В данной ситуации, когда идёт раскручивание телекоммуникаций и сети интернет, возникает проблема о создании гармонично развитой личности детей. Информационная и зрительная перегрузка дошкольника отображается в его психическом и физическом состоянии здоровья. Данная задача особенно злободневна, стоит у населения крупных городов. Очень часто обращаются родители в ПМПК с проблемами: гиперактивность, речевые патологии, психологические проблемы и т. д. Эти дети физиологически здоровы, однако имеют необходимость в коррекционно-образовательном процессе.
Зачастую дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, ощущают внутреннее напряжение, чувствуют себя утомлёнными и раздражительными. Любое внутреннее напряжение задерживает творческое, речевое и психоэмоциональное развитие ребёнка. Творческие занятия могут помочь избавиться от чувства усталости, раздражённости и внутреннего напряжения. О лечебных способностях арттерапии известно ещё со времён древней Греции. Арттерапия — один из самых древних способов перемены психологических состояний человека, которым пользуются до сих пор, чтобы убрать внутреннее напряжение, чувство усталости и раздражения. Арттерапевтические приёмы и методы формируют и усиливают интерес к эмоциям, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, могут помочь достичь эмоционального равновесия, способны облегчить последующее умственное, познавательное, психоэмоциональное формирование ребёнка. Это самое главное. Так как каждому необходим результат! Уровень благополучия значительно предопределяет состояние здоровья, мироощущения и стремление к творчеству.
Таким образом, влияние приёмов арттерапии в логопедической практике на эффективность коррекции речи у дошкольников с общим её недоразвитием приобретает всё большее значение.
Целю нашего исследования, было — выявить наиболее приемлемые приемы арттерапии и условия их применения в логопедической практике с детьми с ОНР. И как можно с помощью приёмов арттерапии расширить психолого-педагогические возможности коррекции не только речи, но и психического развития ребёнка в целом.В процессе исследования проводился теоретический анализ методической литературы по обозначенной теме. Систематизация и теоретическое осмысление полученных данных по результатам проведения констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов позволяют нам сказать то, что формирование речи способами арттерапии (изотерапия, кинезитерапия, имаготерапия, музыкотерапия и сказкотерапия), проявляет позитивное воздействие на высококачественный и количественный уровень формирования речи и речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна, и заключается в необходимости введения в активную коррекционно-логопедическую деятельность с дошкольниками с общим недоразвитием речи приемов арттерапии.
Увлекательная работа арттерапии наиболее близка к уровню формирования центральной нервной системы ребёнка-дошкольника. Это значительно облегчит последующее умственное, познавательное, психоэмоциональное формирование детей и будет содействовать развитию их восприятия, памяти и речи. В работе по коррекции речи использовались элементы арттерапии. В поддержку образовательного процесса может прийти артпедагогика.
Различение арттерапии и артпедагогики в том, что основной технологией артпедагогики является игра и педагогическая импровизация. Педагог учит детей не только как действовать, но и увлекает за собою, предлагая фантазировать самому. Воспитатель активизирует динамичность детей эмоционально и словесно.
Созвучность терминов «артпедагогика» и «арттерапия» прослеживается только лишь в основном элементе слова «арт» — искусство. Второй элемент это: «терапия» — лечение; «педагогика» — сфера академического познания, дисциплина о воспитании и формировании личности. Таким образом, во втором элементе слова отображены различные тенденции, проблемы, технологические процессы и сущность.
Мы попытаемся сделать попытку исправить речевые патологии ребёнка, при помощи приёмов «арттерапии», потому что в логопедической практике с дошкольниками недостаточно используют этот инструмент влияния творчества на ребёнка с речевой патологией. Это то, что определяет значимость выбранной задачи. На этот период результативность многих разновидностей «арттерапии» в устранении и излечении недуга довольно изучено. Но всё равно слишком мало исследований, объединяющих в себя разные типы творчества, сосредоточенных на изменении одной из разновидностей патологии. Всё это обуславливает потребность исследования применения арттерапевтических методов для устранения речевой патологии у детей. Поэтому появляется потребность формирования проекта арттерапии, сосредоточенной на коррекции речевых патологий у детей старшего дошкольного возраста. Планируемый главный итог нашей работы — гармоничное становление детей с речевыми нарушениями при поддержке развития способностей самовыражения и самопознания путём соприкосновения с творчеством.
Любые специфические свойства, определяющие патологии формирования речи детей, призывают к направленным коррекционным занятиям. Орудиями творчества в таком случае является использование арттерапевтических и артпедагогических методов.
