Сложившаяся традиция оценивать работу педагогов процентами выполнения учащимися учебных нормативов и норм комплекса ГТО нередко толкают учителей на всемерные увеличение нагрузки на уроках физической культуры. Однако, как всякое сильнодействующее средство, варьировать нагрузку на учебных занятиях надо разумно, со знанием дела. Ведь известно, что занятия физической культурой только тогда ведут к здоровью, когда нагрузки адекватны физическим возможностям организма учащихся. Вот почему так важно знать факторы, определяющие нагрузку, и уметь их использовать.
Влияние физических упражнений на педагогические результаты опосредовано физиологическими и биохимическими механизмами. Другими словами, нагрузка является причиной тех адаптационных изменений в организме, от характера и величины которых зависит конечный результат. Это позволяет говорить о внешней и внутренней сторонах нагрузки. Внешняя сторона нагрузки — это физическая нагрузка, которая определяется объемом и интенсивностью физических упражнений, а также характером и продолжительностью отдыха между ними. Внутренняя сторона нагрузки — это физиологическая нагрузка, которая определяется реакцией всех систем организма занимающихся, их адаптацией.
Когда учащимся даётся одинаковая для всех физическая нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, для других — недостаточной, а для третьих --- слишком большой. В итоги первые работают с хорошим тренировочным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют на нагрузки снижением результатов и стойким неприятием физических упражнений (иногда -- на всю жизнь).
Учитель физической культуры, исходя в дозировании нагрузки из подпора упражнений, определения интенсивности и длительности их выполнения, интервалов отдыха и его характера, должен тщательно следить за индивидуальными реакциями каждого учащегося на физическую нагрузку. В практической работе надо варьировать нагрузку в зависимости от физической подготовленности учащихся и в плане урока иметь различные варианты дозировки: не 5 раз для всех, как порой бывает указано, а 6–5—4 раза. Но даже и в этом случае планируемая физическая нагрузка является лишь ориентиром. Окончательную дозировку определяют уже во время урока, в ходе его, для чего учитель, анализируя внешние признаки утомления учащихся, корректирует число повторений. Правильный педагогический учет индивидуальный особенностей занимающихся приведёт к тому, что каждый ученик получит близкую к оптимальной физиологическую нагрузку и она вызовет индивидуально максимальные и по скорости, и по величине адаптационные сдвиги.
Значить, работа только до утомления? Отнюдь!
Утомление — решающий раздражитель для процессов адаптации. Если мы хотим добиться улучшения результатов, мы обязаны давать нагрузки, вызывающие утомление.
В наибольшей степени это относится к развитию выносливости, уровень её оценивается учебными нормативами. Если за исходную продолжительность бег взять 5 мин., то увеличение времени бега на 1–1,5 мин. в каждом последующем уроке, проводимом на спортивной площадке в сентябре—октябре, позволит подвести учащихся к минимальному необходимому уровню развития аэробных механизмов, выносливости. Не следует только забывать, что скорость бега должна максимально приближаться к зачётной или даже несколько превышать её. Практика показала, что в пределах нормативов школьной программы и норм комплекса ГТО достаточно на уроке и 15–20 мин. непрерывного бега. Значит, можно предположить, что и при меньшей продолжительности непрерывного бега энергозатраты обеспечивают необходимые адаптационные сдвиги.
Выполнение многих учебных нормативов зависит от уровня развития силы. Для спринтерского бега, метания гранаты, прыжков необходима быстрая (взрывная) сила, для лыжных гонок, плавания и подтягивания — силовая выносливость, для удержания ног в положении угла — статическая сила. Объёмы и режимы работы для максимального развития каждого вида силы разработаны спортивной достаточно хорошо. Но то, что приемлемо в спорте, не всегда подходит к условиям урока физической культуры в школе. Здесь необходимо равномерно развивать все физические качества, укладываясь в рамках урока. Поэтому основную работу по развитию силовых качеств рациональнее переносить в секционные и самостоятельные занятия (в том числе при выполнении домашних заданий) по индивидуальным планам. Но в любом случае целесообразно применять метод «до отказа», до появления большой усталости.
