Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 1095 раз

Библиографическое описание:

Кунгуров, Е. Н. Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ / Е. Н. Кунгуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 908-910. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37067/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены возможности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающие поддержку и развитие физического статуса кадет, улучшение показателей их физического здоровья. Указывается на современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ.

Ключевые слова: кадеты, физкультурно-оздоровительная работа, здоровый образ жизни

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной», отмечал Мишель Монтень.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье-главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять.

«Здоровье-это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость.

В вопросах оздоровления кадет рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, воспитатели и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у кадет, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья [1].

Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности кадета. Необходимо воспитывать у кадет мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса кадет, становление показателей физического здоровья.

Задачи:

  1. Обеспечить психофизическое благополучие кадет и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.
  2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
  3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма кадет за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
  4. Обогащать двигательный опыт кадет и развивать психофизические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.
  5. Научить кадет регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
  6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм кадета.

Концептуальные основы формирования здорового образа жизни:

концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей кадет на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки кадет к обучению [2].

Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития.

Стратегия организации работы:

  1. Проведение мониторинга состояния здоровья кадет.
  2. Анализ созданных условий предметно-развивающей среды.
  3. Изучение современных нормативноправовых документов.
  4. Изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области «Здоровье».
  5. Проектирование модели системы работы по формированию здорового образа жизни у кадет.

Принципы работы:

  1. Научность.
  2. Доступность.
  3. Активность.
  4. Сознательность.
  5. Единство диагностики и коррекции.
  6. Систематичность.
  7. Целенаправленность.
  8. Оптимальность.

Инновационная деятельность в сфере физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, формирование здорового образа жизни в работе с кадетами.

Анализ данных современной научной литературы, посвященной современным инновационным подходам к организации физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа воспитанников, показывает явно неудовлетворительный уровень. Занятия физической культурой в учебных учреждениях не заинтересовывают, а, наоборот иногда вызывают негативные эмоции.

Существенную роль в разрешении данной ситуации играют повышение мотивации к использованию средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе к занятиям по физическому воспитанию и выбор адекватных средств компенсации дефицита повседневной двигательной активности. Поэтому неадекватность нормативных требований по физическому воспитанию и их оценок не способствуют решению основной задачи физического воспитания, а именно его оздоровительной направленности. Стратегической целью образовательных учреждений образования должно стать создание среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению воспитанников, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов, повышающей стрессоустойчивость воспитанников [3].

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать новые качества путем упражнений.

Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них следует выделить главные: мотивация самосохранения; суть мотива сводится к тому, что человек не совершает каких-либо действий, если они угрожают его здоровью и жизни; мотивация подчинения этнокультурным требованиям; человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии; мотивация получения удовольствия от здоровья; ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он будет делать все, чтобы быть всегда в бодром состоянии и хорошем настроении; мотивация возможности самосовершенствования; у здорового человека физические, психические, интеллектуальные возможности гораздо большие, чем у нездорового; мотивация возможности маневрировать; здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий; мотивация достижения максимально возможной комфортности; человек чувствует себя максимально комфортно, раскованно, если у него отсутствует какой-либо физический или психический дискомфорт.

Формирование готовности кадет к здоровому образу жизни возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

‒ всестороннем использовании нравственного потенциала физической культуры и спорта, как средств формирования культуры здоровья личности;

‒ единстве формирования знаний, умений и навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

‒ сохранения индивидуальных приоритетов в создании для каждого собственной здоровьесберегающей траектории, профилактики, укрепления здоровья в социуме.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, системы отношений в нем. Важно не только то, как, но и то, ради чего живет кадет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье во многом зависит от образа жизни. Содержание здорового образа жизни кадет отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций кадета, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

В сфере инновационной деятельности в области физической культуры и спорта необходимо большое внимание уделять поиску новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с кадетами в рамках учебного процесса и вовне учебное время. Согласно современным подходам основными задачами физкультурно-оздоровительной работы в училище является формирование у кадет потребности к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Это способствует повышению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Литература:

  1. Бажуков С. М. Здоровье детей — общая забота: (организация физического воспитания школьников) — М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. Физкультура для всей семьи. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
  3. Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. — Л.: Медицина, 1981.
  4. Коростелев Н. Б. Шаг за шагом: твой календарь здоровья. — М.: Молодая гвардия, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, физическая культура, физкультурно-оздоровительная работа, кадет, физическое воспитание, формирование, инновационная деятельность, основная задача, физический статус кадет, физическое здоровье.


Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни современной молодежи

В статье рассматривается необходимость формирования здорового образа жизни современной молодежи. Раскрывается сущность физической культуры как фундамента здоровья. Делаются выводы о необходимости постоянной пропаганды физической культуры.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Улучшение состояния здоровья и формирование здорового образа жизни у государственных служащих

Приведены результаты разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни современной молодежи

В статье рассматривается необходимость формирования здорового образа жизни современной молодежи. Раскрывается сущность физической культуры как фундамента здоровья. Делаются выводы о необходимости постоянной пропаганды физической культуры.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Улучшение состояния здоровья и формирование здорового образа жизни у государственных служащих

Приведены результаты разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.

Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи

В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Задать вопрос