Влияние мерчандайзинга в последние годы на эффективность торгово-технологических процессов розничной торговли постоянно усиливается. Мерчандайзинг является новым направлением в работе розничных торговых предприятий, позволяющим успешно бороться с конкурентами за ограниченные ресурсы потребителя. Внедрение мерчендайзинга предполагает вывод розничного торгового бизнеса и систему обслуживания покупателей на качественно новый уровень организации торговли.
Понятие мерчендайзинг произошло от английского слова «merchandising», что в переводе означает «искусство торговать», то есть делать все возможное, чтобы облегчить покупателю процесс выбора и покупки товара. В таблице 1 представлены основные определения мерчендайзинга. [1]
Таблица 1
Сущность понятия «мерчендайзинг» [2]
Автор |
Определение |
Черноносова Н. В. |
Мерчендайзинг — это совокупность элементов, влияющих на продвижение продукции, таких как размещение товаров в торговом зале с учетом психологии покупателей, технологическая планировка магазина, цветовая гамма, освещение, музыкальное оформление, аромат, реклама на месте продажи. |
Кира и Рубен Канаян |
Мерчендайзинг — это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку. Данным определением подчеркивается функция продвижения товаров, что идет несколько вразрез с представлениями многих западных авторов. |
Французский институт маркетинга |
Мерчендайзинг — совокупность исследований и методов, которые позволяют получить наибольшую валовую выручку с единицы торговой площади, подчеркивая тем самым его целевое предназначение. |
Прушковская Е. Е. |
Мерчендайзинг — составляющая технологии маркетинга по продвижению товара от производителя до потребителя, позволяющая обеспечить конкурентоспособность предприятий розничной торговли потребительской кооперации за счет применения визуального и поведенческого инструментария, направленного на максимизацию объемов продаж, повышение эффективности коммерческой деятельности. |
Яровиков Г. С. |
Мерчендайзинг– это составная часть маркетинга, представляющая собой комплекс мероприятий по планированию и оснащению торгового пространства, размещению товаров и информационно-рекламных материалов в розничной торговой точке с целью увеличения объема продаж. |
Все определения ярко характеризуют мерчендайзинг, но мы считаем наиболее емким и справедливым понятие, предложенное Н. В. Черноносовой. Главная цель мерчендайзинга- продвижение того или иного товара, стимулирование потребительской активности в точках продаж. Так же к целям мерчендайзинга можно отнести:
- Стимулирование (управление) сбыта в магазине. Подразумевается привлечение потребителей к новым товарам или товарам, не пользующимся спросом; эффективное представление товаров в магазине.
- Создание конкурентных преимуществ магазина и отдельных марок. Сюда относят обеспечение более полного удовлетворения потребностей покупателей, создание обстановки, в которой посетители получали бы удовольствие от процесса совершения покупок
- Совершенствование рекламно-коммуникационной политики предприятия. Мерчендайзер разрабатывает программы маркетинговых коммуникаций, совершенствует виды и способы применения рекламы в местах продажи, а также обеспечивает покупателей необходимой информацией.
- Совершенствование торгово-технологического процесса в магазине, то есть обеспечение доступности товара, эффективное использование торговых площадей.
- Влияние на поведение потребителей. Увеличение объемов продаж, времени пребывания покупателя в магазине и числа совершаемых им покупок, создание конкурентного преимущества магазина и отдельных марок. [2]
Существуют различные классификации мерчендайзинга. Среди всех классификаций преобладают классическая классификация и классификация, предложенная Б.Берманом и Д. Эвансом. Рассмотрим в таблице 2 особенности классической классификация мерчендайзинга.
Таблица 2
Классическая классификация видов мерчендайзинга [2]
Вид |
Характеристика |
Категорийный мерчендайзинг |
Используется только для одной категории товаров в одной торговой точке в течении всего рабочего дня. |
Визуальный мерчендайзинг |
Направлен на автоматическое привлечение внимания покупателя к товару за счет того, что увиденное произведет должный интерес к продукту. |
Визитный мерчендайзинг |
Представляет собой работу мерчендайзера в нескольких торговых точках, осуществляя контроль и выкладку только продукции компании-заказчика |
Совмещенный мерчендайзинг |
Комплекс мер и услуг по контролю выкладки и размещения товара одного-двух, но не более четырех производителей, брендов или поставщиков в одной торговой точке. |
Эксклюзивный мерчендайзинг |
Комплекс мер и услуг по размещению товара производителя, бренда или поставщика |
Коммуникативный мерчендайзинг |
Отражает умение общаться, налаживать контакты как с покупателями, так и с сотрудниками торговых точек, умение убедить покупателя в том, что он пришел именно за этой продукцией |
Далее представим классификацию видов мерчендайзинга, разработанную Б. Берманом и Д. Эвансом [2]:
- Смешанный мерчендайзинг: добавление розничным торговцем товаров и услуг, не связанных с основным направлением деятельности фирмы, что помогает фирме приумножить покупательскую базу.
