Анализ организации дорожного движения на кольцевом пересечении улиц Рокоссовского, Землячки иПокрышкина
Джавадов Амиль Абдулла оглы, аспирант;
Комаров Юрий Яковлевич, кандидат технических наук, доцент
Волгоградский государственный технический университет
В статье проведен анализ организации дорожного движения, интенсивности и описано кольцевое пересечение улиц Рокоссовского, Землячки, Покрышкина города Волгограда, представлены результаты исследования и сделаны выводы по результатам анализа.
Ключевые слова: кольцевое пересечение, интенсивность дорожного движения, состав транспортного потока
Рост автомобильного парка и объёма перевозок приводит к повышению интенсивности движения на улично-дорожной сети (УДС), что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению сложных транспортных проблем (задержки, заторы, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и т. п.).
Одними из наиболее опасных участков УДС являются пересечения в одном уровне. Наилучшим образом отвечают требованиям движения пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими капиталовложениями. В связи с этим целесообразно применять кольцевые пересечения, обеспечивающие пропускную способность, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. [1]
В данной статье объектом исследования является кольцевое пересечение (КП) улиц Рокоссовского, Землячки, Покрышкина в городе Волгограде. Объект исследования был реконструирован в кольцевое пресечение и введен в эксплуатацию 1 августа 2015 года. Данное кольцевое пересечение находится на границе Центрального, Дзержинского и Краснооктябрьского районов и играет важную роль в УДС города Волгограда, а именно: связывает центр города с северной частью города, новыми жилыми комплексами, торгово-развлекательным центром, выездом на 3-ю продольную магистраль; через этот участок проходит транзитный транспорт, который следует в область и в южные регионы через Среднеахтубинский мост, а также осуществляется въезд к памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы». На данном кольцевом пересечении отсутствует светофорное регулирование, и отсутствуют пешеходные переходы.
На рисунке 1 представлена схема направлений движения на исследуемом кольцевом пересечении, а также указаны номера подходов, на которых выполнялись наблюдения.
Рис. 1. Схема движения по кольцевому пересечению улиц Рокоссовского, Землячки, Покрышкина с нумерацией подходов [2]
Исходя из СНиПа 2.07.01–89 улицы, примыкающие к исследуемому КП можно отнести к [3]:
– ул. Рокоссовского — магистральная улица общегородского значения;
– ул. им. Землячки (от III Продольной магистрали до ул. им. Рокоссовского) — магистральная дорога регулируемого движения;
– ул. им. Покрышкина — магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная.
Ниже представлены основные конструктивные параметры проезжей части улиц примыкающих к исследуемому КП:
– тип покрытия: асфальтобетон;
– ул. Рокоссовского: по две полосы в каждом направлении, ширина полосы 3,75 метра, ширина проезжей части 15 метров;
– ул. им. Землячки: по одной полосе в каждом направлении, ширина полосы 4 метра, ширина проезжей части 8 метров;
– ул. им. Покрышкина: в сторону центра две полосы движения, из центра — одна полоса движения, ширина полосы — 3,5 метра, ширина проезжей части 10,5 метров;
– радиус закругления участка между ул. Рокоссовского и ул. Землячки составляет 30 метров;
– высота бордюра составляет 0,2 метра.
Для полного и достоверного анализа выбранного объекта исследования была изучена дислокация дорожных знаков и разметки (рисунок 2), а также такие показатели дорожного движения как: интенсивность движения, состав транспортного потока и продолжительность задержек движения.
а) северная часть кольцевого пересечения
б) южная часть кольцевого пересечения
Рис. 2. Дислокация дорожных знаков на исследуемом кольцевом пересечении [4]
Как видно из рисунка 2 для регулирования дорожного движения на пересечении применяются дорожные знаки и разметка. Дорожные знаки отвечают всем условиям прописанным в ГОСТ Р 50597–93, т. е. поверхность знаков чистая, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Дорожные знаки изготовлены в соответствии с ГОСТ Р 52290–2004 и размещены по ГОСТ Р 52289–2004. Касательно состояния разметки, на пересечении она находится в целом в хорошем состоянии (износ дорожной разметки составляет менее 50 %). Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, составляет 100 %. Опоры средств наружного освещения не имеют повреждений. Особых нареканий к пересечению с точки зрения эксплуатационного состояния нет [5,6,7].
Пожалуй, наиболее важным этапом анализа является выявление интенсивности транспортного потока на исследуемом кольцевом пересечении. Интенсивность движения Nа — это количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени в зависимости от поставленной задачи наблюдения.
На исследуемом кольцевом пересечении интенсивность дорожного движения была выявлена в ходе натурального исследования, проводимого в будний день, в вечерний час-пик (1800–1900). При этом были выявлены доли легковых, грузовых автомобилей, микроавтобусов, автобусов и автопоездов.
Результаты исследования интенсивности приведены в таблице 1, состав транспортного потока приведен в таблице 2.
