Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность к обучению. Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков.
Для отслеживания эффективности развивающей работы с дошкольниками 6–7 лет мы рекомендуем проведение мониторинга, на основании данных которого происходит заполнение карт динамики школьной зрелости [1, с. 88]. В нашей работе мы фиксировали такие компоненты, как:
– педагогическая готовность;
– интеллектуальная готовность;
– мотивационная готовность;
– эмоционально — волевая;
– коммуникативная готовность.
В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику характер компонентов школьной зрелости, использовалось наблюдение за деятельностью детей (Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.), а также:
– Зрительная произвольная память [3, с. 20].
– Слуховая произвольная память [3, с. 21].
– Беседа об окружающем (анкета).
– Четвертый лишний (наглядный материал) [3, с. 11].
Психолог Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности ребенка к школе играет развитие мотивационно — потребностной сферы. Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», о котором уже говорилось ранее. Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.
Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника — ранца, пенала, формы и т. д.).
Для диагностики мотивационной готовности к обучению мы использовали методику «Мотивация учения» (М. Р. Гинзбурга) [3, с. 26].
Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская), с помощью которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы тест школьной зрелости Керн — Йерасека.
Совершенно очевидно, что коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других возрастных группах. В ходе этой работы необходимо обращать внимание ребенка на изменение его позиции: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются другие, более высокие требования.
Коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольность поведения. Как показывает опыт, развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми — она формируется в ходе ежедневного взаимодействия со взрослым. Для развития произвольности психолог устанавливает на занятии правило — «нельзя подсказывать», то есть каждый должен выполнять задание сам. Если же ребенок не может справиться с задачей, то он обращается за помощью к другим детям. Поначалу детям сложно удерживать это правило — они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда психолог может сказать детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой». Как правило, нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.
На базе МБДОУ детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа (г. Старый Оскол Белгородской обл.) нами было проведено психодиагностическое обследование уровня психологической готовности детей подготовительных групп № 7, 12 и старших групп № 2, 6, 10 к обучению в школе.
Цель обследования: определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Сроки проведения: 12.05.2016–30.05.2016.
Было обследовано: 47 детей.
Обследование готовности детей к обучению в школе проводилось в соответствие с годовым планом при помощи мониторинга, на основании данных которого происходило заполнение карт динамики дошкольной зрелости [1, с. 88].
Фиксировались такие компоненты как:
- педагогическая готовность
– владеют хорошо — 88 % (41 чел.),
– владеют недостаточно — 12 % (6 чел.);
- интеллектуальная готовность
– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),
– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);
- мотивационная готовность
– владеют хорошо — 100 % (47 чел.);
- эмоционально-волевая готовность
– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),
– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);
- коммуникативная готовность
– владеют хорошо — 98 % (46 чел.),
– владеют недостаточно — 2 % (1 чел.).
Результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования уровня психологической готовности детей старших групп № 2, 6, 10 и подготовительных групп № 7, 12 к обучению в школе распределились следующим образом:
– старшие группы № 2, 6, 10 (8 чел):
7 чел. (88 %) — готовы к школьному обучению,
1 чел. (11 %) — условно готов к школьному обучению.
– подготовительная группа № 7 (11 чел.)
9 чел. (91 %) — готовы к школьному обучению,
2 чел. (9 %) — условно готовы к школьному обучению.
– подготовительная группа № 12 (28 чел.)
27 чел. (96 %) — готовы к школьному обучению,
1 чел. (4 %) — условно готов к школьному обучению.
Можно сделать вывод, что 43 чел (91 %) продиагностированных воспитанников готовы к школьному обучению, а 4 чел. (9 %) — условно готовы.
У детей сформировано позитивное отношение к занятиям; отсутствует тяжелое эмоциональное состояние (агрессия, тревожность, враждебность); выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Литература:
- Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс»», 2011. — 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
- Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2 — е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 144 с.
- Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 48 с.