- Перекрестный мерчендайзинг предполагает, что розничная фирма предлагает дополнительные товары и услуги, чтобы побудить людей купить больше товаров (ремни, сумочки).
- Микромерчендайзинг означает, что розничный торговец корректирует способы распределения для товаров места на полках в соответствии с покупательским спросом.
- Визуальный мерчендайзинг, когда розничный торговец использует активный комплексный подход к формированию атмосферы, т. е. создает определенный «вид», должным образом размещает товары, стимулирует покупателей к совершению покупок и делает физическую среду более привлекательной.
- Мерчендайзинг впечатлений, или развлекательный мерчендайзинг, предполагает превращение пассивного процесса покупок в активное взаимодействие с участием покупателя, например, посредством так называемой «продажи решений» или «списков желаний». [3]
Наиболее часто в магазинах продовольственных товаров мы можем наблюдать визуальный мерчендайзинг, но это не означает, что нет места другим видам. Например, наиболее крупные компании (Данон, Вимм-билль-данн, Слобода и др.) могут позволить себе присылать в магазин собственных мерчендайзеров для выкладки и продвижения товаров. Также наиболее часто можно встретить и смешанный мерчендайзинг, когда работник торгового зала может выполнять много функций, выкладывая и рекламируя товар.
Существуют и другие виды мерчендайзинга в зависимости от чувственных компонентов:
Световой мерчендайзинг — отражает уровень освещенности торгового зала магазина, систему освещения (естественную, искусственную). Рассматривает особенности освещения отдельных видов продукции. Освещение в мерчендайзинге решает задачи декоративного оформления, оно должно быть гармонично увязано с архитектурой интерьера магазина.
Цветовой мерчендайзинг — отражает особенности цветового интерьера торгового зала, выбор цвета и цветопередачи различных оттенков. Цвет заметно влияет на чувства людей, их настроение.
Ароматический мерчендайзинг — отражает уровень восприятия и силу запахов.
Звуковой мерчендайзинг — характеризует уровень восприятия звуков, музыкальное сопровождение продаж. [3]
Концепция мерчендайзинга разрабатывается на основе трех законов (принципов): запас + расположение + представление. [4] Эффективный мерчендайзинг — это выполнение всех трех критериев. Такой порядок законов не случаен. Если в торговом зале нет необходимого покупателю ассортимента, то и шаги по расположению и представлению не позволят увеличить объем продаж. Если в магазине разместить рекламные материалы, но при этом продукцию трудно найти на местах продажи, то невозможно увеличить объем продаж этой продукции.
- Запас. На полках необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данном магазине. Производитель указывает в своей мерчендайзинговой стратегии набор марок и упаковок, который он будет продвигать в каждой торговой точке (торговая точка — розничный продавец, который заказывает продукцию и продает ее в своем магазине). Всех своих клиентов производитель может разделить на несколько категорий (торговых каналов) в зависимости от вида активности покупателей в торговой точке, а также от того, какой контингент покупателей посещает эти магазины. В разных торговых каналах набор продвигаемых товаров может дифференцироваться. При этом товары должны занимать место на полках в соответствии с уровнем продаж. Допускать возникновения ситуации, когда отсутствуют наиболее популярные товары, нельзя. [4]
- Расположение. При расположении товаров в торговом зале учитываются следующие факторы:
оптимальное использование пространства торгового зала;
размещение торгового оборудования (чтобы задать выгодное направление движения покупательского потока);
оптимальное расположение товаров и товарных групп, с учетом приоритетности места в торговом зале, разделения товарных групп на категории в зависимости от популярности среди постоянных покупателей;
расположение основных и дополнительных точек продажи;
способы замедления потока покупателей. [4]
- Представление товара производится после того, как уже выполнены первые два условия — запас и расположение.
