Пути и способы повышения эффективности проведения стоимостной инвентаризации материальных средств и проверки хозяйственной деятельности в войсках национальной гвардии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 882 раза

Библиографическое описание:

Бычихин, Ю. А. Пути и способы повышения эффективности проведения стоимостной инвентаризации материальных средств и проверки хозяйственной деятельности в войсках национальной гвардии / Ю. А. Бычихин, М. С. Жарий, С. Н. Ульященков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37112/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены проблемы повышения эффективности проведения мероприятий по контролю за сохранностью и законным расходованием материальных средств. Выявлена и обоснована необходимость реформирования системы внутреннего должностного контроля.

Ключевые слова: инвентаризация, материальные средства, должностной контроль, хозяйственная деятельность, безопасность

Последние несколько лет руководители всех уровней и должностные лица тыла в том числе ставят в приоритет задачу по снижению хищений, утрат и недостач путем более качественного проведения проверок и инвентаризаций силами внутренних проверочных комиссий. И казалось бы в 2014–2015 усилия достигли своей цели и общая сумма ущерба относительно войск национальной гвардии существенно снизилась [6]. Однако явились ли причиной этому принимаемые меры. Рассмотрим реальную ситуацию в воинских частях в ходе проведения проверки хозяйственной деятельности.

Руководящие документы предписывают нам проводить проверку хозяйственной деятельности в период с 1 по 25 июля ежегодно [1]. Аналогичными руководящими документами по другим службам предписано проведение занятий по требованиям безопасности в начале учебного периода со 100 % составом военнослужащих, а в период с 1 по 14 июля должностным лицам управления воинской части лично организовывать, проводить и контролировать проведение занятий по основным предметам обучения [7].

Не секрет что 100 % начальников служб тыла привлекаются к организации проведения занятий по требованиям безопасности на объектах тыла путем их личной подготовки к проведению занятий. Стоит ли говорить о том, что офицеры тыла и другие члены внутренней проверочной комиссии приступают к проведению проверки хозяйственной деятельности лишь спустя несколько дней после ее начала по причине отвлечения на мероприятия воинской части, тем самым уже заранее нарушая план-график, а соответственно, и качество ее проведения.

Пример: из 25 дней, запланированных для проверочных мероприятий, 6–7 являются выходными, еще двое суток воинская часть занимается организацией начала учебного периода, в итоге реальные дни для просчета составляют не более 70 % от запланированных.

Следующим проблемным вопросом, мешающим качественному проведению проверки, является большое отвлечение личного состава на выполнение повседневных задач, выполнение которых неизбежно. На основании указаний Главного Командования войск национальной гвардии командирам воинских частей предписано освободить всех членов внутренних проверочных комиссий на период проверки от исполнения служебных обязанностей по несению службы. Штабом воинской части добросовестно готовится проект приказа с указанием в нем данных пунктов, однако выполнение их остается лишь на бумаге. Причиной является то, что практически 90 % личного состава управления воинских частей, включая заместителей командира воинской части, входят в состав основных комиссий, и они естественно продолжают нести службу в нарядах согласно заранее разработанному графику, тем самым заранее создаются предпосылки к невозможности выполнения указанного распоряжения и в очередной раз приводит к снижению эффективности проведения комиссионных просчетов материальных средств.

Пример: В управление штатного батальона войск национальной гвардии входит 8–12 офицеров. Ряд офицеров, а именно помощник командира по финансово-экономической работе (главный бухгалтер) [2] и помощник командира по правовой работе [5] освобождены от выполнения указанных мероприятий ведомственными приказами, еще, как минимум, четыре офицера несут боевую службу либо заступают для ее несения (дежурный по воинской части, офицер оперативной группы, дежурный по объединенной базе, дежурный по парку). В итоге, как правило, реальный охват членов инвентаризационных комиссий при просчете материальных средств составляет 40–60 %.

Учитывая огромный объем отрабатываемой информации на бумажных носителях, для анализа информации и сверки сличительных ведомостей по каждой службе требуется не менее 3 дней непрерывной кропотливой работы. В итоге, на фактический просчет остается еще меньше сил средств и времени.

В результате, надо признать, что в воинских частях, выполняющих большой объем службы по выполнению поставленных задач, проверка хозяйственной деятельности по-прежнему вынуждена проводиться формально, особенно по службам с большим объёмом материальных средств (продовольственная, вещевая, автомобильная, квартирно-эксплуатационная), по которым и требуется ежегодная независимая реальная проверка.

Отдельным пунктом можно выделить воинские части, на которых возложены задачи по содержанию запасов и обеспечению материальными средствами других воинских частей и подразделений (отдельные батальоны материального обеспечения, ремонтно-восстановительные батальоны, артиллерийско-технические базы, базы горючего, квартирно-эксплуатационные части). По учету объединенных бухгалтерий финансовых служб указанных воинских частей, как правило, проходит от 5000 до 30000 наименований материальных средств по каждой службе, что изначально создает предпосылки к формальному подходу при просчете имущества.

