Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства. Представлены угрозы экономической безопасности, а также необходимые пути их устранения в процессе комплексного использования всех средств защиты.
Ключевые слова: финансовый контроль, экономическая безопасность, экспертная оценка, инвентаризация
Сложившаяся напряженная геополитическая обстановка, ввод экономических санкций в отношении отдельных субъектов Российской Федерации обозначили риск роста ВВП. В связи с ростом инфляции, замедлением темпов роста производства увеличиваются бюджетные расходования, следовательно, возрастает актуальность повышения качества использования имеющихся средств управления публичными финансам. В связи с этим, в целях обеспечения экономической безопасности государства на первый план вышла задача соблюдения обеспеченности расходных обязательств бюджетов всех уровней.
Безопасность государства в сфере экономики во многом зависит от обеспечения экономической безопасности его субъектов. Сущностью экономической безопасности субъекта федерации (далее субъекта) является способность его экономики поэтапно улучшать уровень жизни населения в соответствии с общепринятыми стандартами [3].
В данной ситуации в качестве угрозы экономической безопасности субъекта выступает низкий уровень обеспечения экономического развития за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта. Данная угроза находит свое проявление в невозможности реализации проектов по развитию производства и экономии в целом за счет бюджетных средств, а также в высоком уровне хищений, присвоения бюджетных средств на всех уровнях управления. В этом случае оптимальным решением будет повышение финансового контроля над эффективностью расходования бюджетных средств.
Таким образом, финансовый контроль выполняет роль инструмента, который обеспечивает повышение эффективности расходования бюджетных средств и сбалансированности бюджетов всех уровней, что позволяет обеспечить эффективность функционирования финансовой системы государства, а также способствует успешному решению задач, стоящих перед государством. На органы, осуществляющие финансовый контроль, возлагаются большие полномочия и функции по контролю и надзору в бюджетной сфере. Данные органы уполномочены проводить проверки, ревизии, обследования для определения законности, эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств [2].
Следует отметить, что ревизия не может ограничиться только проверкой учетных документов хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо использовать и другие методические приемы фактического контроля, как инвентаризация и экспертная оценка.
Инвентаризация используется в ревизионной практике как один из приемов фактического контроля сохранности определенных видов средств [6, с. 4–5]. Инвентаризация имущества и денежных средств предполагает проверку их фактического наличия и сопоставление полученных результатов с документальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо производить внезапно с обязательным участием заинтересованных лиц, привлечением опытных бухгалтеров и др. Главное информационное назначение инвентаризации — выявить расхождения между учетными данными и фактическими остатками средств, вносить требуемые коррективы в учетные показатели.
Инвентаризацию подразделяют на полную и частичную. Полная инвентаризация охватывает все виды хозяйственных средств. Частичная инвентаризация — только некоторые виды этих средств или объекты, находящиеся в отдельных подразделениях организации [4, с. 8–15].
По способу проверки средств различают сплошную и не сплошную инвентаризацию. При сплошной инвентаризации проверяют все виды материалов в натуре; при не сплошной — только отдельные наименования этих ценностей. Однако если не сплошная инвентаризация выявила у отдельных материально ответственных лиц значительные расхождения с учетными данными, то в ходе ревизии назначается сплошная инвентаризация.
Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении исследования действительных объемов, обоснованности нормативно материальных затрат. Данный способ контроля иногда применяется в ходе ревизии для изучения подлинности подписей и первичных документах (графологическая экспертиза и др.).
Примером эффективного использования бюджетных средств служит опыт Краснодарского края.
В последние несколько лет первоочередной задачей руководства края стало обеспечение сохранности средств консолидированного бюджета края. Это явилось следствием сложившейся в Российской Федерации экономической ситуации, а также тенденции дефицита бюджета, как федерального, так и регионального,
Решение данной задачи в крае возложено на Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края. Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 17 февраля 2006 года № 100 «О департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края», перед департаментом стоят следующие задачи:
‒ предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
‒ внутренний государственный контроль за использованием средств бюджета Краснодарского края, межбюджетных трансфертов, кредитов, предоставляемых из краевого бюджета;
‒ принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетных правоотношения [5, с. 78–92].
В целях осуществления государственной политики в сфере обеспечения «прозрачности» бюджетов всех уровней осуществляется тесное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и правоохранительными органами. Согласно п. 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов, к которым относится департамент, во взаимодействии с правоохранительным и органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
Так, в рамках реализации концепции губернатора Краснодарского края, которая направлена на обеспечение прозрачности средств консолидированного бюджета края (далее бюджета края), а также с целью реализации комплекса мероприятий по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в 2016 году департаментом было произведено более тысячи проверок, в том числе более четырехсот встречных по расходованию средств консолидированного бюджета края. Было проверено около 8 832 850 000 рублей расходной части краевого бюджета, из которых 1 236 600 000 рублей были использованы с нарушением законодательства. Следует отметить, что возмещено из этих средств было всего около 600 000 000 рублей, что говорит о больших потерях средств краевого бюджета.
В ходе проведенных проверок департамент осуществлял взаимодействие с правоохранительными органами, осуществляя встречные проверки. За указанный период департаментом в правоохранительные органы направлено 200 материалов проверок, в том числе 50 в следственные отделы Следственного Управления Следственного Комитета АФ по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения которых возбуждено 40 уголовных дел. Направлено в суд для рассмотрения 20 уголовных дел, из них рассмотрено 15, признаны виновными 15 человек, 10 человек приговорены к лишению свободы, в том числе условно.
Данные статистики говорят о том, что проводится большая работа по выявлению и пресечению хищения бюджетных средств. Однако, следует отметить, что для повышения эффективности данной работы необходимы следующие меры:
‒ эффективное и тесное взаимодействие правоохранительных органов с департаментом финансово-бюджетного надзора;
‒ повышение сознательности граждан в части помощи контролирующим органам в выявлении фактов хищения, а также нецелевого расходования бюджетных средств;
‒ усиление контроля со стороны департамента за законностью расходования бюджетных средств в рамках целевых государственных программ, а также в сферах наиболее подверженных риску;
‒ наделение департамента полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, что существенно упростит процесс устранения нарушений.
В заключение необходимо отметить, что обеспечение экономической безопасности субъекта возможно лишь при комплексном использовании всех средств защиты на всех этапах функционирования системы обеспечения экономической безопасности.
Литература:
- Гараев И. Г. Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России // Финансовое право. 2015. -№ 3. — С. 27- 38.
- Двуреченских В. А. Национальный контроль. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2014. — 228с.
- Капитонов С. А. Основы теории правообеспечительного управления: Учебное пособие. Изд. 2-е. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. 176с.
- Лукичев К. Е. Об актуализации подходов к осуществлению государственного и муниципального финансового контроля в посткризисный период // Финансовое право. 2011. — № 4. — С.8–15.
- Швецов, А. Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация Текст. / А. Швецов // Российский экономический журнал. 2012. — № 7–8. — С.78–92.
- Ялбулганов, А. А. Финансовый контроль как институт финансового права Текст. / А. А. Ялбулганов. М., 2002. — С. 4–5.