В статье раскрывается потребность к формированию разносторонне развитой личности ребёнка в системе дополнительного образования. Автор рассматривает возможное формирование разностороннего развития личности обучающегося по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании и подтверждено статистикой увеличение спроса на услуги учреждений дополнительного образования. Также описаны положительные стороны решение данной проблемы.
Ключевые слова: дополнительное образование, проектная задача, личность, разносторонняя личность, развитие
Дополнительное образование является особой сферой образования, которая была впервые официально обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании» принятом в 1992 году. В соответствии с необходимостью создания условий для всестороннего удовлетворения различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации специалистов [1 c.318].
Таким образом, система дополнительного образования стала неотъемлемой частью современной системы образования. Система образования построена таким образом, что является системной, а на каждой ступени образования имеет преемственный характер обучения и воспитания в целом. Дополняя данную систему, система дополнительного образование не только помогает адаптироваться ребёнку в новом коллективе, приобрести коммуникативные навыки, социализироваться, но и сформироваться как творческой, разносторонне развитой личности, что сейчас не мало важно.
По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [4] (рис.1).
Рис. 1
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее [4].
Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть разносторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому, они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей [5].
Таким образом, формирование разносторонне развитой личности становится одной из приоритетных задач дополнительного образования детей. Для этого применяются различные педагогические техники.
Педагогическая техника — один из компонентов педагогического мастерства, обозначающий совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы и методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать направленный стиль и тон в общении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации и своего отношения к поступкам обучающихся [1 c.328].
Таким образом, грамотно подобранная педагогическая техника способствует продуктивному формированию разносторонне развитой личности ребёнка. На сегодняшний день, для этого используются различные способов, методы и средства.
На наш взгляд, одним из самых эффективных способов является проектная задача. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или схемы) заданий и требуемых для их выполнения данных [3, c.7].
Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе [3, c.8]. Возможности проектной задачи в системе дополнительного образования очень велики. Ведь проектная задача имеет ряд педагогических эффектов, которые благоприятно сказываются на ребёнке [3, c.7] (табл.1).
Таблица 1
Педагогический эффект |
Пояснение |
1.Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачами. |
Определяет место и время наблюдений и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. |
2.Учит способу проектирования через специально разработанные задания. |
Без явного указания на способ проектирования. |
3.Даёт возможность посмотреть, как осуществляется группой детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. |
Эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. |
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у детей формируются следующие способности (Рис. 2).
Рис. 2
Если внимательно изучить данные способности ребёнка, которые приобретаются в процессе активного участи в проектной задаче, то увидите, что это завуалированные УУД (универсальные учебные действия). Следовательно, ребёнок будет успешнее не только во внеурочной деятельности, но и в школе. Повысится уровень знаний обучающегося.
Таким образом, дополнительное образование становится на более интересным для детей, для родителей — качественным решением множества проблем, в том числе и грамотном распределении свободного времени, правильном режиме дня.
Ключевой приоритет государственной политики в сфере дополнительного образования детей — повышение доступности услуг. Согласно данным органов исполнительной власти, в 2011 г. в Российской Федерации действовали 7902 учреждения дополнительного образования, в которых занимались 7853,4 тыс. человек. Общее число учреждений, в том числе детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в последнее десятилетие сократилось. При этом число детско-юношеских спортивных школ и численность занимающихся в них значительно выросли [2, c.321] (табл 2).
Таблица 2
Из данных в таблице видно, что возрастает спрос на посещение дополнительного образования, а число учреждений системы дополнительного образования увеличивается.
Согласно данным Федерального статистического наблюдения, наибольший охват программами дополнительного образования детей характерен для возрастных групп 5–9 лет и 10–14 лет и составляет 37,3 и 47,2 % соответственно [2, c.211] (рис. 3).
Рис. 3
Следовательно, дополнительное образование является наиболее востребованным для детей 10–14 лет. Этот возраст соответствует таким особенностям ребёнка как: интерес к новому, творческий подход, приоритетная роль общения.
Стоит отметить, что разносторонне ребёнок будет развиваться только тогда, когда ему занятие будет действительно интересно. Именно на формирование интереса к деятельности и направлены проектные задачи, которые помогаю не только расширить кругозор ребёнка. Повысить качество обучения, но и выполнить социальный заказ государства, общества и школы, получить высококультурную, нравственно-ориентированную, творческую, разносторонне развитую личность, готовую к применению и разработке новых инноваций или идей.
Литература:
- Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-349 с.
- Журнал «Вопросы образования» 2013. Выпуск № 3 Учреждение дополнительного образования детей. Данные статистики и Мониторинга экономики образования
- Калашникова Е. А. Скакун И. В. Проектные задачи как особая форма учебной деятельности школьника/ Гимназия № 31-Пермь, 2014.-140с
- Личность http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/24.htm
- Разносторонняя личность https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost