Тема толерантности в современном обществе является наиболее востребованной во всем мире. Данная проблема многоаспектна и многопроблемна, она востребована для изучения многими отраслями педагогики и психологии. Ее важность обсуждается многими отраслями педагогики и психологии, социологии и юриспруденции.
Эта тема не нова в научной среде. Еще в эпоху Просвещения толерантность была нормой либерального сознания. Выдающиеся мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж. Руссо выступали против религиозных разногласий и призывали против жестокости. Ф.Вольтер в своих трудах утверждал, что нельзя думать, будто все люди думают одинаково. Он отмечал, что любая религия может иметь право на существование, если хоть один человек думает также или согласен с ее трактатами.
Таким образом, можно говорить о том, что понимание феномена толерантности и соблюдение норм толерантности является залогом успешности любого общественного строя. Гражданское общество зарождается на основе соблюдения определенных принципах толерантности.
Современное общество поворачивается лицом к проблеме установления новых норм толерантности, установления новых акцентов. На данный момент в современном обществе остро встает проблема толерантности в сфере межэтнических отношений. Сохранение языковых паттернов, культурных ценностей, традиций предъявляются как фундаментальные требования и защищаются этносами на разных уровнях.
Каждый человек является частью общественных отношений, а любое общество — зачастую глубоко интернацинально и включает в себя множество носителей культурных традиций. Понимание толерантности достигается через противоположное понятие — интолерантность или нетерпимость. Интолерантность основана на собственном (или микрогрупповом) убеждении, твоя система убеждений являются прерогативными. То есть отсутствует система солидарности с другими членами общества, непринятие их образа жизни, внешнего вида, отличности.
Такое поведение отличается об обычной невежливости. Это полное непринятие и пренебрежение другого за его отличия. Может доходить до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.
Причины интолерантности могут заключаться в том, что что психика человека очень тонко хранит инстинкт самосохранения, а еще и защиту своего потомства. В соответствии с данными представлениями человек относит окружающих его людей к определенной группе — своих или чужих. В ходе взросления человек усваивает нормы и ценности своей культурной среды. В этих условиях происходит становление его как представителя определенной человеческой общности. Нужно отметить, что данный процесс не прост, так как, осознавая свою принадлежность, личность борется также за свою индивидуализацию и неповторимость.
Усвоение принадлежности к той или иной группе происходит с самого рождения ребенка и принятия его в эту группу. И воспитание в духе толерантности состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения, которые не причинят вред другому человеку, способам принятия других образцов поведения и умения взаимодействовать в этих сложных межнациональных отношениях, уважительно относясь как друг к другу, так и к религии и традициям других народностей существующих рядом.
Данное утверждение применительно к детям дошкольного возраста. На этот период начинает складываться личность и формируются основные поведенческие установки. На дошкольном этапе развития закладываются моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о достоинстве, ценности личности. Поэтому основными направлениями формирования толерантности обозначим: воспитание уважения к родителям, старшему поколению; воспитание чувства солидарности и стремления к сотрудничеству; а также формирование конструктивного поведения в конфликте.
Формирование толерантности у дошкольников неразрывно связано с усвоением моральных норм и эталонов поведения, предлагаемых обществом. Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников. По мнению Л. И. Божович, особенно велика роль таких эталонов в дошкольном возрасте, когда закладываются «первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном» [1]. Эмоциональное отношение каждой личности (ребенка) к добру и злу вызывает стремление к определенным (хорошим или плохим) поступкам. Эти представления становятся фундаментом, на котором строится личность ребенка — его отношение к себе, к миру в целом и отношение к другим людям. Этот фундамент представлений впоследствии изменить или перестроить чрезвычайно трудно.
Целенаправленная профессиональная работа по формированию толерантности начинается с раннего возраста, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. На этапе адаптации к ДОУ происходит расширение и углубление социальных контактов, ребенок входит в новый детский коллектив, в котором установлены свои нормы и правила, отличные от семейных (хоть и максимально приближены по режиму дня). Воспитателями и специалистами дошкольного учреждения ребенок вводится в систему активного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов.
Необходимостью для успешного вхождения ребенка в коллектив детского сада является начальное устойчивое личностное и эмоциональное развитие. Примерно, в это же время начинает формироваться у ребенка чувство «чужого». К четырем годам ребенок научается видеть свою отличность от других и отличность других от себя. В основе этого опыта лежит детская непосредственность, и как следствие, детская бестактность, и некоторая ограниченность жизненного опыта.
Педагог должен тонко чувствовать, как регулировать отношения между детьми, которые возникают между детьми в связи с отличием их от других. Основным достоинством воспитания нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом. Д. И. Фельдштейн отмечал, что целью воспитания толерантности в дошкольном возрасте является «воспитание готовности и потребности к взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности…» [1]. Ссылаясь на Д. И. Фельдштейна мы согласимся, что в формировании толерантности необходимо опираться на игровые методы воспитания. Так как через игру, как основной вид деятельности, ребенок усваивает основные нормы поведения и способы взаимодействия с детьми и другими взрослыми.
Формы знакомства с национальными культурами происходит через внедрение в основную образовательную деятельность и в самостоятельную игру элементов национальной культуры. На физкультурных занятиях проходит знакомство с национальными играми народов мира, музыкальные занятия знакомят с национальными песнями и танцами, ознакомление с литературой также продолжает цикл знакомств с традициями народов мира, с обычаями и образцами поведения.
Именно через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь ярче и интереснее [2]. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям. Можно сделать предположение, что чем лучше ребенок знаком с наследием своего народа, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит быть толерантнее.
Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
Нельзя не согласиться с утверждениями Д. Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» [3]. В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей.
Таким образом мы уверены, что именно через знакомство культурой разных национальностей, их традициями, художественным народны словом происходит формирование принятия людей другой национальности, толерантное, терпимое к ним отношение. Интерес к культуре других народов всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, МПСИ. — 3-е изд. — М.: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: с. 342–348. //ELIB.gnpbu.ru. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/ (дата обращения: 11.12.2016).
- Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — с. 44–48.
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с. // Электронная Библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EVp-1994/EVP-001.HTM (дата обращения: 11.12.2016).