Каждый третий покупатель отказывается от покупки, если не имеет информации о цене товара. Задача магазина — обеспечить максимальное удобство для покупателя и дать больше информации о товарах в самом магазине. Ценник, обязательно присутствующий возле товара, выступает средством рекламы. С помощью ценника необходимо убедить покупателя, почему этот товар продается за эту цену.
Цель размещения рекламных материалов — напомнить покупателю о том, что в данном магазине он может приобрести необходимый ему товар. Главная задача POS -материалов (рекламных материалов в местах продаж) — повысить продажи в торговой точке. [4]
Как и во всех сферах обслуживания, мерчендайзинг имеет свои проблемы, которых можно избежать при соблюдении некоторых правил (см.таблицу 3).
Таблица 3
Важнейшие ошибки мерчендайзинга [5]
Ошибка |
К чему приводит |
Решение |
Неправильное размещение в торговом зале отделов по продаже товаров — создателей потока |
Приводит к созданию мертвых зон и снижению выручки по товарам, имеющим прибылеобразующее значение для магазина |
Размещение таких отделов с использованием «правила треугольника». |
Отсутствие четкой системы по управлению ассортиментом |
Приводит к воздействию субъективных факторов и не позволяет создать товарную матрицу, близкую к оптимальной |
Автоматизация процесса управления ассортиментом и регулярный анализ по различным показателям с последующей коррекцией товарной матрицы |
Не используются все возможности по продаже товаров, сопутствующих основной ассортиментной группе |
Продажа таких товаров используется для увеличения продаж по конкретной товарной категории (продажа непосредственно дополняющего товара в придачу к основному), а также в качестве импульсных продаж, которые влекут за собой и последующую продажу основного товара |
Анализ возможных сопутствующих товаров основным товарным группам и их размещение в непосредственной близости от основного ассортимента |
Плохо используются места для продажи товаров импульсного спроса |
Часто также на таких местах размещают товары, ценовая категория которых превышает порог цен на подобные группы товаров |
Ревизия мест для продажи товаров импульсного спроса, отбор в данную категорию лишь товаров, ценою не более нормативного |
Товары на полке размещаются без проведения анализа продаж |
Это приводит как к снижению реализации конкретных товарных позиций, так и целых групп, приводя к падению эффективности использования экспозиционной площади магазина |
Размещение товаров на полках только на основе регулярного и полного экономического анализа реализации отдельных товаров и товарных групп в целом |
Отсутствие в магазине соблюдения пропорций в выкладке конкретных товаров по отношению к товарной группе |
Продавцы часто перемещают товар не только на разные места в пределах полки, но и в различной пропорции |
Зарисовка планограмм размещения товаров на основе анализа их реализации, в том числе по удельному весу в пределах товарной группы |
Отсутствие (несоответствие) ценников на полках товарам и отсутствие маркировки товаров |
Покупатели при выборе однотипных товаров выбирают тот, чья цена указана |
Регулярное обновление ценников на все товары и тщательный контроль за их соответствием конкретным товарным позициям, маркировка всех поступающих к выкладке товаров |
Нарушение правила ротации товаров |
Это приводит к появлению продуктов с истекшими сроками реализации |
при выкладке придерживаться следующего алгоритма: снять с полки старый товар, на его место в глубину полки поставить товар из новой партии, с лицевой стороны от покупателя доставить товары прошлой партии |
Недостаточное освещение торгового зала и отдельных отделов |
Это приводит не только к снижению реализации в отделах с недостатком освещения, но и к общей потере количества посетителей магазина |
Установка достаточного количества осветительных приборов и дополнительной подсветки по ключевым отделам |
По данным таблицы 3 мы можем сделать вывод, что если избегать данных ошибок, то покупатели не будут ограничиваться в выборе продукции, появится конкуренция между товарами или марками, а это уже ведет к росту прибыли магазина и популярности товаров определённой компании.
В настоящее время проблемы мерчендайзинга в торговых сетях недостаточно изучены. Автор данной статьи работает в крупной торговой сети N и лично знает все ошибки мерчендайзинга в конкретном магазине сети. Основной проблемой, по мнению автора, является несоблюдение планограмм на полках магазина. Важной задачей планограмм является упорядоченное и логичное расположение товаров на полке. Составлением планограмм занимается отдел мерчендайзинга компании.
За основу составления планограммы берется площадь магазина, количество полок и стеллажей. Многие крупные производители платят за места на полках и очень важно, чтобы определенный товар стоял на своем месте. У многих компаний существует собственная планограмма, которая может отличаться от планограммы магазина, что соответственно приводит к конфликту между магазином и мерчендайзером.
