Нынешнее время ознаменовано кризисными явлениями в мировой экономике. Сегодня мы можем увидеть системный финансовый кризис, который часто сравнивают с великой депрессией 20-х гг. прошлого столетия. Причинами кризиса являются: глобализация экономики, структурные проблемы в экономике стран, рост цены на нефть, искусственная стимуляция экономики, хронический дефицит бюджета и рост государственного долга в США, снижение прибыльности ипотечного бизнеса и повышение рисков ипотечных операций. Как видно, возможных причин множество, но в данный момент необходимо искать выходы из сложной кризисной ситуации.
Кризисная ситуация — это состояние компании, когда она не может работать достаточно эффективно, приносить ожидаемую прибыль собственникам и соответствовать ожиданиям сотрудников.
Кризисные ситуации, для победы над которыми не было принято соответствующих специальных мер, в конце могут привести к банкротству организации.
Корпоративный рынок сейчас переживает не лучшие времена: многие большие компании увольняют рабочих и замораживают часть проектов. Но, с другой стороны, чтобы не потерять рынок, они вынуждены сохранять обороты, даже за счет снижения прибыльности бизнеса. Такие компании стараются максимально снизить издержки, не замораживая основные идеи, и в этом им поможет аутсорсинг.
Если вспомнить кризис 1998 г., то даже в те времена новые проекты имели перспективу и развивались. После кризиса в стране начали активно говорить об аутсорсинге и аутстаффинге. Многие западные компании применяли их тогда для оптимизации бизнес-процессов.
Ожидается, что кризисное сокращение бюджета будет влиять на желание организации заключать сделки по аутсорсингу, поэтому, будет не нужно иметь специальные отделы по ИТ-поддержке внутри компании. Данный процесс вполне закономерен. Сегодня внутренние ресурсы компаний недостаточны для применения лучших разработок, поэтому логичнее передать их профессионалам, что обеспечит не только снижение затрат, но и улучшение качества обслуживания.
В настоящее время перед компаниями стоят задачи по минимизации издержек, улучшению качества производимых товаров и оказываемых услуг, оптимизации штатного расписания.
Понятие «Аутсорсинг»
(это использование внешнего источника и/или ресурса) передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.
В современном мире существует несколько видов аутсорсинга: Аутсорсинг в сфере ИТ, Аутсорсинг ЦОД, Аутсорсинг в финансовой сфере, Аутсорсинг в сфере управления персоналом, аутсорсинг в военной сфере.
О происхождении аутсорсинга:
Истоки практического аутсорсинга относятся к периоду противостояния в автомобилестроении двух великих менеджеров — Генри Форда и Альфреда Слоуна в 30-х годах XX в., когда стало понятно, что ни одна организация не может быть самодостаточной, поэтому ряд функций целесообразно передавать специализированным фирмам. Особенно это касалось вспомогательного производства: обслуживания и ремонта оборудования, изготовления инструмента и т. д. Положенный в основу фирмы производства возглавляемой А. Слоуном организации General Motors метод кооперации узкоспециализированных производств, как внутри своей фирмы, так и за ее пределами, обеспечил за несколько лет завоевание американского рынка автомобилей. До сих пор General Motors остается одной из самых могущественных компаний, объем производства которой давно превысил 100 млрд дол. в год. Инновацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина в научной литературе в 1990 г., по крайней мере в двух направлениях деятельности руководителя: в компании систем управления компаниями в компании производства.
Наиболее подробно рассмотрим Аутсорсинг вармии:
Система аутсорсинга с 1990-х годов действует в армиях стран блока НАТО: США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Она предполагает сокращение расходов на обеспечение армейского быта. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство.
В России аутсорсинговую систему начали вводить в 2010 году. За пять минувших лет солдаты постепенно забыли о наказаниях в виде нарядов вне очереди на кухне: теперь там работают профессиональные повара. Исчезло разделение на солдатские и офицерские столовые — военных всех званий и должностей кормят в прямом смысле слова из одного котла. Солдаты не метут плац и не драят туалеты — это дело доверили клининговым компаниям. Аутсорсинг при обеспечении гражданских потребностей военного ведомства был введен при известном министре обороны (в прошлом) Анатолии Сердюкове, который объяснял это тем, что военнослужащие не должны отвлекаться от выполнения боевых задач. Поэтому питание, обслуживание военной техники и многое другое было передано в ведение гражданских организаций. В современном мире аренда людей стала не просто популярной, а фантастически востребованной. Тенденция прижилась в строительстве, торговле, складской логистике, IT и даже в образовательной сфере
Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения Вооруженных Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась РФ, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 миллиарда рублей. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять открытых акционерных обществ, в его распоряжении находится 100 % минус 1 акция.
