В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.
Ключевые слова: сказкотерапия, личностный рост, функциональные особенности сказок, коррекционные сказки
Приверженцы направления сказкотерапии утверждают, что вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [7].
В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло [8]. Значимость таких наставлений в становлении личности человека, особенно в детстве, невозможно переоценить. У ребенка примерно до десяти-двенадцати лет преобладает образное мышление, «правополушарность», поэтому и обучение его происходит через сказку. Все наши попытки активно «включать» левое, «логическое» полушарие в раннем возрасте либо «ломают» ребенка, либо встречают его сопротивление [4].
Определяя личностный рост как совокупность позитивных изменений личности за определенный промежуток времени, которые ведут к повышению ее адаптированности к деятельности, выражающиеся в росте ее успешности, удовлетворенностииаттрактивности [1], мы признаем важность использования в педагогике сказок, содержащих в зашифрованном виде информацию об устройстве мира, межличностных отношениях, эволюционных задачах, стоящих перед личностью на разных этапах ее развития, и потенциальных ловушках. Недаром саму сказкотерапию определяют, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2].
К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Р. М. Ткач [6] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
- Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
- Сказки для гиперактивных детей.
- Сказки для агрессивных детей.
- Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
- Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
- Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтези и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр [3].
Исследователи выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [5].
- Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
- Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
‒ о жизненно важных явлениях;
‒ о жизненных ценностях;
‒ о постановке целей;
‒ о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
‒ как устроен этот мир, кто его создал;
‒ что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
‒ какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
‒ какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
‒ какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
‒ как приобретать и ценить дружбу и любовь;
‒ какими ценностями руководствоваться в жизни;
‒ как строить отношения с родителями и детьми;
‒ как прощать.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [3]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психотерапевтические сказки и коррекционные сказки.
Рассмотрим более подробно коррекционные сказки как используемые в первую очередь для мягкого влияния на вектор личностного роста. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение смысла происходящего.
Для создания коррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.
- В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Иногда герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации.
- Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в коррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в коррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- Унего не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.
В заключение добавим, что умение увидеть истинную причину поведения, которое ставим целью скорректировать, и подобрать, а часто создать самостоятельно, соответствующую сказку, становится одним из важнейших для современного педагога, активно участвующего в личностном росте обучаемого.
Литература:
- Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 3–14 с.
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2007.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. — СПб.: Речь, 2006–13–14 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / ред. А. К. Колеченко. — СПб.: Речь, 2007. — 296 с.
- Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
- Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 144 с.
- Эстес К. Бегущая с волками. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priya.com.ua/upload/literatura/books/k_estes/k_estes-begushhaja-s-volkami.pdf