Совершенствование процесса оценки структуры государственных таможенных услуг как инструмент повышения качества их оказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Сопина, Л. К. Совершенствование процесса оценки структуры государственных таможенных услуг как инструмент повышения качества их оказания / Л. К. Сопина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37031/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме оценки структуры услуг, оказываемых таможенными органами. В данной работе дано обоснование значимости исследования данной проблематики для повышения качества оказания таможенных услуг. Также анализируется существующий процесс оценки структуры государственных таможенных услуг. На основании результатов анализа формируется предложение по совершенствованию методики процесса оценки структуры услуг, оказываемых таможенными органами.

Ключевые слова: таможенные услуги, оценка структуры таможенных услуг, качество таможенных услуг

В современных рыночных условиях таможенная деятельность принимает особую значимость в связи с ее новой интерпретацией. Сегодня таможенный институт является не просто государственной структурой — это объект сферы услуг, призванный оказывать качественные услуги, как бизнесу в лице участников внешнеэкономической деятельности, так и государству. Необходимо отметить, что важнейшим элементом процесса предоставления государственных таможенных услуг, влияющим на их качество, является процесс оценки структуры услуг. Следует особенно подчеркнуть прямую зависимость качества таможенных услуг от оценки их структуры — чем оптимальнее данная структура, тем ниже транзакционные издержки потребителя услуги и выше уровень качества предоставления. Однако выявить уровень оптимальности структуры таможенных услуг при существующем процессе ее оценки довольно затруднительно, что является весомым недостатком.

В этой связи, целью данного исследования является выявление возможности совершенствования процесса оценки структуры таможенных услуг в рамках общепринятых методик в управлении процессами. Исследование направлено на анализ применяемого подхода в процессе оценки структуры услуг, оказываемых таможенными органами посредством изучения его составляющих.

Итак, под процессом оценки структуры услуг интерпретируется некая последовательность действий, выполняемых в ходе реализации таможенных услуг, чтобы, в конечном счете, оценить уровень их качества. Данный процесс включает в себя несколько элементов, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс оценки структуры услуг, оказываемых таможенным органом

Необходимо отметить, что данный процесс достаточно прост в своем содержании. Здесь прослеживается взаимодействие всех составляющих элементов, которые в итоге замыкаются на цели процесса оценки структуры услуг. Данная цель состоит, как видно на рисунке, в постоянном повышении степени качества и доступности государственных таможенных услуг для постепенного приближения к стратегическому эталону их структуры. В идеальном варианте данная структура должна одновременно охватывать сферы услуг и для государства, и для бизнеса. При этом, исходя из экономической рентабельности любых услуг, данные операции должны быть максимально эффективными при минимальных затратах. Обязательным фактором является соответствие структуры оказываемых услуг стандарту предоставления государственной услуги, который закреплен в Административных регламентах об соответствующих услугах.

Для достижения эталона необходимо анализировать текущую ситуацию, а затем вырабатывать определенный план по приближению к идеальной структуре. Текущая ситуация со структурой услуг анализируется посредством показателей доступности и качества оказываемой таможенной услуги. Следует отметить, что для каждого вида услуги существует индивидуальные измерители качества, закрепленные также в Административных регламентах. Анализ указанных показателей качества предоставления какой-либо таможенной услуги отражается в статистических сведениях. На основании собранной статистики производится анализ текущего состояния относительно уровня качества оказания таможенных услуг, а также оптимальности, полноты и качества их структуры. Далее, согласно полученному результату и основной цели процесса оценки структуры услуг, производится корректировка плана предоставления таможенных услуг и измерителей уровня качества их реализации в случае необходимости. Таким образом, процесс оценки структуры предоставляемых таможенными органами услуг имеет полноценный алгоритм осуществления.

Несмотря на то, что данный процесс оценки включает в себя все необходимые логические этапы, в нем отсутствует возможность корректного выявления текущего состояния непосредственно структуры таможенных услуг, т. е. процесс оценки не включает в себя перечень конкретно выраженных индикаторов, посредством которых следует оценивать соответствие структуры услуг желаемому состоянию.

В этой связи, целесообразным предложением по совершенствованию процесса оценки будет внесение изменений в систему указанного процесса.

В современной практике существует методика общепринятых ключевых показателей эффективности KPI (англ. Key Performance Indicators), которая предполагает измерение любого процесса. Комплекс показателей KPI определяются как система финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное и качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели или ожидаемому результату [3]. Существуют различные группы KPI. Основными группами показателей являются:

  1. KPI результата — сколько и какой результат произвели.
  2. KPI затрат — сколько ресурсов было затрачено.
  3. KPI функционирования — показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения).
  4. KPI производительности — показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение.
  5. KPI эффективности — показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.

