Способность российских регионов конкурировать является основным условием их устойчивого функционирования в нынешних условиях. Образование и развитие конкурентных преимуществ помогает ускоренному росту экономики региона, увеличению благополучия населения, более действенной и рациональной эксплуатации ресурсного потенциала территории.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, инновационное развитие, региональное развитие, инвестиции
Понятие «конкурентоспособность региона» тесно связано с категорией «конкуренция», которая является одной из главных черт и условий рыночного хозяйства. Способность конкурировать — важнейшая характеристика государства в целом, его отдельных регионов, предприятий, а также производимых ими товаров.
Интеграционное взаимодействие субъектов хозяйствования в системе экономического региона рассчитывает включение воспроизводственного контура отдельных агентов экономики в состав единой непрерывно воспроизводимой системы инновационно-интеграционной активности в рамках регионального и макроэкономического уровня, что обусловлено действием общеэкономических законов и закономерностей, а также является формой осуществления противоречивых интересов страны, бизнес-сообщества и отдельных домохозяйств [1].
Чтобы решить поставленные задачи, необходимы новые действия, которые нацелены на становление и совершенствование способности к конкуренции российских регионов, каковые (действия) нуждаются в обосновании.
Описание методики конкурентоспособности региона дает вероятность обосновать стратегию способности региона конкурировать, обнаружить институциональные азы конкурентоспособности, идентифицировать уровень влияния экономики, основанный на знаниях, на способности к конкуренции, отразить главные направления увеличения конкурентоспособности субъекта. Среди последних надо остановиться на формировании региональной стратегии, совершенствования инновационного потенциала, подготовке методики работы с административными кадрами, а также использовании соразмерной системы показателей [2].
Социально-экономические процессы в нынешней России связаны с увеличением самостоятельности функционирования и совершенствования территориально-локализованных систем, с обеспечением и экономико-социальной устойчивости на базе инициатив местного сообщества.
В ситуации, где происходит усиление роли региональной составляющей инновационного механизма, создание инновационных институтов и систем, которые направлены на помощь инновационной активности на региональном уровне, расширение власти органов государственного управления во введении научно-технической и инновационной политики в регионах России, важное значение принимают научно продуманные рекомендации по созданию программных комплексов. Кроме того регионализацию инновационной деятельности необходимо смотреть как на значимую характеристику национальных и общемировых, а также социально-экономических процессов, что дает возможность предопределить особенность воздействия региона на состояние и тенденции совершенствования инновационных связей.
Инновационность экономической системы в регионе является основным фактором ее способности к конкуренции. Региональная конкурентоспособность имеет прочную связь с конкурентоспособностью всех экономических систем, таких как национальная экономика, фирма, но имеет особенность, предопределенную отличием региона как экономического субъекта от других агентов рыночной конкуренции. Регион представляет собой не только среду деятельности фирм, при надлежащих условиях он может выступать как структура предпринимательства, для осуществления целей которой необходимо иметь высокую конкурентоспособность [3].
Региональная система конкурентоспособности имеет аналогичные черты с национальной экономикой, конкурентоспособностью фирм, а также определенную особенность, которая отличает регион как субъект рыночных отношений. Регион как субъект экономики, входит в непростую цепь конкурентных отношений с субъектами разного уровня по поводу ресурсов. Также может являться продуктом взаимосвязи всех участников сотрудничества регионов, индивидуальным «товаром», когда покупатели выбирают регион: бизнес, политики, инвесторы, федеральный центр для осуществления федеральных проектов, туристы, жители. В таких случаях регионы осуществляют конкуренцию за покупателей.
Факторы, которые определяют способность конкурировать, анализируются специалистами и учеными с трех точек зрения: инновационной системы региона, кластерного подхода и иных элементов. Наряду с этим третья группа факторов исполняет не последнюю роль в образовании конкурентоспособности и включает в себя экономико-географическое положение региона, имидж региона, «мягкие» факторы, связанные с умственными характеристиками людей, их поступками, качественностью взаимодействия, инвестиционную привлекательность и инвестиционный потенциал.
В процессе исследования были отобраны сравнимые и достоверные показатели инвестиционной и инновационной привлекательности таксономических единиц, включающие 12 параметров: численность постоянного населения (тыс. чел.); население трудоспособного возраста (тыс. чел.); денежные доходы на душу населения (руб.);общая площадь жилья (тыс. кв. м); объем добавленной стоимости предприятий (млн руб.); объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования (млн руб.); объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (млн руб.); оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.); затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации (млн руб.), расходы регионального бюджета (тыс. руб.), закрепленные доходы регионального бюджета (тыс. руб.).
Дальнейшее увеличение уровня региональной конкурентоспособности требует проведения инвестиционной политики региона, которая будет способствовать повышению инвестиционных ресурсов и обнаружению направления их более разумного использования в контексте социально направленного роста экономики.
В качестве задач управления инвестиционной активностью в регионе выступают: организация инфраструктуры рынка инвестиционных ресурсов; выявление первостепенных направлений потока инвестиций; формирование условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; обеспечение интеграции инвестиционного рынка региона с международным рынком инвестиций, создание кадрового потенциала для предпринимательских структур и регулирование рынка образовательных услуги др. Все это даст возможность увеличения действенности производства, обеспечения самофинансирования организаций и выведения их на стадию стабильного совершенствования [4, 5].
Вводить инновационную деятельность нужно на государственном, региональном и местном уровнях для решения социальных и экономических вопросов.
На всех этапах производства инновационного контента: активизировать зарождение идеи, концепции, которые в перспективе будут в основе нового продукта; инновационное мышление, наличие знаний, чтобы достичь высокие научные результаты, апробацию научной идеи путем фундаментальных и прикладных исследований. Государству принадлежит основная роль во введении инновационности в регионах, государству, которое активизирует организационно-управленческие новшества субъектов, разработку условий для инновационной деятельности в регионах, потому что в рамках старых методах и схем управления рождение новой мысли весьма затруднительно.
Обладание актуальными управленческими технологиями, существование механизма мотивирования и команды профессионалов, подготовленных и заинтересованных управленцев — путь для совершенствования инновационной экономики субъекта.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что нынешняя модель продвижения конкурентоспособного региона должна содержать инновационные возможности и стимулирующий потенциал региона, включающие:
− поддержку государства, которая состоит в бюджетных отчислениях на инновации, обеспечение налоговых льгот предпринимательскому сектору;
− увеличение рыночной мобильности труда;
− увеличение интереса к инновациям;
− совершенствование науки, научных и проектных организаций, их инфраструктуры, материально-технической базы.
Литература:
- Урасова А. А. Проблема моделирования инновационного процесса в региональных социоэкономических системах [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 3.
- Города и районы Республики Татарстан: Статистический сборник [Текст]. — Казань: Госкомстат РТ, 2006–2011.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов [Текст]. — М.: ГУВШЭ, 2006.
- Романова А. И., Ибрагимова А. Р., Хатыпов А. М. Разработка показателей оценки и критериев внутренних и внешних факторов конкурентных преимуществ [Текст] // Известия вузов. Строительство. — Новосибирский ГАСУ № 6, 2007.
- Романова А. И., Добросердова Е. А., Нуруллина О. В. Формирование среды конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан [Текст] // Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2.