Пример: На вещевом складе отдельного батальона обеспечения одного из соединений МВД России числится 23000 наименований материальных средств, хранение которых организовано в нескольких местах. Комиссия из 5–6 человек физически работая 15–20 дней по 6–8 часов в сутки способна просчитать лишь 60 % от необходимого объема. Если же учитывать ежегодно ужесточаемые требования по порядку просчета (по размерам и ростам, сверка данных и отметка в карточках учета на складе, вскрытие каждой штатной укупорки) реально просчитать лишь10 % имеющихся материальных средств.

Пример: на артиллерийско-технической базе одного из соединений МВД России реальный ежедневный просчет вооружения и боеприпасов комиссией в составе 12 человек с полным освобождением их от своих должностных обязанностей занимает 110 суток.

Учитывая порой невозможность просчитать 100 % материальных средств, говорить об анализе работе службы, проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в ходе совершения операций, оценке правильности действий должностных лиц службы, как того требуют руководящие документы по проведению проверки хозяйственной деятельности, говорить не приходится.

Аналогичная ситуация вырисовывается в ходе проведения стоимостной инвентаризации. Несмотря на то что основной ее целью является выявление балансовой стоимости всех имеющихся материальных средств и финансовых обязательств — прерогатива помощника командира по финансово-экономической работе (главного бухгалтера), по факту за выполнение всех мероприятий как председатель комиссии отвечает именно заместитель командира воинской части по тылу — начальник тыла.

Учитывая, что проведение стоимостной инвентаризации материальных средств руководящими документами нам предписано в срок с 1 по 25 декабря [4], дополнительным препятствием к ее качественному проведению, кроме выше описанных, является совпадение сроков ее проведения с основным периодом планирования в воинской части [8].

В этот же период в срок до 15 декабря офицеры тыла и других служб отрабатывают от 5 до 12 планирующих документов и не менее трех годовых отчетов каждый. В итоге, реальные дни для выполнения обязанностей по просчету материальных средств на складах и в подразделениях составляют уже не более 40 % от запланированных.

Реальными причинами снижения сумм недостач за последние два года явились:

‒ сокрытие должностными лицами реального состояния дел по отдельным направлениям по причине принятия командованием войск национальной гвардии жестких мер в отношении командиров и заместителей соединений и воинских частей, в которых выявлена недостача;

‒ создание системы лишения премии должностных лиц после получения дисциплинарного взыскания за допущение недостачи в вверенном складе или подразделении. В настоящее время материально–ответственному лицу выгоднее приобрести утраченные материальные средства (бывшие в употреблении, другой марки) добровольно на сумму гораздо меньшую, чем сумму, которую он может лишиться по итогам получения дисциплинарного взыскания по итогам административного расследования.

Более того, издание приказа МВД России от 9.12.2011 года № 1217 «О мерах по реализации во внутренних войсках МВД России Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 года № 834 «Об особенностям списания Федерального имущества», уровень бюрократизации в котором в процессе списания материальных средств неоправданно завышен, созданы условия, при которых процесс списания материальных активов в войсках снизился на 95 %. В итоге, с нашего молчаливого согласия через 3–5лет мы получим новый виток колоссальных недостач в соединениях и воинских частях, которые уже будут исчисляться десятками наименований и миллионами ущерба за каждую воинскую часть.

Анализируя перечисленные проблемы, осознавая невозможность приостановки выполнения должностными лицами своих прямых должностных обязанностей, подбора 100 % добросовестных исполнителей и в целях повышения качества и эффективности проведения проверок наличия материальных средств предлагаю:

‒ сроки проверки хозяйственной деятельности перенести на период с 1 по 25 июня, тем самым снизив служебную нагрузку на членов внутренних проверочных комиссий по выполнению ими кроме своих должностных обязанностей еще и временных функциональных, предписанных приказом командира воинской части, параллельно повысив эффективность выполнения ими задач по качественному просчету материальных средств.

‒ сроки проведения стоимостной инвентаризации материальных средств перенести на период с 1 по 25 ноября, тем самым позволив должностным лицам качественно и без ущерба своим основным обязанностям выполнить специальные возложенные задачи по проверке наличия и качественного состояния материальных средств и финансовых активов в воинской части.

Предложения, как мы видим, не противоречат тенденциям рационализации предложений в войсках национальной гвардии. Введение в штат дополнительных единиц и каких-либо больших финансовых затрат это не требует. В качестве экспериментальной обкатки в первый год рекомендовано обойтись без внесения изменений в нормативные правовые акты, организовав перенос мероприятий распоряжением директора службы войск национальной гвардии, мотивируя перенос служебной необходимостью. Аналогичные случаи переноса проверок материальных средств в отдельных соединениях и воинских частях в связи со служебной необходимостью не являются новинкой для войск (боевое слаживание, участие в специальной операции, формирование воинской части, выполнение задач федерального значения (олимпиада в городе Сочи).

