Формирование метапредметных компетенций умладших школьников
Пляскина Светлана Александровна, аспирант
Забайкальский государственный университет (г. Чита)
Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. В настоящее время начальная школа ориентируется на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС от 31.12.2015г. № 1576) уделено метапредметным компетенциям, которые включают универсальные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) [7, с. 81].
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования [8, с. 155].
Компетенция (от лат.competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [9, с. 27]. Компетенция — это «знание в действии» [1, с. 13]. Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды [8, 153]. Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. Овладение ключевыми компетенциями, составляет основу умения учиться, способность организовать свою познавательную деятельность [1, с. 13].
Формирование метапредметных компетенций предполагает включение каждого учащегося в разные виды деятельности, создавая условия для его личностного роста. Под метапредметной компетенцией младшего школьника понимается комплексный ресурс его личности, который обеспечивает возможность его эффективной и разносторонней учебно-исследовательской деятельности, т. е. «готовность и способность» осуществлять метапредметную учебно-исследовательскую деятельность, где «готовность» соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный компоненты, а «способность» — с когнитивным и поведенческим компонентами, т. е. личностными, регулятивными, общепознавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые и составляют метапредметные результаты образования [6]. В связи с этим актуализуется метапредметный подход, рассматриваемый в настоящее время как ядро российского образования: он призван обеспечить переход от существующей практики разделение знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, то есть к метадеятельности. Метапредметность определяется как принцип интеграции содержания образования и как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Всё это обеспечивает создание единой картины мира в сознании человека.
Понятие метапредметность не имеет однозначного определения и отражает различные взгляды исследователей. В. И. Колмакова, А. В. Хуторской, А. А. Кузнецова, трактуют его по-разному. Термины «метапредмет» и «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые о них вел речь Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века. В. И. Колмакова определяет метапредметные компетенции обучающихся как «систему универсальных учебных действий, позволяющих учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи [5, с. 3]. А. В. Грешилова под метапредметными компетенциями понимает единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности [3, с. 3]. Хуторской А. В. отмечает: «Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. [11, с. 7–8]. По мнению А. В. Хуторского, метапредметность — это фундаментальные образовательные объекты, для учащихся — объект познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в конечном итоге — индивидуальную траекторию образования. Процесс и результаты познания фундаментальных объектов зависят от индивидуальности ученика, его способностей, уровня развития, применяемых методов познания. Познание одного и того же фундаментального объекта разными учениками приводит к различным результатам — образовательным продуктам, которые обеспечивают индивидуальные образовательные траектории учеников [10].
В своих работах Ю. В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика. По мнению А. А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [4, с. 14].
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них [10]. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма. Интеллектуализм — направление в философии и психологии, в котором решающее значение в функционировании сознания и в процессе познания действительности отводится теоретической умственной деятельности.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов и включает следующее:
− способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
− способность к сотрудничеству и коммуникации;
− способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
− способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
− способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Формирование метапредметных компетенций ориентировано на повышение общей культуры, культуры работы с информацией, диагностику, коррекцию и развитие познавательных процессов как психологического сопровождения формирования исследовательской деятельности, умения как творческого процесса, на саморазвитие ученика. Результаты метапредметного обучения представляют собой тождественные элементы деятельностного воплощения изучаемых объектов и знаний, взаимодействия ученика с социальным опытом [2].
Таким образом, метапредметная компетентность является ключевой и направляющей в осуществлении надпредметных (универсальных) учебных действий в изменяющихся условиях самостоятельно. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно воспитательного процесса в начальной школе. [1, с.5]. Одна из основных задач учителя заключается в формировании метапредметной компетентности у младших школьников на каждом уроке и внеклассном мероприятии. Младший школьник учится ориентироваться в полученной информации, пополнять, корректировать и продвигаться вперед применяя универсальные учебные действия. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех уровней образования.
Литература:
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 406–409.
- Грешилова А. В. Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/greshilova_statya_md_0.pdf, (Дата обращения 27.11.16).
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ в редакции на 01.09.2015г. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2016. — 192 с.
- Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (Дата обращения 10.11.2016).
- Крузе Б. А., Еремеева Е. В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014 (дата обращения: 06.12.2016).
- Толкачева Т. М. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2013_5/16.pdf (Дата обращения 28.09.2016).
- Фомина А. Б., Фомин Н.С Функционально-компетентностный механизм модернизации дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений. Научно-методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2015. — 168 с.
- Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно- методическое пособие. — М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.
- Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал / А. В. Хуторской. — 2012, № 1. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm. (Дата обращения: 05.11.2016).
- Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно- методическое пособие. — М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.