В период адаптации курсантов высшего военного учебного заведения к службе в Вооруженных силах нередко возникают ситуации, при которых требуется оказание психологической помощи. Проведенный среди курсантов 1 курса Военной академии связи опрос, показал, что психологическая помощь нужна. И самой заинтересованной категорией курсантов, на наш взгляд, являются девушки.
Не смотря на имеющуюся потребность в получении психологической помощи, до психолога доходят единицы: редко кое-кто решается сам, кого-то «за руку» приводят курсовые офицеры, некоторые, получив консультацию психолога, дают рекомендации друзьям и товарищам по службе. Столкнувшись с подобной проблемой курсанты часто думают, что «мы не психи, к психологу за помощью не пойдем». У каждого из нас бывают моменты, когда особенно хочется поделиться своими переживаниями. Но родители заняты, а то и не поймут, друзей стесняемся. А прийти к специалисту — психологу нет ни внутренней потребности, ни готовности (пока). Такая ситуация не может считаться удовлетворительной.
Выходом из этой ситуации может стать создание анонимной психологической помощи. Необходимость такой службы показал и опрос курсантов академии. Опрос содержал в себе вопрос: «Необходима ли в Вашем месте обучения анонимная психологическая помощь» и 3 варианта ответа: «Да», «Нет» и «Затрудняюсь ответить». В результате оказалось, что 77 % опрошенных считают, что появление такой помощи может помочь решить проблему и реализует поддержку курсантов.
Серьезную помощь может оказать создание «почты доверия». Эта проблема освещается в различных публикациях, таких как: проект педагога-психолога М. В. Олейниковой [1], педагогический проект Т. Поляковой [3], анонимная почта доверия Г. Гапоненко [2] и др.
На основе анализа имеющихся проектов мы разработали собственный, адаптированный для курсантской среды. В рамках такого проекта предлагается следующий вариант создания «почты доверия». «Почта доверия» представляет собой систему организации обращений обучающихся по вопросам, связанным с их психологическим состоянием. Это особая форма взаимодействия, в процессе которого обучающие имеют возможность получить ответы педагога-психолога на волнующие их вопросы посредством анонимного письменного общения.
Основными целями и задачами «Почты доверия», на наш взгляд, являются:
− организация психологической помощи курсантам в сложные периоды их деятельности, особенно в период адаптации (на первом курсе);
− сбор и анализ конфиденциальных или анонимных пожеланий, обращений, вопросов, предложений, просьб и т. д., поступающих от курсантов Военной академии связи;
− изучение условий и факторов учебной и служебной деятельности курсантов, которые по тем или иным причинам не могут быть доведены до командования, но способны оказать значимое влияние на морально-психологическую обстановку в учебных коллективах;
− снятие психологического барьера обращения курсанта к педагогу-психологу;
− осуществление психолого-педагогической поддержки курсантов в процессе обучения.
Наш инициативный проект почты доверия был реализован среди курсантов первого курса. В рамках такого проекта девушкам-курсантам было предложено обращаться за анонимной психологической помощью. Девушки, написав на листе бумаги возникающие вопросы и проблемы, требующие решения, заклевали его в конверт и закидывали в ящик «Почта доверия», который находился на одном из этажей женского общежития. Далее они забирали свои конверты с соседнего ящика с ответами психологов.
В рамках такой работы были выявлены проблемы курсантов. Основными проблемами, которые беспокоят курсантов и требуют консультации психолога, являются следующие: проблема взаимодействия в коллективе, соблюдение распорядка дня, строгий режим, принцип единоначалия, неразделенная любовь, отдаленность от родителей и другие.
Самыми значимыми являются проблемы профессионального становления и межличностных отношений.
Проблема формирования военно-профессиональной направленности и стремления к профессиональному становлению будущего офицера, чаще всего выражается в умозаключениях «военное дело — это не мое», «лучше забрать документы и уйти на «гражданку» и т. д.
Проблемы межличностных отношений заключаются в следующих размышлениях: «...я люблю его, а он на меня не смотрит». Часты письма с вопросами: «как жить, если ничто не вечно», «…разводятся родители», «умирают близкие люди…».
Предложенный проект показывает, что «Почта доверия» — это один из видов программ оказания анонимной психологической помощи.
Для эффективного функционирования этого проекта предлагается программа работы «почты доверия», разработанная М. Олейниковой «Анонимной почта доверия в школе» [1]. На ее основе была разработана программа нашей почты доверия. Вот основные положения этой Программы:
- Из любой ситуации есть выход!
- Если ты не видишь выхода — ложись спать. Выход тебе может присниться.
- Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное — определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.
- Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.
- Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.
- Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они — сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.
- Есть один способ «убежать от проблем» — надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.
- Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.
- Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультик и вернись к пункту 3.
- Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.
- Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после содеянного, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.
- Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность — творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты — Герой в маске и вперед!
Наша Программа — это 12 шагов навстречу себе, Человеку, который не боится никаких стрессовых ситуаций, связанных с несением службы.
Работа почты доверия показала ее необходимость. С помощью такого проекта изучены индивидуально-психологические особенности, которые по тем или иным причинам не могут быть изучены обычным путем, но способные оказать значимое влияние на морально-психологическую обстановку в учебных коллективах. Внедренная в деятельность высшего учебного заведения такая программа позволит изучать психологическую обстановку в курсантских коллективах, а также морально-психологическое состояние курсантов. Также она позволит снять барьер обращения к педагогу-психологу, что повысит эффективность психолого-педагогической поддержки курсантов. «Почта доверия» — это шаг к благополучной службе, возможность разобраться в себе, стать увереннее, проявить себя и помочь другим.
Литература:
- Олейникова М. Организация анонимной почты доверия в школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210680/ (дата обращения: 20.11.2016).
- Гапоненко Г. Организация анонимной почты доверия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210680/ (дата обращения: 20.11.2016).
- Полякова Т. Педагогический проект «Почта доверия». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-pochta-doverija.html (дата обращения: 20.11.2016).