В статье рассмотрены механизмы денежно-кредитной политики государства, индикаторы состояния финансовой системы, а также влияние политики таргетирования инфляции Центрального банка на благосостояние населения России, ее эффективность и краткосрочные результаты.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, таргетирование инфляции, уровень жизни населения, экономический рост, ключевая ставка, инфляция
Необходимость изучения денежно-кредитной политики государства объясняется тем, что она представляет собой одно из направлений государственной политики регулирования экономики. Как известно, денежно-кредитная политика (ДКП) — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком (ЦБ) в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Достижение не инфляционного экономического роста и повышение деловой активности является одной из основных целей монетарных властей. К остальным целям относятся:
− защита и обеспечение устойчивости рубля;
− поддержание определенных темпов экономического роста, а также увеличение ВВП;
− обеспечение официально объявленного уровня инфляции;
− стимулирование роста количества денежно-кредитных операций;
− достижение сбалансированности платежного баланса;
− установление ориентиров роста денежной массы;
− обеспечение ценовой стабильности;
− развитие и укрепление банковской системы и финансового рынка [1].
В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла — политике денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») и денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») [2].
Оптимизация объема и темпов расширения (сокращения) денежной массы, находящейся в обращении, а также воздействие на курс национальной валюты и уровень деловой активности достигаются центральным банком посредством умелого манипулирования целой совокупностью административных и экономических регуляторов, среди которых есть наиболее результативные, испытанные временем и доказавшие свою действенность инструменты:
− процентные ставки по операциям Банка России;
− обязательные резервные требования;
− операции на открытом рынке;
− рефинансирование кредитных организаций;
− валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы;
− прямые количественные ограничения;
− эмиссия облигаций от своего имени;
− другие инструменты, определенные Банком России [3].
В данной статье хотелось бы привлечь внимание к сложившемуся противоречию, которое непосредственно влияет на население нашей страны и его уровень жизни. Главным противоречием денежно-кредитной политики является политика таргетирования инфляции, проводимая ЦБ РФ и направленная на подавление инфляции, которая только усугубляет проблемы в экономике и приводит к росту инфляции. Инфляционное таргетирование – комплекс монетарных мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране.
Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий [4].
Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции – манипулирование ключевой процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение ключевой ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели их траты, что в свою очередь повышает ликвидность банков. Понижение ключевой ставки понижает процентные ставки по вкладам в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег, но удешевляют стоимость кредита. Следует отметить, что после перехода стран к режиму инфляционного таргетирования в них наблюдается снижение темпов инфляции и улучшение основных макроэкономических показателей.
Россия перешла к политике таргетирования инфляции в 2014 г. в связи со сложившейся экономической ситуацией. Этот переход означает, что Центральный банк отныне подчиняет свою политику единственной цели — снижению темпов инфляции, под которой, судя по многочисленным разъяснениям Банка России, понимается индекс потребительских цен (ИПЦ). Банк России имеет в виду, что теперь денежная политика подчиняется достижению целевых показателей ИПЦ, официально объявленных ЦБ. В связи этим переходом и его последствиями идут многочисленные споры по поводу правильности выбора данного режима ДКП, но обратимся к цифрам. В год, предшествующий переходу к этой политике (2013 г.), ИПЦ составил 6,5 % в год. На 2014 г. цель по инфляции была установлена на уровне 5 %, а реально составила 11 %. На 2015 г. она была установлена на уровне 7,5 %, но, по факту достигла 13 %. С начала 2016 г. инфляция по ноябрь составила 5,8 % при заявленной цели в 4 % [5]. В 2016 г. Россия занимает 13 место по уровню инфляции в мире.
Данные статистики говорят, как минимум, о несостоятельности заявленных целевых показателей реальным при том, что снижение инфляции было главным приоритетом Центрального банка, ради которого пришлось пожертвовать равновесием системы: поднять процентные ставки для пресечения спекуляций с рублем; сделать курс плавающим, из-за чего волатильность национальной валюты достигла немыслимых пределов и только усугубила спекуляции, позволяя зарабатывать на дестабилизации настолько большие деньги, что, высокие ставки по кредитам ЦБ не оказались преградой. По мнению экспертов, норма прибыли в валютных спекуляциях достигала 80–100 % [6].
Как показывает проведенное исследование, Центральный банк (ЦБ) не предпринимает мер ни по прекращению оттока капитала, ни по замещению иссякающих внешних источников кредита внутренними. В результате происходит сжатие денежной базы, что влечет за собой сокращение кредита, падение инвестиций и производства, провоцирует дефолты множества заемщиков, которые могут приобрести лавинообразный характер. При этом снижения инфляции не происходит как вследствие продолжающегося действия ее немонетарных факторов, так и вследствие повышения издержек из-за удорожания кредита, сокращения производства и падения курса рубля. Последнее из-за недоступности кредита не дает позитивного эффекта для расширения экспорта и импортозамещения и лишь разгоняет инфляцию. Т. е. количество денег в обращении снижается из-за оттока капитала, а ЦБ проводит политику дорогих денег.