На основании данной классификации, можно сформировать следующий вид примерной структуры системы измерения такого объекта, как структура таможенных услуг (рис.2). Прежде, чем интерпретировать данную методику в качестве предлагаемого совершенствования процесса оценки структуры услуг, оказываемых таможенным органом, необходимо конкретизировать роли.

Рис. 2. Предлагаемая система измерения процесса оценки структуры услуг, оказываемых таможенными органами

Итак, владелец процесса ставит цели и задачи, принимает различные решения по совершенствованию, содействует менеджеру в реализации, а также контролирует деятельность менеджера процесса. При рассмотрении в разрезе оказания государственных таможенных услуг, владельцем процесса является непосредственное руководство таможенного органа, в функционировании которого подразумевается реализация той или иной услуги. Далее происходит взаимодействие с менеджером процесса, который осуществляет непосредственное измерение процесса оценки, формирует отчетность, подготавливает предложения по совершенствованию, а также организует исполнение принятых решений. Данную роль исполняет должностное лицо, ответственное за оказание таможенной услуги. Непосредственные лица, взаимодействующие с потребителем услуги и соответственно ее реализующие согласно предложенной методике, будут являться ресурсными менеджерами, так как располагают всеми необходимыми для этого условиями.

Кроме того, организация деятельности должна быть построена на следующих принципах:

− регулярность;

− анализ «план-факт»;

− от результатов измерений к выводам и предложениям.

Следует отметить, что данные принципы также регулируют само содержание деятельности и результаты.

На пересечении осей координат выявляются направления для измерения структуры, т. е. регуляторы, которые по своей сущности исходят из классификации групп KPI. Это результативность (KPI результата), степень соответствия заданным нормам (KPI функционирования), рациональность (KPI эффективности) и продуктивность (KPI производительности, затрат). Указанные регуляторы необходимо использовать в качестве конкретных показателей, которые могли бы предметно оценивать структуру предоставляемых услуг в таможенном органе.

Также следует отметить, что для успешного внедрения данной методики необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Коммуникация правил и способов оценки для всех участников.
  2. Персонификация измерений и оценки.
  3. Регулярность измерения, оценки и совершенствования.
  4. Визуализация результатов измерения и оценки.

Соблюдение этих правил позволит учесть многие факторы, возникающие индивидуально у каждого объекта в структуре оценки.

Таким образом, основываясь на отсутствии процедур оценки самой структуры услуг в таможенных органах, можно сделать вывод, что предложенная методика для совершенствования процесса оценки реализуемых государственных таможенных услуг способна предметно оценивать непосредственно структуру услуг по определенным заданным показателям исходя из необходимых направлений измерения. Данное предложение имеет рациональное начало, т. к. измерение, оценка и совершенствование любого процесса — важнейший элемент системы повышения качества.

Литература:

  1. ГОСТ ISO 9001–2011 Системы менеджмента качества. Требования: нормативный документ: [введен в действие на территории РФ 01.01.2013] — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: БД КонсультантПлюс.
  2. Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / Макрусев В. В., Дианова В. Ю. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
  3. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI: учебное пособие — М.: Инфра-М, 2013. — 255 с.
  4. Костина А. О. Совершенствование управления нагрузкой должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг: диссертация / Костина А. О. — Российская таможенная академия, Москва, 2014г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rta.customs.ru/nrta.
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, услуга, процесс оценки структуры услуг, таможенный орган, качество, полученный результат, структура, владелец процесса, предложенная методика, процесс оценки.


Ключевые слова

таможенные услуги, оценка структуры таможенных услуг, качество таможенных услуг

Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Проблемы анализа системы менеджмента качества (СМК) организации: требования, определение несоответствий, методы их устранения

Статья посвящена вопросам совершенствования анализа системы менеджмента качества. Была рассмотрена роль системы менеджмента качества для организации и проведен анализ существующих методов и инструментов оценки системы менеджмента качества. Также проа...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Мониторинг среднего профессионального образования

В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих програ...

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Оценка тенденций развития качества логистических услуг

В статье рассмотрены базовые показатели, определяющие экономическую эффективность логистических услуг для предприятия. Рассмотрены основные задачи и функции логистики, а также проблемы, существующие на рынке логистических услуг. Дана характеристика п...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Проблемы анализа системы менеджмента качества (СМК) организации: требования, определение несоответствий, методы их устранения

Статья посвящена вопросам совершенствования анализа системы менеджмента качества. Была рассмотрена роль системы менеджмента качества для организации и проведен анализ существующих методов и инструментов оценки системы менеджмента качества. Также проа...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Мониторинг среднего профессионального образования

В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих програ...

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Оценка тенденций развития качества логистических услуг

В статье рассмотрены базовые показатели, определяющие экономическую эффективность логистических услуг для предприятия. Рассмотрены основные задачи и функции логистики, а также проблемы, существующие на рынке логистических услуг. Дана характеристика п...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Задать вопрос