Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 5452 раза

Библиографическое описание:

Лотфуллина, Р. Д. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности / Р. Д. Лотфуллина, Э. Э. Масимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 914-916. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 18.12.2024).



Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с особенностями в развитии, толерантное отношение, ОВЗ, инклюзивное образование, интегрированное образование

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Решением этой педагогика-психологической проблемы становится введение инклюзивного образования [2]. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [4]. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со сверстниками в одном классе, а не в специальном. И для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания в полной мере реализовались в России необходимо, необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до милосердия и заботы.

Несмотря на всю неверную информацию, страхи, стереотипы, вызывающих негативное отношение к людям с ограниченными возможностями, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении социализации, личностного развития и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства [3]. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях. Таким образом, интегрированное обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает р право выбора, даёт возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни. А гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить образование.

Начнем с понятия, в статье 11 «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году говорится «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии…» [4], как говорится в педагогическом словаре, толерантность — это «Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе этого качества лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой». [4]. Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная «изоляция» от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования. Другая не менее важная проблема — это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества. Проблему усугубляет тот факт, что зачастую сами педагоги относятся к таким детям интолерантно. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно не должно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.

Рассмотрим несколько преимуществ интегрированного образования как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормальным развитием [2]:

  1. Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
  2. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
  3. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
  4. Преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации

Многие преподаватели не знакомы с проблемой отклонений в развитии: они зачастую не имеют представлений о специфических особенностях развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для «особых» детей. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения [5].

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании преподавателей, их низкую информированность в области коррекционной педагогике и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает [1]:

‒ диагностику отношения педагогов и воспитателей к детям с особыми нуждами;

‒ знакомство учителей с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этилогии (Этилогия — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

‒ проведение тренингов, семинаров, «круглых столов», направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.

Работа педагога с детьми осуществляется в следующих направлениях:

‒ Диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии;

‒ Диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;

‒ Коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;

‒ Гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива.

Конспект занятий для детей 6–7 лет по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам (авторы А. Алѐшина, Е. Худенко)

Занятие № 1. «Пойми меня»

Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии.

Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.

Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.

3. Основная часть

Игра «Фантазеры»

Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком.

Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый.

Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).

4. Физминутка

Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга.

Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия: «Что нового вы узнали сегодня овзаимоотношениях между собой и другими?»

Этикетная задача

Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?»

Итог занятия

Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе».

И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.

Литература:

  1. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства.// Внешкольник, 2002, № 6.
  2. Инклюзивное образование в России. / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). — М., 2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.unicef.ru/upload/
  3. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. — г.Новокуйбышевск, 2006–105 с.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарьдля студентов высших и средних педагогических учебных заведений
  5. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! —2004. —с. 6–11.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, друг друга, инклюзивное образование, развитие, толерантное отношение, интегрированное образование, негативное отношение, обучение детей, участник игры, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются особенности толерантности старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание методики изучения сформированности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с огран...

Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Похожие статьи

Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются особенности толерантности старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание методики изучения сформированности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с огран...

Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Задать вопрос