Таблица 1
Результаты исследования интенсивности движения на исследуемом кольцевом пересечении
Направление, |
Легковые, авт./час |
Микроавтобусы, авт/час |
Грузовые. авт./час |
Автобусы, автопоезда. авт./час |
Суммар. интенсив. авт./час |
Приведен. интесив. ед./час |
1–2 |
684 |
54 |
18 |
8 |
764 |
833 |
1–4 |
272 |
20 |
10 |
0 |
302 |
322 |
1–5 |
332 |
36 |
18 |
0 |
386 |
422 |
2–1 |
1258 |
82 |
18 |
10 |
1368 |
1457 |
2–3 |
36 |
0 |
0 |
0 |
36 |
36 |
2–4 |
34 |
6 |
0 |
0 |
40 |
43 |
2–5 |
380 |
32 |
20 |
0 |
432 |
468 |
3–1 |
24 |
0 |
0 |
0 |
24 |
24 |
3–2 |
26 |
0 |
0 |
0 |
26 |
26 |
3–4 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
3–5 |
14 |
0 |
0 |
0 |
14 |
14 |
4–1 |
410 |
20 |
4 |
0 |
434 |
448 |
4–2 |
100 |
4 |
0 |
0 |
104 |
106 |
4–5 |
20 |
0 |
0 |
6 |
26 |
44 |
5–1 |
644 |
58 |
22 |
0 |
724 |
775 |
5–2 |
364 |
32 |
12 |
0 |
408 |
436 |
5–4 |
192 |
6 |
8 |
8 |
214 |
249 |
Приведенная интенсивность движения транспортных средств была определена по формуле:
Nпр = NлКл + NмаКма + NгрКгр + NапКап,
где Nл, ма, гр, ап — интенсивность движения соответственно легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых, автобусов и автопоездов в данном направлении за час в физических единицах, авт./час;
Кл, ма, гр, ап — коэффициенты приведения соответственно легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов к легковым автомобилям. Принимаются равными соответственно 1; 1,5; 2; 4 [8].
Таблица 2
Состав транспортного потока
Подход |
Легковые,% |
Микроавтобусы,% |
Грузовые,% |
Автобусы, автопоезда,% |
1-й подход |
88,7 |
7,6 |
3,2 |
0,5 |
2-й подход |
91,1 |
6,4 |
2,0 |
0,5 |
3-й подход |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4-й подход |
94,0 |
4,3 |
0,7 |
1 |
5-й подход |
89,2 |
7,1 |
3,1 |
0,6 |
Таким образом, по данным таблиц 1 и 2 можно сделать следующие выводы:
- Наибольшая интенсивность движение транспортных потоков осуществляется по улицам Рокоссовского и Землячки. Это обусловлена в первую очередь тем, что:
– улица Рокоссовского соединяет центр города с северной частью города;
– ул. им. Землячки связывает центр города с выездом на 3-ю продольную магистраль.
- Через 3-й подход осуществляется наименьшая интенсивность движение транспортных потоков. Это обусловлено в первую очередь тем, что интенсивность дорожного движения оценивалась в ходе натурального исследования, проводимого в будний день. А так как через 3-й подход осуществляется въезд к памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы», то наибольшая интенсивность движения транспортных потоков через данный подход осуществляется в выходные дни.
- В транспортном потоке преобладают легковые автомобили.
Задержки автомобилей на перекрестках можно исследовать различными методами. Наиболее точные результаты могут быть получены при регистрации реальной продолжительности остановки непосредственно каждого остановившегося транспортного средства. Поэтому, проведя исследования задержек по этому методу, приведены следующие результаты:
– в среднем задержка одного транспортного средства на подходах равна 4–5 минутам;
– в среднем на подходах скапливается по 40–50 единиц автотранспорта.
В дальнейшем с помощью полученных данных результатов исследования КП планируется сравнить существующее кольцевое пресечение с той развязкой, которая была до реконструкции.
Литература:
- Джавадов А. А., Комаров Ю. Я., Грошев И. Ю. Основные этапы развития кольцевых пересечений // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 131–133.
- Новая схема движения на Мамаевом кургане в Волгограде начнет действовать с 1 августа [Электронный ресурс] // Южный Федеральный — Режим доступа: http://u-f.ru/News/u350/2015/07/23/720158 (дата обращ. 3.12.2016)
- СНиП 2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
- Мамаев курган «закольцуют» через заправку [Электронный ресурс] // АВТО V1.RU — Режим доступа: http://auto.v1.ru/text/today/56567647162368.html?full=3 (дата обращ. 3.12.2016)
- ГОСТ Р 50597–93 — Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения.
- ГОСТ Р 52290–2004. Технические средства организации движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52289–2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
- Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Технические средства организации дорожного движения» / сост.:Е. П. Ершов; Волгоград. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2009. — 18 с.