The article deals with issues related to the procedure for monitoring and assessing the quality of knowledge and skills of objective activity of students. The ability to make an objective assessment makes the whole process of teaching in learner-oriented pedagogy. Therefore, in the process of preparation of the future teachers of technology is necessary to pay special attention to the formation of knowledge, abilities and skills assessment
Keywords: control, evaluation of the quality of knowledge, experimental research, diagnostics students mastering the material
Опираясь на современные разработки в области контроля и оценки качества знаний студентов, в ходе исследования была предложена к внедрению в практику работы педвуза методика объективной оценки деятельности студента [3]. В соответствии с методикой В. П. Беспалько, оценка за труд выставляется студенту только по конечному результату выполнения заданной ему деятельности в ходе самого испытания, а не по внешним признакам предшествующей учебной работы: конспектам, рефератам, проектам и т. д., которые служат средством усвоения.
Качество усвоения выявляется на основании успешности решения студентами задач в изучаемой сфере деятельности. При этом под задачей понимается осознанная цель, которая может быть достигнута в итоге определенной деятельности действий в известной ситуации (условиях). Итак, задача — это цель + ситуация + деятельность [2].
При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач:
- репродуктивные с подсказкой;
- репродуктивные без подсказки;
- эвристические;
- творческие.
Эти четыре возможных уровня деятельности образуют генетическую иерархию усвоения и развития опыта в любой сфере человеческой деятельности и служат основой для диагностики степени освоения ею.
Репродуктивная деятельность с подсказкой выполняется в том случае, когда студенту предъявляются все компоненты задачи — цель, ситуация и ее решение (деятельность), а от него требуется заключение об их совместимости (I уровень).
Репродуктивная деятельность без подсказки — если сообщается цель деятельности и вся ситуация, в которой она должна быть достигнута, а студенту необходимо вспомнить и применить необходимые действия для достижения цели (II уровень).
Эвристическая задача — когда задана цель, но не полны условия (ситуация), которые необходимо дополнить, а затем действовать (III уровень).
Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).
Для проверки степени овладения деятельностью следует использовать заранее составленные на основе понятия «задача» специальные контрольные тесты по всему учебному материалу данного предмета. Они представляют собой задания на проверяемый уровень деятельности в совокупности с эталоном, т. е. образцом полного и правильного выполнения данного задания. Студенту может быть предложен набор тестов разного уровня для выявления степени его продвижения в овладении деятельностью. Такое задание можно назвать комплексным контрольным заданием. На выполнение задания отводится время, необходимое только на его решение, но не на обдумывание ответа, время, необходимое для выполнения такого задания, определяется экспериментально с использованием коэффициента автоматизации.
Структуру деятельности человека можно представить [1] в виде следующих четырех последовательных уровней усвоения а (а = I ÷ IV):
I уровень (аI) — узнавание объектов, свойств, процессов данной области действительности при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или выполнении действий с ними (знания — знакомства).
Это может быть, например, лабораторная работа по инструкции или проект по образцу, доступном для студента в ходе выполнения деятельности [4].
II уровень (аII) — репродуктивное действие (знания — копия) путем самостоятельного цельного воспроизведения по памяти и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения типового действия, т. е. алгоритмическая деятельность по памяти.
Например, решение типовой задачи или выполнение проекта по алгоритму, воспроизводимому по памяти.
III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам. Это эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому, а созданному в ходе самого действия алгоритму или правилу.
Например, решение задачи или проекта по известному общему методу путем его самостоятельного приспособления к условиям задачи, результат решения которой предсказуем лишь в общем виде.
IV уровень (аIV) — продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой ориентировочной основы деятельности. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила, — творческая (исследовательская) деятельность. Например, решение научно-производственных задач, требующих исследовательской и изобретательской деятельности, результат которой непредсказуем [5].
Преимущества тестового контроля оценки знаний студентов обоснованы в работах В. П. Беспалько, Ю. Т. Татур, В. С. Аванесов, О. Ф. Кабардина, А. Н. Землякова и др. Тест является тем инструментом, который позволяет объективно оценить качество усвоения [1, 2].
В тестах устранены все недостатки эмпирического контроля. Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т. е. образца полного и правильного выполнения действия. По эталону легко определяется число (р) существенных операций, необходимых для решения теста. Сравнение ответа студентов с эталоном по числу правильно выполненных студентами операций (а) теста дает возможность определить коэффициент усвоения (К). Таким образом:
К=а/р.
Определение К является операцией измерения качества усвоения. По коэффициенту усвоения судят о завершенности процесса обучения. Коэффициент усвоения нормируется (0 ≤ К ≤ 1) и сопоставляется с любой шкалой оценки. При К ≥ 0,7 процесс обучения можно считать завершенным. По методике В. П. Беспалько, Ю. В. Татур, существуют тесты четырёх уровней.
Тесты первого уровня (аI) — это тесты на опознание, различие или классификацию изученных объектов. В этих тестах от студентов требуется узнать ранее изученную информацию при повторном ее восприятии (действия с подсказкой).
Тесты второго уровня (аII) — это тесты на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.
Тесты третьего уровня (аIII) – это тесты, в которых требуется какое-то предварительное преобразование усвоенных методик и их приспособление к ситуации в задаче, т. е. мы имеем дело с эвристической деятельностью и нетиповой задачей.
Тесты четвертого уровня (аIV) — это тесты на выявление творческих умений студентов, т. е. его исследовательских возможностей по получению для данной отрасли науки информации. В виде таких тестов используются задачи-проблемы, т. е. такие задачи, алгоритм решения которых неизвестен и не может быть прямо получен путем преобразования методик, как в случае эвристической деятельности. В тестах четвертого уровня нет готового эталона, и о качестве его решения может судить лишь группа компетентных экспертов.
В ходе эксперимента нами были использованы тесты первого и второго уровней.
В качестве следующего критерия рассматривается величина коэффициента эффективности применяемой методики, равный отношению средних коэффициентов усвоения знаний в экспериментальных и контрольных группах.
Если >1, то применяемая методика проведения занятий в экспериментальной группе будет считаться более эффективной по сравнению с традиционной методикой в контрольной группе.
При разработке и конструировании тестов необходимо придерживаться следующих важнейших критериев определения их качества: содержательной валидности, простоты, определённости, однозначности, объективности, эффективности, надёжности, достоверности [2].
Таким образом, тесты обученности можно применять на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Поэтому в высшей школе дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому.
Литература:
- Аванесов В. С. Теоритические основы разработки заданий в тестовой форме / В. С. Аванесов. Пособие для профессорско-преподавательского состава высшей школы. М.: Исследовательский центр. 1995. — 95 с.
- Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. Учеб. метод. пособие. М.: Высшая школа, 1998. — 144 с.
- Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы / О. В. Сидоров // Дискуссия. 2014. № 11(52) — С. 159–167.
- Сидоров О. В. Методические рекомендации для проведения лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, ультразвуковой обработки и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты / О. В. Сидоров, А. С. Тихонов. Учебно-методическое пособие. Ишим. 2003.
- Сидоров О. В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии / О. В. Сидоров. В сборнике: Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны. Материалы ХХ Международной конференции по проблемам технологического образования. Под редакцией: Ю. Л. Хотунцева. 2014. С. 352–356.