Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.
Патриотическое воспитание.
Консультация для родителей.
Рис. 1.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ.
Внимательные наблюдения за детьми, позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и будущим. Особенно хорошо заметно это в сюжетных играх. В них отражаются все яркие события жизни страны. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» — это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.
Не менее важны для ребенка сказки, они открывают ему окно в мир, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич и т. д. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывает ему, что народ считает самым важным: любовь, дружбу и взаимопомощь. Именно сказки задают все ячейкиценностей.
Рис. 2. Участие детей подготовительной группы в сказке
Загадки, пословицы, поговорки о Родине — это жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно.
Рис. 3. Дети совместно с родителями рисовали рисунки по пословицам и поговоркам о Родине
Рис. 4.
В них юмор, игрусть, иглубокая любовь кчеловеку, кОтечеству.
Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, природу родного края. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, — это иесть его Родина! Приобщение детей к родной природе можно осуществлять посредством чтения стихов русских поэтов: А. С. Пушкина, С. Е. Есенина, А. Твардовского и т. д.
Очень важно знакомить с достопримечательностями родного края. Знакомя ребенка с родным городом, селом, нужно обращать их внимание на памятники, музеи, театры и обязательно совместное посещение этих значимых мест.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Многие традиции появились совсем недавно. Например, такие праздники как День народного единства (4 ноября) и День независимости России (12 июня).
Рис. 5. Флешмоб «День России» 2016
Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа и всей страны.
Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле… Русский народ не может забыть тех, ктопогиб вбою, кто похоронен втысячах братских могилах. Дети должны тоже знать об этих страшных страницах истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая страшные рассказы о войне, не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств.
Рис. 6. Дети подготовительной группы у «Стены памяти!»
Очень значимо для ребенка в День Победы или в другой важный для семьи день пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возложить к нему цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.
Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее сильным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искусство. О событиях отечественной истории, в частности Великой Отечественной войне можно рассказывать детям, читая им стихи о войне С. Михалкова, А. Твардовского. Большое эмоциональное воздействие на детей оказывают рассказы Л. Кассиля, М. Пояновского «Улица младшего сына»; А. Митяева «Рассказы о Великой Отечественной войне»; о детях, принимавших участие в боевых действиях.
Для формирования у детей интереса к отечественной истории, знаний о культуре и историческом наследии можно использовать различную краеведческую литературу, и книги о Москве как столице российского государства, ее достопримечательностях (Ю. Яковлев «Рассказы и повести», Н. Андрианова «Москва для детей»; «Московский кремль»; аудиоэнциклопедии и т. д.
К сказанному выше нужно добавить, что при воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а последующая беседа о прочитанном.
Любить Родину— это изнать ее. Прежде всего ребенку нужно знать о сегодняшней жизни России. В наши дни, из источников информации мы часто слышим о героизме людей таких профессий как: спасатели, пожарники, врачи, летчики — испытатели и т. д. Нередко сами дети становятся спасателями человека, и получают государственные награды.
Очень важно рассказывать о таких героях, чьи поступки заставляют задуматься и гордиться тем, что герои живут среди нас, рядом с нами!
Рис. 7.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
Вместе с ребенком принимайте участие по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.