В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.
Ключевые слова: архитектоника, объемные структуры, формообразование, художественное конструирование, проектирование костюма, одежда, художник по костюму
Костюм — это важнейший элемент в системе культурных ценностей человечества. В нем сосредоточены философские мировоззрения, национальные традиции, культурно-исторические ценности. Костюм отражает перемены в обществе и концентрирует в себе характерные черты временного периода.
Образ костюма понимается через образ определенного лица, через его индивидуальные особенности, обобщающие и выражающие черты времени. [1]
В костюме, как целостном образе, собирается целый набор элементов, при помощи которых можно достигнуть эмоциональной выразительности. Проектируемая модель приобретает эстетическую выразительность. Форма, цветовая гамма, ритм, метр, пропорции и последовательности, создают впечатления иногда совершенно противоположные.
В проектировании одежды форма и формообразование занимают одно из центральных позиций. Вбирая в себя наиболее характерные черты временного периода, одежда помогает определять признаки, представляющие собой обобщение, отвлеченное от сложности реального мира.
В процессе создания одежды все архитектонические составляющие формообразования: идейно-социальная, утилитарно-функциональная, эстетическая и пр., включая и элементы архитектоники костюма, часто проявляются системно, в тесной взаимосвязи, подчиняясь социальному заказу потенциального потребителя.
Архитектоническими искусствами называют группу пространственных искусств, в которую входят: архитектура, прикладное и промышленное искусство, к сфере которых относится и костюм. В более полном и точном содержании ее методы применимы к произведениям искусства, имеющим прикладное значение в быту человека. [2]
В связи с этим, мы рассматриваем архитектонику объемных структур, как составную часть проектирования одежды.
Архитектоника одежды обуславливается антропологическими признаками фигуры человека. Одежда, при всем ее разнообразии должна подчиняться тектонике человеческой фигуры. При проектировании одежды проявляется тесно связанная система «костюм-фигура», в виде единой гармоничная пространственной структуры. С древних времен пропорции тела человека считаются образцом красоты и гармонии. Поэтому, одежда, спроектированная в системе «костюм — фигура», является «совершенной».
При проектировании одежды необходимо учитывать, что ее поверхность может частично повторять форму поверхности человеческого тела. Поэтому архитектонические формы делятся на топографические поверхности, которые точно повторяют контур поверхности человеческого тела и геометрические, которые не прилегают к фигуре. Форма костюма связывает между собой пространственные элементы, становясь при это либо сложной, либо простой. Архитектоника контролирует систему связей между структурными элементами и служит средством достижения композиционной гармонии, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к одежде [3].
В Орловском государственном университете проводятся исследования по совершенствованию процесса объемного формообразования одежды. Архитектоника костюма является базовым элементом при объемном формообразовании.
Для будущих художников по костюму «Архитектоника объемных структур» является профессионально-ориентированной дисциплиной. Целью курса «Архитектоника объемных структур» является развитие образно-ассоциативного мышления, умения самостоятельно ставить задачи и искать пути их экспериментального решения.
В задачи курса «Архитектоника объемных структур» входит:
‒ формирование у обучающихся объемно-пространственного мышления, ориентированного на поиск и решение проблемных ситуаций;
‒ приобретение обучающимися практических умений и навыков разработки объемных структур в материале;
‒ умение строить эксперимент при решении задачи и получение новых форм одежды;
‒ приобретение обучающимися теоретических знаний по формообразованию объемно-пространственных форм костюма.
Качество полученной формы костюма и ее уровень зависят от многих факторов, прежде всего от основных составляющих понятия архитектоники: совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, совершенства самого содержания, эстетичности формы (а также от критерия архитектоничности).
Дисциплина «Архитектоника объемных структур» осваивается в несколько последовательных этапов.
На начальном этапе основы формообразования познаются через выполнение орнаментальных объемно-пространственных структур из бумаги. Студенты осваивают приемы работы с бумагой. Овладение техникой выполнения объемных композиций из бумаги требует определенных навыков и умений в работе с материалом, а также хорошо развитого чувства пластичности бумаги и умения использовать в процессе создания формы структурные свойства бумаги.
Технология выполнения макетов из бумаги имеет несколько характерных особенностей. Студенты начинают с простейших орнаментальных структур, не требующих специальной художественной подготовки. Выполнив предварительные упражнения и получив первичные навыки работы с бумагой, студенты уже смогут выполнять более сложные, с точки зрения пластики, модели.
Перед студентами ставится задача на развитие чувства формы, ее грамотное прочтение и трактовку. Структура и внешняя форма имеют утилитарное и эстетическое значение и, кроме того, внешняя форма подвергается гармонизации. Форма обладает рядом физических свойств, которые могут вызвать у зрителя разнообразные ощущения (величина, геометрический вид, массивность, фактура, цвет).
Любая форма разрабатывается на основе конструкции, представляющей собой систему ребер жесткости, которые получаются в результате сгиба плоского листа бумаги. При этом студенты используют только белую бумагу, что позволяет работать таким средствам художественно-образного формообразования как светотеневые, фактурно-пластические и объемно-пространственные характеристики материальных форм.
На данном этапе студентами изучается объем как проявление структуры объемно-пространственной формы, анализируются принципы структурообразования в живой природе, архитектуре и дизайне, для чего осваиваются методы трансформации листа в объем в техниках геометрической и скульптурной пластики, проводится анализ членений вертикали и горизонтали в архитектуре с последующим выполнением объемных структур в вертикальном и горизонтальном ритме.
Создание объемной композиции сопровождается применением полученных знаний по курсам «Общая композиция», «Рисунок», «Композиция костюма».
На втором этапе через выполнение более сложного задания (выполнение объемно-пространственной формы головного убора) раскрывается творческая индивидуальность студентов. Студентами изучаются принципы построения конструктивно-пространственных форм с последующим выполнением макета головного убора в геометрической пластике.
Завершающим этапом дисциплины является построение макета объемно-пространственной формы костюма. На основе выбранной исторической формы проводится разработка современной формы костюма и изготавливается макет костюма из бумаги. Этим самым можно определить уровень способностей образного объемно-пространственного мышления, приобретенных навыков лепки объемной формы, умение перейти от элементарного понимания костюма как набора направлений совершенствования подготовки швейного производства, что обуславливает необходимость его использования при подготовке художников по костюму.
В процессе изучения дисциплины у студента происходит не только усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и развиваются общие свойства и характеристики личности. В ходе обучения меняются различные стороны психической деятельности, накапливаются и изменяются методы выполнения действий, меняются знания и представления, появляются новые интересы.
Таким образом, роль дисциплины «Архитектоника объемных структур» представляется достаточно значимой в свете современных требований профессиональной подготовки художника по костюму, поскольку в процессе обучения данной дисциплине формируется образно-пространственное мышление студентов, применительно к условиям будущей профессиональной деятельности. Объемное формообразование как совокупность творческих средств художественного проектирования костюма является платформой исследовательской и научно-творческой работы.
Литература:
- Козлова Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования. / При участии Заболотской Е. А. (Часть VI), Рыбкиной Е. А. (Часть VIII). Учебник для вузов.– М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.
- Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Рытвинская Л. Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): Учебное пособие: М.: Альфа-М, 2005.