10,2

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 750,2

1 719.1

-31,1

-1,8

1 817,1

98,0

5,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

520,8

491,2

-29,5

-5,7

523,9

32,6

6,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2 884,6

3 270,8

386,2

13,4

3 683,5

412,7

12,6

Налог на добычу полезных ископаемых:

2 857,9

3 246,2

388,3

13,6

3 661,4

415,2

12,8

Нефть

2 463,2

2 797,5

333,8

13,6

3 075,2

277,7

9,9

Газ горючий природный

357,2

349,8

-47,3

-2,1

445, 3

95,2

27,3

Газовый конденсат

16,0

70,2

54 ,6

342,3

109,0

38,5

54,8

Государственная пошлина

90,5

101,9

10,3

11,3

228,6

-891,3

-0,9

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,2

0,7

-0,4

-40,4

0,6

-58,8

-8,3

В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы [1,2].

На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в % [43]

По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога могут составить порядка 6,8 млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имеются риски недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей.

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в млрд. руб.[3]

Налог на прибыль организаций прогнозируется получить в объеме 426,3 млрд. рублей в 2016 году, что на 56,4 млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше оценки поступления налога в 2015 году. Имеется резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5 млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей).

Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом может составить 45,3 млн. рублей.

Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.[3]

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, прогнозируется в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год — оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.

При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составляет 48 %, а доля налоговых вычетов — 44,53 %.

Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2016 году составляет 92,76 % [43].

При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %) [3].

Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.

Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2016 год в размере 96 %, рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).

Прогноз по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год [3].

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше оценки поступления в 2015 году.

Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

При формировании оценки поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с письмом Минфина России от 24 июля 2015 г. № 21-01-09/42738 прогноз поступлений доходов, формируется и представляется в Минфин России на основании форм обоснований прогноза поступлений доходов (далее по тексту — формы ОПД), в то же время в случае невозможности отразить расчет в соответствующей форме ОПД главным администратором доходов в исключительных случаях заполняется только сводный раздел указанной формы и обеспечивается прикрепление к электронной форме ОПД архива, содержащего файлы расчетов и файлы с описанием используемой методики прогнозирования [3].

Так, например, ФНС России при прогнозировании поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий заполнены сводные расчеты без использования форм ОПД и не прикреплены файлы с расчетами прогноза поступлений.

Аналогичная ситуация сложилась при прогнозировании поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет Ространснадзор, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий Минздравом России.

Счетной палатой произведен расчет прогноза поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2 392,5 млн. рублей [4].

Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6 % ВВП в 2014 году до 3,1 % в 2016 году. При этом надо учитывать, что порядка 88–89 % поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10 % — пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4 % ВВП в 2014 году до 4,4 % ВВП в 2016 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 долл./барр. нефти марки Urals до прогнозируемых 53 долл./барр. по итогам 2015 г. и 50 долл./барр. на 2016 год) [4].

Также можно отметить прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5 % ВВП в 2015–2016 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3–4 % общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога наряду с НДПИ и экспортными пошлинами) прогнозируются в 2015–2016 годы на стабильном уровне в 5,5– 5,6 % ВВП (в 2014 году — 5,5 % ВВП).

В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть [5]. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.

Следует отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

Литература:

  1. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Феде-рации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 09.12.2016 года)
  2. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 09.12.2016 года)
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ — (дата обращения 12.12.2016 года).
  4. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 10.12.2016 года)
  5. Аналитический доклад Я.М. Миркина, зав. отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН «Главные риски 2016 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: www.mirkin.ru/ — (дата обращения: 13.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина, начисленный налог, прибыль организаций, налоговая база, рубль, динамик поступления налога, счетная палата.


Похожие статьи

Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии

Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства. Это обеспечит централизацию необходимых средств для решения основных направлений научно-технического прогресса, формирование резервов в общегосударстве...

К вопросу об определении термина «кадастровая оценка» объектов недвижимости

В настоящее время результат кадастровой оценки вызывает значимый интерес у всех собственников недвижимости, как физических, так и юридических лиц, и, конечно же, для всего государства. Для собственников это обусловлено желанием справедливости образов...

Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области

В статье рассмотрены такие важные аспекты налогообложения и налоговой политики как местные налоги. Также проанализирована роль местных налогов в формировании доходной части республиканского бюджета. Материалы, представленные в статье, опираются на ак...

Юридически значимые свойства правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в сфере налогообложения

Классические учения юриспруденции и политологии в качестве одного из обязательных критериев государства выделяют налоговую систему. Налогообложение представляют одну из значимых государственных функций, которая даёт возможность обеспечивать финансову...

Факторы, влияющие на финансовые результаты организации

Проведение анализа финансового результата — это составная часть финансового анализа, цель которого заключается в получении некоторого количества числа ключевых (более информативных) параметров, которые позволяют сформировать точную и объективную карт...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Изменения в сфере налогообложения за период пандемии, направленные на оптимизацию региональных бюджетов

Научная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в сфере налогообложения Российской Федерации, которые были произведены в периоде пандемии коронавируса и направлены на оптимизацию бюджетной политики государства. Актуальность исс...

Сравнительный анализ налогообложения инвестиций в разных странах

В современном мире вопросы налогообложения инвестиций становятся все более актуальными и значимыми для различных стран и экономических субъектов. Каждая страна имеет свою собственную систему налогообложения, которая может существенно влиять на решени...

Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России

Проведение анализа статистической отчетности поступления налогов и сборов необходимо для выявления взаимосвязи между налоговой политикой и количеством собираемых налогов и платежей. Понимание структуры, объёма и динамики налоговых доходов бюджета поз...

Налогообложение в России, США и Швеции: сравнительно-правовая характеристика

Налоги являются действенным инструментом реализации финансово-экономической и социальной политики государства. Поэтому уровень развития и эффективности системы налогообложения напрямую влияет на уровень жизни населения и экономическое положение госуд...

Похожие статьи

Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии

Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства. Это обеспечит централизацию необходимых средств для решения основных направлений научно-технического прогресса, формирование резервов в общегосударстве...

К вопросу об определении термина «кадастровая оценка» объектов недвижимости

В настоящее время результат кадастровой оценки вызывает значимый интерес у всех собственников недвижимости, как физических, так и юридических лиц, и, конечно же, для всего государства. Для собственников это обусловлено желанием справедливости образов...

Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области

В статье рассмотрены такие важные аспекты налогообложения и налоговой политики как местные налоги. Также проанализирована роль местных налогов в формировании доходной части республиканского бюджета. Материалы, представленные в статье, опираются на ак...

Юридически значимые свойства правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в сфере налогообложения

Классические учения юриспруденции и политологии в качестве одного из обязательных критериев государства выделяют налоговую систему. Налогообложение представляют одну из значимых государственных функций, которая даёт возможность обеспечивать финансову...

Факторы, влияющие на финансовые результаты организации

Проведение анализа финансового результата — это составная часть финансового анализа, цель которого заключается в получении некоторого количества числа ключевых (более информативных) параметров, которые позволяют сформировать точную и объективную карт...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Изменения в сфере налогообложения за период пандемии, направленные на оптимизацию региональных бюджетов

Научная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в сфере налогообложения Российской Федерации, которые были произведены в периоде пандемии коронавируса и направлены на оптимизацию бюджетной политики государства. Актуальность исс...

Сравнительный анализ налогообложения инвестиций в разных странах

В современном мире вопросы налогообложения инвестиций становятся все более актуальными и значимыми для различных стран и экономических субъектов. Каждая страна имеет свою собственную систему налогообложения, которая может существенно влиять на решени...

Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России

Проведение анализа статистической отчетности поступления налогов и сборов необходимо для выявления взаимосвязи между налоговой политикой и количеством собираемых налогов и платежей. Понимание структуры, объёма и динамики налоговых доходов бюджета поз...

Налогообложение в России, США и Швеции: сравнительно-правовая характеристика

Налоги являются действенным инструментом реализации финансово-экономической и социальной политики государства. Поэтому уровень развития и эффективности системы налогообложения напрямую влияет на уровень жизни населения и экономическое положение госуд...

Задать вопрос