Ни для кого не секрет, что «информационные технологии плотно вошли во все сферы нашей жизни» [1, с. 21]. Кроме того, компьютерные технологии, по утверждению Т. А. Кажаловой, «широко используются и в дошкольных образовательных учреждениях» [3, с. 47]. Современные дошкольники с удовольствием осваивают компьютеры не только на занятиях, но и дома. Как продолжает Т. А. Кажалова, «дошкольников привлекает и яркая графика, и возможность виртуально побегать, посоревноваться, ощутить себя в нереальной действительности и т. д». [3, с. 48].
Однако, отмечает коллектив авторов С. В. Захарова и М. М. Морозова, надо объяснить ребенку, что компьютер, появившийся дома, «не просто игровая приставка, но и обучающее устройство» [2, с. 267]. К сожалению, родителям не всегда удобно проводить такие беседы ввиду тотальной занятости на работе или по причине бытовых проблем. В этом случае, считает О. В. Давыдова, «большое значение приобретает целенаправленная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения в обучении дошкольников навыкам работы на компьютере» [1, с. 31]. При этом развивается не только общий кругозор дошкольников, но и «отдельные психические характеристики личности — внимание, усидчивость, память, логическое мышление и т. д». [1, с. 32].
Согласно Примерной образовательной программе общего образования (2016 г.) «работа педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является одним из приоритетных векторов в целостном развитии» [5].
Поэтому необходимо применение новых педагогических информационных технологий, в том числе и тех, «которые эффективно используют компьютерные педагогические средства» [3, с. 37].
Обратимся к трактовке понятия «педагогические условия». Автор О. В. Давыдова определяет «педагогические условия» как «обстоятельства, от которых что-либо зависит» [1, с. 18].
Под комплексом педагогических условий понимается «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, применение элементов содержания, методов, а также организационной эффективности обучения для достижения определенных дидактических целей» [6, с. 71].
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных компьютерных технологий.
Первое педагогическое условие — учет возрастных особенностей. Рассмотрим возрастные особенности с точки зрения динамики развития психических процессов каждого возрастного периода.
3–4 года — это очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте, указано, что «функцией становится память, проявляется, так называемый, «кризис трёх лет» [5]. Ребёнок в этом возрасте может впитывать огромное количество информации о внешнем мире, мышление у него — наглядно-действенное. Операции мышления еще слабо развиты, память по большей части двигательная и эмоциональная.
5–6 лет — старшие дошкольники предпочитают уже интеллектуальные занятия. Старшие дошкольники овладевают, как считает З. А. Михайлова, «более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и результаты, с действиями происходящими на экране» [4, с. 89].
Кроме того, надо отметить, что старшие дошкольники могут» принимать и понимать учебную задачу, то есть, они понимают, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей» [4, с. 90].
Сделаем промежуточный вывод о том, что вследствии возрастных особенностей старший дошкольник легко может управлять действием компьютерной игры.
Следующим педагогическим условием является использование различных форм и методов обучения.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных (компьютерных) технологий осуществляется различными методами. С. И. Чуканова определяет метод как «путь к чему-либо, способ достижения цели» [6, с. 45]. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.
Основным методом развития элементарных математических представлений посредством компьютерных технологий является «комплексный метод развития игры» (считает педагог Т. А. Кажалова, которая уточнила понятие педагогических условий и обосновала их педагогическую значимость) [3, с. 64].
Комплексный метод руководства игрой предполагает «естественную связь различных видов деятельности детей и побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами» [3, с. 66].
Ведущим методом обучения, считает С. И. Чуканова, «является метод показа и объяснения» [6, с. 47]. Метод показа — это один из важных в обучении дошкольников. Показ и объяснение используются для того, чтобы дети поняли, как необходимо работать с программой, игрой, использовать опции игры.
Используются и словесные методы и приёмы, такие как: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово и т. д.
З. А. Михайлова отмечает, что «особое место в руководстве занятием по развитию элементарных математических представлений у дошкольников посредством компьютера занимают игровые приёмы» [4, с. 28]. Игра пронизывает всё занятие. В каждом занятии должна четко прослеживаться сюжетная линия, которая в процессе занятия плавно переходит из одного компонента в другой.
Третьим педагогическим условием является наличие интереса у детей к компьютеру. Интерес детей к занятиям посредством компьютера влияет на качественное усвоение детьми необходимой информации.
Выявив вектор направленности интереса ребенка при работе с компьютером, как считает З. А. Михайлова, «можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка» [4, с. 78].
Четвертым важнейшим педагогическим условием является индивидуальные особенности детей.
О значимости индивидуального подхода в воспитании детей согласно ФГОС ДО мы находим в Примерной образовательной программы (2016 г.) [5]. У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений, подбирая необходимый вид помощи.
В качестве видов помощи можно использовать следующие (С. В. Захарова, М. М. Морозова) [2]:
«— стимулирующая помощь, то есть воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений;
‒ эмоционально-регулирующая помощь, то есть оценочные суждения взрослого;
‒ направляющая помощь, то есть исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль — взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребёнком;
‒ обучающая помощь, то есть научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать» [2, с. 269].
Таким образом, все вышеперечисленные условия развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных компьютерных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность. Тем более, если все эти педагогические условия будут подкрепляться действиями родителей дома.
Литература:
- Давыдова, О. В. Инновационная деятельность в ДОУ / О. В. Давыдова. — М.: АКАДЕМИЯ, 2009. — 117 с.
- Захарова, С. В. Формирование элементарных математическиъ представлений у дошкольников средствами ИКТ / С. В. Захарова, М. М. Морозова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 267–271.
- Кажалова, Т. А. Использование в ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения / Т. А. Кажалова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 187 с.
- Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — СПБ.: Детство-Пресс, 2004. — 94 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) // Вестник образования. — 2016. — № 1.
- Чуканова, С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста / С. И. Чуканова. — М.: Дрофа, 2010. — 295 с.