В статье рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией предприятий, выделяются преимущества объединения предприятий по технологическому принципу.
Ключевые слова:вертикальная интеграция, конкурентоспособность предприятия, конкурентные стратегии, стратегическое партнёрство
В современных условиях для уверенного развития любому предприятию требуется чёткая долгосрочная стратегия действий, подкрепленная организационной структурой, которую компании способно обеспечить, в том числе стратегическое партнёрство с коллегами. Одной из форм стратегического партнёрства, которая получила распространение на российском рынке, является вертикальная интеграция. Сущность этого процесса заключается в преобразовании отношений между разрозненными предприятиями, направленном на создание единого конкурентоспособного производственно-сбытового комплекса. Общий метод его создания — введение системы централизованного управления в области рыночного позиционирования, планирования, снабжения и координации деятельности всех субъектов, входящих в структуру данного объединения наряду с чётким определением экономической, функциональной специализации предприятий — элементов комплекса, их профессиональном сосредоточении на выполнении определённых производственных функций.
Данный процесс затронул практически все отрасли российской экономики. Наиболее заметна интеграция в тех отраслях, которые пережили интенсивный процесс разукрупнения предприятий. Сейчас в этой сфере интеграционные процессы происходят как на уровне сложившихся крупных холдингов, так и среди только пытающихся выйти на путь профессиональной широкомасштабной интеграции [1, с.99].
Одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации является стимулирование конкуренции в отраслях промышленности. В рамках реализации указанной политики в последние годы введен в действие ряд законодательных актов, направленных на противодействие горизонтальным и вертикальным соглашениям на рынке, ограничивающим доступ к ресурсу или ухудшающим условия работы других хозяйствующих субъектов [3, с.74].
Как известно, рыночная экономика весьма уязвима в случае заключения конкурентами на товарных рынках соглашений, реализующихся не в интересах потребителей и приводящих к ограничению конкуренции [4, с.8]. Вместе с тем современные предприятия ведут жесткую борьбу и должны вырабатывать стратегические решения, позволяющие им в течение длительного времени сохранять свои конкурентные преимущества. Ясно, что в случае излишнего лимитирования конкуренции со стороны отдельных продавцов страдает потребитель. Однако, если производители не смогут сохранять в разумных пределах свою переговорную силу на отраслевых рынках, в итоге потребитель также пострадает, поскольку в таких условиях продавцы не будут мотивированы предлагать инновационные решения, которые, в конечном счете, позволяют тому же потребителю получать более качественную и полезную продукцию для выполнения своих текущих задач.
Концепция вертикальной интеграции предприятий заключается в создании единого производственно-коммерческого объекта, представленного интегрированной системой бизнес-единиц, выполняющих функции производственных операторов, взаимодействующих между собой через единую систему управления, призванную осуществлять функцию координации их действий, а также взаимодействия с рыночными сопряжёнными группами.
Для экономических условий России наибольшее значение имеет процесс интеграции по технологической цепочке, так как именно такой способ объединения предприятий позволяет наладить производство конкурентоспособных товаров. Профессор Массачусетского технологического института М.Аделман считает, что фирма является вертикально интегрированной, когда внутри нее из одного подразделения в другое происходит перемещение товара и услуги, которые могли бы быть проданы на рынке без дальнейшей переработки[5, p. 27].
Вертикальная интеграция предполагает формирование центра по координации деятельности его элементов в сферах планирования, сбыта, снабжения, определения путей и способов развития с предоставлением предприятиям-участникам функций производственного оператора в рамках выбранных для них, как наиболее эффективных, производственных направлений деятельности [2, c. 75].
Вертикально-интегрированная фирма обладает конкурентными преимуществами, так как может в большей степени снижать цену товара и получать большую прибыль при заданной цене, благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта. Вертикальная интеграция может также повысить контроль производителя над экономической средой.
Грамотно проведённый процесс вертикального объединения предприятий позволит предприятиям достичь выхода на новый уровень конкурентоспособности за счёт эффекта специализации, то есть экономии издержек, возникающих в связи с сосредоточением материальных, трудовых, финансовых ресурсов на ключевых компетенциях рассматриваемых предприятий; эффекта увеличения прибыльности комплекса за счёт создания единых центров профессионального принятия решений в области рыночного позиционирования, логистики, маркетинга и сбыта; эффекта повышения рентабельности, оперативности производства за счёт введения системы функций рационального распределения ресурсов внутри комплекса, координации взаимодействия между его отдельными субъектами с передачей их единому центру управления; эффекта от деятельности выделенных в отдельные направления бизнес-единиц.
Эффект будет достигнут только в том случае, если корректно и основательно будет проведён весь процесс реорганизационной подготовки, как в области определения структуры и функций каждого их участников интеграционного процесса, так и в области организации взаимодействия в рамках производственной цепочки [2, c. 77].
Интеграция как процесс углубления сотрудничества субъектов хозяйствования в современных условиях является объективной закономерностью общественного развития. Принимая участие в интеграционных процессах, предприятия объединяют усилия в борьбе за рынки, ресурсы, устраняя конкуренцию на промежуточных стадиях производства и продвижения товаров.
Современное социально-экономическое состояние России способствует дальнейшей положительной динамике развития интеграционных процессов. Экономический рост в 2009–2010 гг., создание и активное расширение масштабов деятельности государственных корпораций, кризис 2008–2009 гг., курс на модернизацию и диверсификацию национальной экономики предопределили активизацию рынка слияний и поглощений, диверсификацию и расширение деятельности предприятий, компаний.
Интеграция позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного компенсируются приобретениями другого подразделения. В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний, занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед предприятиями и фирмами специализированного типа.
Для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо использовать новые формы рыночных структур. При этом корпоративное образование фирм по вертикальному принципу, представляется перспективной формой улучшения эффективности их деятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Такая корпорация, созданная по технологическому принципу, включая и стадию реализации конечной продукции, позволит решить важные задачи для всех ее членов, централизовать маркетинговые и юридические службы, организовать консультационную поддержку по вопросам налогов и предпринимательства, целенаправленно использовать банковские кредиты, т. е. повысить конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий.
Таким образом, вертикальная интеграция является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности российских предприятий.
Литература:
- Агафонова К. П. Пути и проблемы вертикальной интеграции российских предприятий в условиях современной экономики//Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2005 г., стр.99. — 108.
- Каргинова В. В. Материалы VI Международной конференции — Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий. Владикавказ, Изд-во «Терек», 2007., стр.75–78.
- Плещенко В. И., Вертикальная интеграция и повышение конкурентоспособности производителей в современных условиях //Маркетинг в России и за рубежом, № 3 (95), 2013, с.70–76
- Пузыревский С. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия: основные тенденции // Конкуренция и право. — 2011. — № 3. — С. 6–14.
- Adelman, M. Integration and the antitrust laws // Harvard Law Review. 1949. V. 63.NP. 27.