Вывод: Выполнение указанных рекомендаций позволит лишь временно на повысить эффективность мероприятий по контролю за сохранностью и законным расходованием материальных средств. В целом же внутренняя система перестала быть эффективной по целому ряду причин и процесс ее переформатирования со временем неизбежен. Учитывая, что такие мероприятия, как стоимостная инвентаризация и проверка хозяйственной деятельности по сути дублируют друг друга, целесообразно считать следующим этапом реформирования системы внутреннего должностного контроля объединение указанных мероприятий. Прототипом новой системы контроля может служить одно ежегодное мероприятие по 100 % просчету проходящих по учету финансовых служб материальных средств сроком исполнения 45 суток. Мероприятие должно иметь четкий отлаженный алгоритм действий должностных лиц, реальные сроки по каждому из направлений, понимание цели происходящего и задачи фактической отработки всех запланированных мероприятий. Другим вариантом может стать ежеквартальная 25 дневная проверка по каждому из направлений в отдельности (службы тыла, службы штаба, службы технической части и т. д.).

Учитывая ближайшую неактуальность приказов, распоряжений и нормативно–правовых актов МВД России и их переработку под федеральную службу войск национальной гвардии, необходимо уже сейчас задуматься о том, с каким усердием, желанием, качеством и эффективностью начальник тыла соединения и воинской части будет выполнять одну из основных своих задач по содержанию, хранению, учету, сбережению и выдаче материальных средств.

Литература:

  1. Приказ МВД России от 19 июля 2006 года № 465 «Об утверждении положения о войсковом хозяйстве во внутренних войсках МВД России».
  2. Приказ МВД России от 6 августа 2002 г. № 740 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в системе МВД России».
  3. Приказ МВД России от 9.12.2011 года № 1217 «О мерах по реализации во внутренних войсках МВД России Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 года № 834 «Об особенностях списания Федерального имущества»».
  4. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
  5. Приказ ГКВВ МВД России от 14.07.2004 года № 260 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы деятельности юридической службы внутренних войск МВД России».
  6. Анализ работы тыла по недопущению хищений, утрат и недостач в 2014–2015 годах во ВВ МВД России, ГКВВ МВД России.
  7. Рекомендации по проведению командирской и специальной подготовки во внутренних войсках МВД России, ГКВВ МВД России.
  8. План основных мероприятий воинской части.
Основные термины (генерируются автоматически): воинская часть, хозяйственная деятельность, национальная гвардия, средство, стоимостная инвентаризация, часть, Выполнение, задача, мероприятие, проведение занятий.


Похожие статьи

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической безопасности государства

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства. Представлены угрозы экономической б...

Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.

Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Оптимизация процесса инвентаризации в бюджетной организации на примере Центра социального обслуживания населения Сахалинской области

В статье автор исследует проблемы ежегодной инвентаризации образовавшихся в государственных учреждениях, предлагает решения проблем путём оптимизации основных этапов при проведении инвентаризации.

Особенности организации складского учета товаров

В данной статье раскрыты особенности организации складского учета товаров, понятие, сущность, функции и виды инвентаризации, так же рассмотрены принципы, повышающие точность учета товаров на складе.

Научное обеспечение деятельности по расследованию пенитенциарных преступлений

В статье рассмотрены проблемные аспекты методики расследования пенитенциарных преступлений. Обоснована значимость повышения профессиональных знаний следователей и дознавателей по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Материально-техническое обеспечение работников прокуратуры

В статье анализируются нормативно-правовые акты, касающиеся материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Исследуется значение материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Поднимается проблема о недостаточности и неполн...

Общие сведения о метрологическом обеспечении вооружения, военной и специальной техники

В статье проводится анализ метрологического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются вопросы значимости и эффективности метрологического обслуживания вооружения, военной и специальной техники.

О перспективах совершенствования системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в военно-медицинской организации на примере военной поликлиники

Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в военно-медицинских организациях является необходимым условием для обеспечения высоких стандартов оказания медицинской помощи военнослужащим. В статье рас...

Похожие статьи

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической безопасности государства

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства. Представлены угрозы экономической б...

Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.

Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Оптимизация процесса инвентаризации в бюджетной организации на примере Центра социального обслуживания населения Сахалинской области

В статье автор исследует проблемы ежегодной инвентаризации образовавшихся в государственных учреждениях, предлагает решения проблем путём оптимизации основных этапов при проведении инвентаризации.

Особенности организации складского учета товаров

В данной статье раскрыты особенности организации складского учета товаров, понятие, сущность, функции и виды инвентаризации, так же рассмотрены принципы, повышающие точность учета товаров на складе.

Научное обеспечение деятельности по расследованию пенитенциарных преступлений

В статье рассмотрены проблемные аспекты методики расследования пенитенциарных преступлений. Обоснована значимость повышения профессиональных знаний следователей и дознавателей по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Материально-техническое обеспечение работников прокуратуры

В статье анализируются нормативно-правовые акты, касающиеся материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Исследуется значение материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Поднимается проблема о недостаточности и неполн...

Общие сведения о метрологическом обеспечении вооружения, военной и специальной техники

В статье проводится анализ метрологического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются вопросы значимости и эффективности метрологического обслуживания вооружения, военной и специальной техники.

О перспективах совершенствования системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в военно-медицинской организации на примере военной поликлиники

Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в военно-медицинских организациях является необходимым условием для обеспечения высоких стандартов оказания медицинской помощи военнослужащим. В статье рас...

Задать вопрос