Налоги— сущность ипонятия
Уткина Виктория Андреевна, студент;
Слюсаренко Виктор Константинович, студент
Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)
Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.
Оливер Холмс
Переход к рыночной экономике для любого государства процесс важный и требующих определенных усилий. Налоговая система важна для функционирования рыночной экономики. Ведь налоги являются основным источником бюджета государства, а также регулируют отношения в условиях рынка.
Налоги, извлекаемые государством, можно назвать средствами, которые авансирует народ, чтобы потом получить их обратно в виде собственной безопасности, образовательных, медицинских и других услуг. Таким образом государство, чтобы удовлетворять общие потребности народа устанавливает обязательные для всех налоги, и вследствие народ взамен получает «общественные услуги».
Первым экономистом, изучавшим суть налогообложения можно назвать Адама Смита. Свои труды в этой сфере он изложил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он сформировал основы налогообложения:
1) Принцип справедливости. Данный закон объяснятся тем, что у всех людей размеры доходов различны, поэтому налоги должны взиматься соразмерно с доходами налогоплательщика.
2) Принцип определенности. Этот принцип заключается в постоянстве и систематичности уплаты налогов: определенная ставка платежа, определенное время выплаты.
3) Принцип удобности: для индивида, оплачиваемого налог, уплата должна происходить в походящее время и удобным способом.
4) Принцип экономии. Административные расходы на сборы налогов и их обложение должны быть осуществлены рационально и быть намного меньше по сравнению с доходами от налогов.
Охарактеризуем налоги. У налогов есть отличительные признаки:
1) Налоги обязательны и в случае их неуплаты к налогоплательщикам применяются санкции.
2) Налоги индивидуальны и безвозмездны. Налоги в виде денежных средств образуют бюджетный фонд государства, а затем с их помощью государство выполняет свои обязанности перед народом. Но услуги государства не равноценны величине налогов.
3) Налоги постоянны, регулярны и изымаются в определенные законом сроки.
4) Налоги должны быть уплачены по закону, и только закон может изменить или вовсе отменить налог.
Налоговая система государства определяет размеры, формы и методы взимания налогов. Она основывается на юридических и законодательных актах и предопределяет развитие экономики страны в целом. Налоги взимаются с физических и юридических лиц, которые в соответствие с законом обязаны уплачивать налоги. Налогами облагаются имущество и действия.
В общем налоги должны иметь экономически понятны, и они не могут быть лишь бы каких размеров. Государство должно принимать во внимание то, что он сможет давать всегда, а не в какой-то момент времени.
Экономическая сущность налогов отражается в их функциях.
Так их основная функция считается фискальная, с помощью которой образовывается государственный бюджет, в дальнейшем благодаря которому государство может исправно исполнять свои функции и обязанности.
На современном этапе развития налоги имеют и другие основные функции:
‒ Регулирующая функция, которая регулирует производство и потребителя к примеру через косвенные налоги. Она влияет на сознание субъектов и стимулирует их сберегать, потреблять или инвестировать.
‒ Контрольная функция. Государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий, граждан. С помощью данной функции государство оценивает эффективность использования применяемую на данный момент налоговую политику.
Кроме того, что указано выше, налоги обладают дополнительными функциями:
‒ Распределительная функция. Заключается в образовании бюджета государства с дальнейшим распределением какой-то его части в виде социальных выплат, пособий и т. п. в помощь социально-незащищенным слоям населения. Т. е. данная функция решает непросто экономические, но и социальные задачи, стремится к установлению социального равенства в обществе.
‒ Дестимулирующая функция направлена на сворачивание производства. Данная функция зачастую рассматривается как подвид регулирующей функции.
‒ Накопительная функция. Она имеет временный характер, реализуется на определенном этапе с целью обогатить бюджет страны.
В современном мире в развитых странах применяется рыночная экономика, основанная на свободе выбора в потреблении и предоставлении товаров и услуг. Но в рыночной экономике время от времени проявляются «лаги», устранением которых занимается государство. Одним из способов регулирования рыночной экономики государством для предупреждения этих «лагов» является применение налоговой политики. Государственный аппарат стремится к установлению макроэкономической и социальной стабильности и, чем лучше определены законы налогообложения в государстве, тем увереннее и спокойнее становятся граждане страны. В данном случае хотелось бы привести фразу Наполеона I:
Если налоговая норма из года в год не будет меняться, то в государстве всегда будет существовать безопасность и собственность.
Когда государство стремится накопить капитал, то оно управляет налогами на прибыль. Налогообложение применимо для повышения конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания таких условий для этих отраслей, чтобы у них была возможность накопить капитал. В случае застоя в производстве государство применяет налоговые льготы, тем самым стимулируя капиталовложения, увеличивая совокупный спрос.
Когда налоги очень высокие в государстве сразу замедляется НТП и экономический рост, бюджет государства уменьшается. Это объяснятся тем, что у инвесторов отпадает желание осуществлять капиталовложения, ведь высокие налоги означают меньшую прибыль.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что высокие налоги уменьшают желание капиталовложения, а низкие наоборот его увеличивают. Но несмотря на данный вывод нужно помнить, что все государства с их экономическим и социальным положениями индивидуальны, и поэтому ко всем государствам один вид налогообложения неприменим.
Наиболее известные миру налоговые политики:
‒ Политика с применением наибольшего количества налогов с максимально-высокой налоговой ставкой. В результате производственная деятельность резко уменьшается.
‒ Политика, направленная на развитие экономики с налогами наименее возможных размеров. Это политика экономически выгодна предпринимателям и плохо сказывается на поддержке социума.
‒ Политика с высокими налогами для улучшения социального положения.
При ведении политики налогообложения государство сначала определяет проблемы, которые следует устранить. Исходя из них государственный аппарат ставит задачи и определяет стратегии.
Если задачей госаппарата является пополнить госбюджет, то государство проводит стимулирующую политику с уменьшением налоговой ставки или уменьшением количества налогов. Данное действие позволяет предприятиям расшириться, увеличить свои доходы, а это в свою очередь увеличивает поступление налогов в казну государства.
Если задачей государства становится приостановить производство, то оно использует сдерживающую политику и увеличивают налоги. И такая политика имеет обратный стимулирующей политике эффект. Предприятия, вынужденные платить больше налогов, теряют часть своей прибыли, меньше развиваются и делают капиталовложений, а это уменьшает доход государственной казны.
Данную статью следовало бы закончить высказывание Екатерины II: «Налоги для государства то же, что и паруса для корабля».
Литература:
- Брызгалин А. В. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (Региональное законодательство о налогах) // Налоги и финансовое право. 2011. № 10. С. 40–51.
- Паскачев А. Б. НДС: Налог на доходы или налог на потребление? // Налоговая политика и практика. 2010. № 4. С. 32–35.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Инвестиционная политика Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — № 27.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 747–750.
- Тамбовцева А. Р. Налог на имущество и земельный налог: новые нормы и их применение // Экономика железных дорог. 2008. № 3. С. 8–18.