В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.
Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия
В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности — одна из важнейших педагогических задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественно‐эстетическую психологически комфортную образовательную среду, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [4].
Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке.Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым; проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.
В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [1, c.120].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей.
Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого.
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. [1, c.114].
Процесс воображения включает навык сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами. В таком контексте развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем. Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Процесс рисования помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка. Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий: идти от простого к сложному; обеспечить дозированный дефицит информации; осуществить интеграцию образовательных областей; применить комплексно‐тематический подход; использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.
Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:
‒ проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [2, c.30];
‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
‒ творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;
‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.
‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер [3, c.26].
В заключении хотелось бы отметить, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.
Литература:
- Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 114–123.
- Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории»: 25 марта 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. — 71 c.
- Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. — 132 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241 (265). Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2016г.).