Для мерчендайзра главной целью является продвижение только своего товара и повышение его продаж, а для магазина важно, чтобы были продажи всего ассортимента товара в магазине. Мерчендайзер может превысить фейсы (видимая единица выкладки товара на полке, количество рядов на полке) своей продукции, при этом он нарушает планограмму магазина и уменьшает количество позиций другого товара, то есть фейсов конкурентного товара. Несоблюдение планограмм может привести к снижению продаж определенной продукции и к потерям магазина. [6]
Второй не менее важной проблемой является несоблюдение ротаций товаров и несвоевременная проверка срока годности продукции. Это актуально для продуктовых магазинов. Несоблюдение ротаций так же может привести к потерям магазина в связи с понижение продаж. Наблюдались неоднократные случаи, когда покупатели магазина приобретали продукцию не первой свежести, и требовали возврата денежных средств, замены товара на аналогичный. Это правило записано в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. — 03.06.016). [7]
Также следует остановиться на такой проблеме мерчендайзинга, как отсутствие ценников или их неточность. [8] В магазине сети N можно часто наблюдать случаи, когда покупателям продается товар не по цене, указанной на ценнике, а по иной стоимости, соответственно, покупатели возвращают продукцию. Очень важно сразу же убрать неправильный ценник, так как частые возвраты товаров могут привести к понижению продаж в магазине, что противоречит основной цели мерчендайзинга. Напомним, что в статье 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» прописано, что покупатель может потребовать разницу в цене товара указанной на ценнике и пробитой в чеке, или поменять на товар с наиболее выгодной ценой.
В качестве проблемы также выделим маленький ассортимент для одного вида товаров. [9] Многие покупатели приходят в магазин за определённым товаром, и, не обнаружив его, уходят в другие магазины. Так, на сайте Danone в 2012 году покупательница выразила жалобу, что в магазине «Пятерочка» имеется только один вкус йогурта «Растишка». Представитель компании ответил, что будет проверка на наличие товара, но через четыре года ситуация не изменилась и мы по-прежнему можем купить только один вкус данного йогурта в указанном магазине.
Оценим эффективность мерчендайзинга в исследуемом магазине торговой сети, где работает автор. Для оценки эффективности использования торговых площадей отдельными товарными группами или категориями используются следующие относительные показатели:
- Коэффициент эффективности использования площадей по обороту;
К по обороту = Площадь оборудования / Общая площадь зала
- Коэффициент эффективности использования площадей по прибыли.
К по прибыли = Доля категории в прибыли / Доля занимаемой площади
Коэффициент может иметь три варианта показателей: К > 1; К< 1; К ≈ 1.
Если коэффициент значительно выше 1: соответствующие категории, скорее всего, имеют недостаточную площадь выкладки, либо слишком узкий ассортимент, либо и то и другое. Если коэффициент значительно ниже 1: соответствующие категории, скорее всего, занимают слишком много площади либо имеют избыточно широкий (глубокий) ассортимент. Если коэффициент около 1 — площади, занимаемые товарам соответствующей категории, можно оставить как есть. [4]
Для анализа автором были взяты несколько товарных групп: хлеб, молоко, пресервы, овощные консервы, крупы и мясо (птица). Общая площадь исследуемого магазина составляет 271 м2, а площадь торгового оборудования в целом 165 м2. Все расчеты приводятся за недельный период в усредненных значениях по группам.
Таблица 4
Занимаемая площадь, продажи ивыручка выбранных групп товаров
Группы товаров |
S,м2 |
Продажи, шт. |
Выручка, руб. |
Хлеб |
5 |
296 |
8880 |
Молоко |
4 |
268 |
15544 |
Овощные консервы |
4 |
105 |
9450 |
Пресервы |
2 |
53 |
9540 |
Крупы |
2 |
87 |
6960 |
Мясо, птица |
4 |
51 |
10200 |
Общее |
272 |
6175 |
348862 |
В таблице 5 сравниваются показатели продаж, выручки и занимаемой площади с учетом доли выбранных товарных групп.