Исключение составляет быстрота, над развитием которой можно работать лишь до появления признаков усталости. Темп выполнения движений всегда должен быть максимальным. При развитии у учащихся старших классов оптимальная длина беговых отрезков должна составлять 30–60 м. при числе повторений до 10. Общий метраж за один урок — 250–300 м. Индивидуальная нагрузка определяется скоростью пробегания отрезков и координаций движений. При снижении скорости или нарушении координации нужно немедленно прекратить работу над развитием быстроты. При снижении темпа бега из — за усталости начинается развитие скоростной выносливости, но при малой длине отрезков оно малопродуктивно. Скоростную выносливость, необходимую в беге на 100 м, следует развивать посредством нагрузок субмаксимальной интенсивности(отрезки—150–175). А в тех случаях, когда максимальная скорость не достигается, например из-за малой длины спортивного зала, происходит улучшение способности к ускорению при малом воздействии на развитие быстроты.
Взаимозависимость физических качеств очень сложна из-за различия в их биохимической основе. Несколько упрощенно можно считать, что силовую мышечную деятельность непосредственно обеспечивают только анаэробные биохимические процессы, скоростную — преимущественно анаэробные (и лишь при достаточной продолжительности скоростной работы — аэробные), проявление выносливости почти полностью (за исключением незначительного начального этапа) обеспечивается аэробными процессами. Поэтому занятия, постепенно проводимые только с силовой направленностью способствуют развитию быстроты, но не достаточного, если говорить о разностороннем физическом развитии, положительного переноса для повышения выносливости. Развитие только скоростных качеств создает предпосылки для совершенствования и в силе, и в выносливости. Учителя физической культуры, планируя уроки должны исходить из того, что тренировочный процесс — не только работа, но и отдых. Уменьшение времени восстановления после силовых и скоростных упражнений означает возможность увеличить внешнюю, физическую нагрузку на уроке за счет большого числа ускорений, прыжков, подходов. Таким образом, высокий уровень выносливости обеспечивает высокую работоспособность и уже через нее самым положительным образом влияет на возможность развития скоростных и силовых качеств. Все это позволяет считать выносливость базовым физическим качеством в процессе физической подготовки. Необходимо помнить, что объем выполняемых упражнений без интенсивности, и интенсивность без достаточного объема не ведут к адаптации.
Ни продолжительность урока, ни возможности учащихся не позволяют выполнять разовые объемы, обеспечивающие длительное сохранение достигнутых уровней адаптации организма занимающихся к нагрузкам. Учебный план должен предусматривать постоянное воздействие на основные физические качества. Особенно это касается выносливости. В уроки легкой атлетики следует включать упражнения, поддерживающие уровень, например, статической силы; в занятия на учебной лыжне — упражнения скоростно-силового характера. И обязательно надо включать во все уроки бег на выносливость продолжительностью 6–10 и более минут со скоростью, близкой к зачетной. С возобновлением занятий на спортивной площадке весной и даже в начале следующего учебного года осенью не придётся все начинать с начало, вы сможете продолжать начатое ранее. Непосредственная причина утомления зависит не столько от состояния мышц, сколько от состояния центральной нервной системы. Поэтому на уроках физической культуры, занятиях со школьниками, упражнения, которые они выполняют, должны отличаться многосторонностью. Этим и обеспечивается высокая нагрузка, и в то же время избегать локальных перегрузок. Ученику достаточно лишь один раз участвовать неподготовленным в соревнованиях, чтобы навсегда потерять желание заниматься спортом. На уроках физической культуры не должно быть места отрицательным эмоциям, у занимающихся каждый урок должен вызывать желание снова и снова испытывать радость движения. Здоровая психологическая обстановка вместе с использованием разнообразных и по форме (акробатика, спортивные игры) и по направленности в развитии физических качеств средств вызывают приподнятое эмоциональное состояние, при котором и центральная нервная система не утомляется, и повышенные физические нагрузки усваиваются продуктивно, развивая детей физически.