Новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма.
Разумеется, на уроках русского языка основным видом учебной деятельности является письмо, но необходимо признать, что не менее важным для уроков должны стать аудирование и чтение. Именно они предопределяют успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, свидетельствует о сложных мыслительных процессах, сопровождающих сознание человека. [1] Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. [2] Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность обучающихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют второму уровню грамотности чтения из пяти).
В отечественной педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения чтению. [1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:
1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.
Научить пониманию очень сложно, тем не менее нужно создать благоприятные условия для овладения обучающимися приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.
Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе обучающимся: на выделении структурных и логических единиц текста, связей, которые есть между ними, фиксировании их в плане, схеме или таблице. Такая работа помогает ему привести всю полученную информацию в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от обучающегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, выписок, аннотаций, кодированию информации в графических схемах и т. д.
Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая задача, которую должен решать преподаватель русского языка и литературы. Цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить рациональным приёмам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах разных типов и стилей в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. [3]
В ходе обучения студенты должны овладеть различными видами чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которая будет определять характер восприятия текста. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда и для чего будет использована извлечённая из текста информация.
Поэтому выделяют такие виды чтения, как ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделения основного содержания текста; изучающее, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, выразительное чтение отрывка художественного произведения в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста, рефлексивное, направленное на развитие ассоциативного мышления.
Таким образом, при чтении текста обучающийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приёмы одного из видов чтения. [3] Следовательно, нужно учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приёмам осмысления того или иного текста, решение определённых мыслительных задач в процессе его восприятия.
Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение. [4] Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются следующие приёмы:
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путём вспоминания, рассуждения или путём обращения к учителю или другому обучающемуся) являются основным приёмом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным словам и выражениям.
В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов: [1]
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы.Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
- Творческие вопросы.Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
- Оценочные вопросы.Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
- Практические вопросы.Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Такая классификация помогает научить обучающихся самостоятельно задавать вопросы к тексту. Данную работу обычно проводят в парах и группах. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как чтение с остановками. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании её.
Помимо постановки вопросов, эффективным приёмом работы с текстом является составление вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой. Содержание и структура плана зависят от цели работы.
Приём составления граф-схемы. [4] Граф-схема — это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т. д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно видны связи между элементами.
Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим обучающимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовку докладов и написание рефератов с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации.
Приём конспектирования может включать в себя методику «Инсерт» (интерактивную систему пометок для эффективного чтения и мышления). [5]
Градация текста: + — то, что я знаю;V – новая информация;? — то, что я не знаю, не понял.
Усваивающее чтение включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам. [4]
Одним из наиболее эффективных видов чтения является рефлексивное чтение, которое представляет собой интеллектуально-познавательный процесс.
В исследовании Л. П. Доблаева структура текста при рефлексивном чтении представляется как совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами, т. е. система данных без явно выраженного вопроса, но с наличием условий, порождающих вопросы и необходимые на них ответы. Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. [6]
Т. Е. Ембулаева выделяет следующие этапы в самопостановке скрытых вопросов к тексту: [5]
Цель I этапа — показать учащимся различие между обычными и скрытыми вопросами.
Обучающимся предлагается прочесть текст, самим сформулировать обычные вопросы и найти на них ответы в тексте. Например: Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? Что показывает сравнительная (превосходная) степень?
Далее учитель показывает образцы скрытых вопросов: Что такое степени сравнения? В чём различие сравнительной и превосходной степени? — и просит найти ответы в тексте, сравнить, на какие вопросы было легче ответить.
Цель II этапа — научить видеть в тексте ситуацию скрытого вопроса. Для этого можно использовать два приёма:
− учитель читает вслух текст и сам показывает ситуацию скрытого вопроса;
− учитель читает вслух текст (учащиеся следят за чтением по учебнику), но место скрытого вопроса указывают учащиеся (игра «СТОП!»); учитель приостанавливает чтение и формулирует скрытый вопрос.
Обычные вопросы направлены на воспроизведение информации текста, на них есть прямой ответ. Например:
- Как изменяются прилагательные в форме составной сравнительной степени?
- Какими членами предложения являются прилагательные в форме простой и составной сравнительной степени?
Скрытые вопросы (СТОП!):ответа на них либо нет (информацию нужно искать в другом источнике, в предыдущей теме), либо он «размыт» в тексте (но найти его можно, так как информация для него есть в тексте).
Например:
- Почему в форме составной сравнительной степени изменяется только второе слово?
- Почему прилагательные в форме составной сравнительной степени бывают сказуемыми и определениями, а в форме простой сравнительной степени только сказуемыми?
К III этапу нужно приступать, убедившись, что учащиеся способны уловить ситуацию скрытого вопроса. Задача этого этапа — научить формулировать вопрос. Основные способы выработки этого умения — постановка вопросов учителем в качестве образца и побуждение учащихся к самостоятельному формулированию вопросов.
Итак, обучение различным видам чтения, развитие и совершенствование приёмов осмысления прочитанного — важнейшая методическая задача, стоящая перед преподавателем русского языка и литературы.
Используя основные приёмы обучения разным видам чтения, вырабатывается главное умение — умение читать, которое предполагает овладение техникой чтения: высокой скоростью чтения и гибкостью чтения (умением выбирать и менять по ходу вид чтения в зависимости от речевой ситуации). [3]
Высокая скорость и гибкость чтения являются основой формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения: умение сосредоточить внимание на определённых вопросах содержания; определять ключевые фрагменты текста; вычленять основную мысль высказывания; отличать главное от второстепенного; формулировать вопросы в процессе восприятия текста; определять логику, структуру высказывания; делать выводы и обобщения; критически оценивать полученную информацию и использовать её в соответствующих жизненных ситуациях.
Следует отметить, что умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создаёт необходимую базу для развития умений обучающихся в написании аннотаций, конспектов, рецензий, рефератов, изложений, сочинений и других письменных работ.
Литература:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — с. 103–107, 111–116.
- Ковалёва Г. С. Новый взгляд на грамотность / Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский. — М., 2004.
- Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5–11 классы): уч.-метод. пособие / Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. — М., 2012. — с. 6–10, 11–17.
- Усачёва И. С. Курс эффективного чтения учебного и научного текста / И. С. Усачёва. — М., 2002.
- Формирование и развитие видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на уроках русского языка и литературы: обучающие и диагностирующие материалы / сост. М. Ф. Шацкая. — Волгоград: Издательство ВГАПО, 2015. — с. 31, 34–35.
- Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста / Л. П. Доблаев. — Саратов, 1987.