С отсутствием механизма долгосрочного рефинансирования банков кредиты становятся недоступными для расширения деятельности производителей, у которых из-за роста издержек не остается другого выбора, кроме как поднимать цену на товары, что и толкает показатель инфляции вверх и сводит на нет все усилия Банка России по ее стабилизации, контролю и планомерному снижению.
Следует отметить, что страдают рядовые граждане, поскольку девальвация рубля привела к подорожанию импортных товаров, а повышение кредитных ставок и нестабильность привели к повышению издержек национального производства, и все это случилось в условиях сокращения уровня доходов населения. В январе 2016 г. среднемесячный доход составил всего 60 % от того же показателя за январь 2013 г. [7]. Прямое свидетельство падения благосостояния жителей. Что касается Краснодарского края, то среднемесячная заработная плата одного работника в январе 2015 г. по отношению к тому же периоду 2014 г. изменилась всего лишь на 1,6 %, хотя за тот же год индекс потребительских цен на товары и услуги вырос на 12,7 % [8]. Несмотря на повышение реальной заработной платы, реальные располагаемые доходы в целом продолжили сокращаться. В этих условиях население по-прежнему придерживалось сберегательной модели поведения. Падение доходов населения в России характеризуется как очень резкое. «Росстат» сообщил, что по итогам 2015 года численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума выросла по сравнению с предыдущим годом до максимума за девять лет: до 19,2 млн. человек с 16,1 млн. или до 13,4 % от всех жителей страны. Наблюдается также диспропорция: зарплаты в финансовом секторе в 2015 г. в несколько раз превышали среднюю зарплату по РФ в связи с чем критически важно искать разумный подход к системе оплаты труда, т. к. это вопрос социального благополучия и развития нашей страны.
Таким образом, подведем черту вышесказанному. При наличии обширного списка инструментов, денежно-кредитная политика, объявленная и проводимая Центральным банком, негативно сказывается на благосостоянии населения, оказалась недостаточной и неэффективной в условиях современного кризиса, вызванного низкими ценами на энергоресурсы, экономическими санкциями, замедлением темпов роста мирового ВВП и структурными кризисами в развитых странах. Это происходит потому, что указанная цель денежных властей − показатель инфляции, продолжает расти, а уровень жизни населения, выраженный в таких показателях как объем зарплат, средний чек в супермаркете, стоимость потребительской корзины, цена кредита, ухудшается.
Но все не так печально. По мнению аналитиков, возобновление экономического роста в России имеет неравномерный характер и в 2017 г. не превысит 1,5–2 %. Вместе с тем рубль перестал быть волатильным. Банковская система нашла в условиях санкций новые источники кредитования у азиатских партнеров. Положительный прогноз роста нашей экономики на фоне достижения относительно невысоких темпов инфляции в 5–6 % означает, что финансовая система адаптировалась и готова к стимулированию роста, который может обеспечить низкие процентные ставки, возможные в условиях инфляции на сегодняшний день процентная ставка ЦБ составляет 10 %.
Итак, проведенный анализ показал, что в предстоящие годы сохранится ряд проблем в российской экономике, требующих продолжения реализации дополнительных нестандартных мер Банком России. Данные проблемы будут носить как внешний, так и внутренний характер. Среди внешних факторов следует выделить сохранение санкций со стороны ряда стран в отношении российских компаний. Внутренние проблемы обусловлены текущей структурой российской экономики и ресурсными ограничениями, в том числе, связанными с неблагоприятными демографическими тенденциями.
Литература:
- Бурлуцкая Ю. А., Сайбель Я. В. Денежно-кредитная политика России: теория и практика // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 18–21.
- Сайбель Я. В. Кейнсианство и монетаризм как основа современной денежно-кредитной политики // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 54–61.
- Сайбель Я. В. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты // Первые шаги в науке: материалы I Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов-на-Дону: Издательство «Фонд науки и образования», 2014. С 72–75.
- Сайбель Я. В., Шубина В. И. Таргетирование инфляции: мировой опыт и российская практика // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: материалы III-ой Международной научно-практической конференции / под ред. Я. С. Ядгарова, В. А. Сидорова, В. В. Чапли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮФО, 2015. С. 338–346.
- Денежно-кредитная политика Банка России. – URL: www.cbr.ru/statistics.
- Индикаторы денежно-кредитной политики Краснодарского края. – URL: http:// krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/indicators.
- Денежно-кредитная политика Российской Федерации. – URL: http://www.qps.ru.
- О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. – URL: http://www. glazev.ru/book.