Таблица 5
Доли занимаемой площади, продаж ивыручке от общих показателей выбранных групп товаров
Товарная группа |
S,% |
Продажи,% |
Выручка,% |
Хлеб |
1,8382 |
4,7935 |
2,5454 |
Молоко |
1,7058 |
4,3400 |
4,4556 |
Овощные консервы |
1,4705 |
1,7004 |
2,7088 |
Пресервы |
0,7352 |
0,8582 |
2,7346 |
Крупы |
0,7352 |
1,4089 |
1,9950 |
Мясо, птица |
1,4705 |
0,8259 |
2,9237 |
Самую большую долю площади и долю в продажах наблюдаем у хлеба, хотя доля выручки практически самая низкая. Это можно объяснить низкой стоимостью хлеба — около 27 рублей.
Самые высокие показатели имеет молоко, так как магазин находится в жилом доме, и этот продукт является одним из главных компонентов в покупке. Самые низкие показатели по продажам наблюдаем у пресервов, а самый низкий показатель по доле выручки у круп, хотя площадь выкладки товаров у них одинаковая.
По данным таблицы 6 можно наблюдать такую закономерность: коэффициент по обороту во всех выбранный товарных группах значительно ниже 1, чего нельзя сказать о коэффициенте по прибыли.
Таблица 6
Коэффициенты по обороту ипо прибыли выбранных групп товаров
Товарная группа |
Коэффициент по обороту |
Коэффициент по прибыли |
Хлеб |
0,0303 |
0,8399 |
Молоко |
0,0242 |
1,8379 |
Овощные консервы |
0,0242 |
1,1173 |
Пресервы |
0,0121 |
2,2560 |
Крупы |
0,0121 |
1,6459 |
Мясо, птица |
0,0242 |
1,2060 |
Самый низкий показатель по прибыли имеет хлеб, то есть хлеб имеет обширный ассортимент и самую значительную площадь выкладки по сравнению с остальными товарами. Самый высокий показатель коэффициента по прибыли имеют пресервы, молоко и крупы. По данным таблицы 5 мы можем заключить, что данные группы товаров имеют низкую площадь выкладки (особенно пресервы), но, наоборот, высокий уровень ассортимента. Мясо (птица) и овощные консервы имеют показатели коэффициента по прибыли примерно равное 1, это говорит о равномерном распределении площади выкладки и нормальном представлении ассортимента в магазине.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
- В магазине сети N нужно решить проблемы выкладки товаров, соблюдения ротации, а также своевременного обновления планограмм, так как эти три показателя непосредственно влияют на продажи.
- Проведенные расчеты позволяют предположить, что торговая площадь используется неравномерно. Следует задуматься о перепланировании магазина, чтобы у популярных товаров было больше полочного пространства.
- Необходимо согласовать с супервайзерами и мерчендайзерами компаний составление единой планограммы на продукцию компаний, которые они представляют.
- Осуществлять качественный мониторинг заказов, продаж и остатков всех товаров в магазине.
Литература:
- Богачева, Е. Мерчендайзинг для сотрудников розничных предприятий: [Электронный ресурс] URL: http://bbcont.ru/business/merchendaizing_dlya_sotrudnikov_roznichnyh_predpriyatii.html(дата обращения 12.10.2016)
- Алексеенко, М. Визуальный мерчендайзинг как инструмент маркетинга: [Электронный ресурс] URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12–04/486-a(дата обращения 23.11.2016)
- Круг, Э. Мерчендайзинг / Э. Круг: учеб.пособие для студентов направления подготовки «Менеджмент». — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. — 202 с.
- Сысоева, С. Как измерить эффективность системы мерчандайзинга: [Электронный ресурс] URL: http://litresp.ru/chitat/ru/ %D0 %9A/krok-guljfira/boljshaya-kniga-direktora-magazina/61(дата обращения 14.10.2016)
- Степаненко, В. Топ 10 ошибок мерчендайзинга в ритейле и как их исправить: [Электронный ресурс] URL: http://www.vvstepanenko.com/index.files/Page1086.htm(дата обращения 24.11.2016)
- Краснов, В. Восемь факторов эффективного мерчендайзинга: [Электронный ресурс] URL: http://imspm.spb.ru/articles/271691.php(дата обращения 10.12.2016)
- Что такое ротация товара: [Электронный ресурс] URL: http://corphero.ru/biz/rotaciya-tovara.html(дата обращения 30.11.2016)
- Шилина, Ю. Законы мерчендайзинга и поведение покупателей. — «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod», 2010. № 05–06
- Шабунц, Г. Организация контроля в отделе мерчендайзинга: [Электронный ресурс] URL: http://www.advlab.ru/articles/article406.htm(дата обращения 17.10.2016)