Основными задачами введения системы аутсорсинга в материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил являлись исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т. п. (Я считаю, что) При правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга поставленные цели могут достигаться. Однако практика применения в течение трех лет показывает в основном серьезные системные недостатки ее внедрения.
Однако О проблемах аутсорсинга в армии заговорил президент России Владимир Путин, он предложил проанализировать его эффективность.
«В целом такие способы обслуживания вооруженных сил сегодня применяются во всех ведущих странах мира, с тем чтобы избавить военнослужащих от исполнения не свойственных им функций. У нашей армии раньше никогда такого не было. В целом это достаточно эффективная система, но ее внедрение, конечно, связано с определенными проблема и сбоями», — отметил вернувшийся в Кремль Путин.
Аутсорсинг в армии — это действительно очень проблемная сфера, отмечает член президентского совета по правам человека, координатор проекта «Человек и армия» Сергей Кривенко. «С одной стороны, как идея — как избавить военнослужащего по призыву от выполнения не свойственных ему работ — это хорошо и здраво. Многие ребята, проходящие службу, действительно от этого избавлены. Тем более срок службы был сокращен до одного года, за который надо дать солдату необходимые навыки», — отмечает эксперт. Но при введении аутсорсинга возникло много проблем.
Однако с другой стороны: «Сирия показала, что аутсорсинг российской армии вреден»
Проведем анализ: Военная операция в Сирии продемонстрировала, что курс на аутсорсинг в армии, который взял министр обороны РФ Сергей Шойгу, неверен. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал руководитель Центра Военного прогнозирования, кандидат военных наук, профессор академии военных наук Анатолий Цыганок.
«Система аутсорсинга министра обороны РФ в Сирии приказала долго жить. Аутсорсинг может быть только в мирное время, а в военное время он вреден. Надо восстанавливать ту систему материального, технического, боевого, медицинского обеспечения, которая существовала прежде. Дивизии и полки сами должны иметь возможность ремонтироваться, подвозить боеприпасы и лечить раненых», — считает Цыганок.
Заключение:
Программисты, аналитики, финансовые работники, наконец, журналисты и редакторы новостных лент — все эти специальности, как оказалось, прекрасно поддаются аутсорсингу.
Тенденция, которая сейчас набирает силу, — это тяготение к аутсорсингу все более «сложных» профессий и специализаций. Не только американские работники call-центров или индустриальные рабочие, но и аналитики финансового рынка, специалисты по страхованию или врачи не выдерживают конкуренции своих коллег из стран третьего мира. Врачи: даже эта профессия, казалось бы, обязательно требующая личного присутствия на месте оказания услуги (то есть, в нашем случае, в США), как выяснилось, поддается аутсорсингу. Помимо пока еще довольно экзотического варианта «дистанционной операции» (когда хирург при помощи специального аппарата и средств связи оперирует пациента, находясь на другом конце мира — примеры таких успешных операций уже существуют), в Америке набирает силу «косвенный аутсорсинг», медицинский туризм. Жители США, нуждающиеся в хирургическом лечении, отправляются в туристическую поездку, например, в Индию. Там в условиях прекрасного частного госпиталя им сделают необходимую операцию, после чего они могут так же, как обычные туристы, полюбоваться красотами страны, и все это, вместе с перелетом, стоит в несколько раз меньше, чем аналогичные медицинские услуги в США.
России, как ни странно, тоже есть над чем задуматься. Хотя уровень зарплат у нас кажется просто ничтожным по сравнению с американским, в мире есть немало мест, где люди, ничем не уступающие в квалификации жителям России, готовы работать за гораздо меньшие деньги. Необязательно ехать в Китай или Индию — привлекательных мест для аутсорсинга достаточно и пределах СНГ. Стоит только взглянуть в сторону Украины, Белоруссии, Молдавии, стран средней Азии или Закавказья. Возможно, в этот же список надо занести и некоторые депрессивные регионы России. Поэтому, возможно, в скором времени москвичам или петербуржцам тоже придется столкнуться с общей проблемой всех богатых стран — проблемой аутсорсинга.
Литература:
- Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ = Outsourcing Dilemma, The: The Search for Competitiveness. — М.: «Вильямс», 2004. — С. 176. — ISBN 0–273–65617–1.
- Михайлов Д. В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2006. — ISBN 5–85971–180–8.
- Бравар Ж-Л, Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. — ISBN 978–966–415–023–8.
- rg.ru — Российская газета