З. Фрейд, К. Юнг первыми выдвинули концепцию «арттерапии» (лечение творчеством), и рассматривали в «лечебной» практике в качестве единственного способа терапевтического влияния. С помощью арттерапевтических методов приходили на помощь к пациентам страдающих психическими расстройствами. И тем самым старались поддержать пациентов, показать в иллюстрациях собственные тайные волнения, чтобы избавиться от них. В последующем такая концепция получила мировоззренческую основу. Сей час арттерапия всё более вводится в коррекционно-совершенствующий ход просветительных организаций в интересах ребёнка с различными патологиями формирования и приносит позитивные итоги.
Суть арттерапии складывается в лечебном и коррекционном влиянии творчества на человека и выражается в восстановительной работе с содействием эстетически-созидательной деятельности. И, кроме того, в формировании новейших положительных эмоций появляющихся на свет творческих возможностей и методов их удовлетворения.
На сегодняшний день арттерапия в большом понятии содержит в себе: изотерапию (рисование, лепка, аппликация); библиотерапия (чтение книг); имаготерапию (посредством театрализации); музыкотерапию (посредством понимания музыки); вокалотерапию (пение); кинезитерапию (танец, логоритмика, пальчиковая гимнастика).
Подробно исследовав все без исключения выше перечисленные варианты арттерапии, были отобраны три её направленности. По моему мнению, они считаются наиболее результативными. Изотерапия — наиболее популярная разновидность арттерапии.
Особенную роль из всех разновидностей арттерапий захватывает имаготерапия (театрализация). Её базу составляет театральная деятельность. Имаготерапия основывается на абстрактных взглядах о субъекте и как едином целом человека и формы. Имаготерапия способна существовать в двух видах: первый вид — индивидуальная работа (применение пересказа и прозы); второй вид — коллективная деятельность (инсценировка этнической небылицы).
Кинезитерапия. Формирование речи у детей с патологией наступает, если синкинезия рук доходит до значительно правильного выполнения. Осуществление общего направления туловищем, руками от элементарного вплоть до наиболее трудного могут помочь достигнуть предельно допустимых результатов в оздоровлении в целом. Благодаря этому, они совершенствуют работу логопедической поддержки и содействуют укреплению в целом организма детей.
С целью формирования речи ребёнка, рекомендовано применять приёмы «арттерапии» и «артпедагогики», базирующиеся на переживаниях и перемене эмоциональных состояний в ходе рисования, лепки и т. д. Альтернатива психокоррекции сопряжена с отличительными чертами детей с речевыми патологиями, ощущающими проблемы при оречевлении собственных волнений и трудностей.
Причинами, не позволяющими достичь значительных итогов в логопедической практике в обстановке детского сада очевидны:
– разные заключения ПМПК;
– заболеваемость участников процесса;
– не компетентность родителей в ходе устранения речевых патологий у дошкольников.
– не правильно выбранная программа коррекционной работы;
– общее психофизическое состояние ребёнка (гипперактивность, заторможенность, ДЦП…);
– недостаток со стороны педагогического состава.
Особенный интерес уделяется модификации взаимодействия педагогов коррекционного образования в логопедических группах. Образовательная деятельность построена таким образом, чтоб все дети каждый день были задействованы в коррекционном образовании. Состав и сущность коррекционной помощи находятся в зависимости решения ПМПК, компенсаторных способностей детей, компетентности специалистов и роли отца и матери в коррекционном и воспитательском занятии. Задача заключается в формировании коррекционной работы детского сада как концепции которая включает диагностику, профилактику, коррекционные нюансы, обеспечивающие большую степень речевого и психологического формирования. Мишенью такого рода деятельности, считается совместная работа преподавателей, отца с матерью и мед. работников в коррекционном труде, в корректировании материнских представлений в обучении и формировании детей и подготовка отца с матерью новейшим способам общения и помощи детям, увеличение компетентности преподавательского состава и формировании образовательной сферы, чтобы давать стимул к психологическому и речевому формированию детей. Осуществление такой деятельности поддерживается. Реализация такого рода работы удерживается использованием классических и нестандартных методов и способов воспитания детей. Итогом взаимодействия являются успехи подготовки к школе, его будущие успехи.
С целью выполнения констатирующего эксперимента мы обследовали первоклассников, используя «тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой». Предлагаемая методика представляет собой нейропсихологическую диагностику младшего школьного возраста, и является на сегодняшний день оптимальной как с точки зрения качественной оценки, так и сточки зрения количественной оценки речевой готовности первоклассника.
По результатам констатирующего эксперимента можно сказать, что дети — первоклассники не все имеют высокие показатели речевого развития, в основном речь детей — первоклассников находится на среднем и низком уровне развития. Потому, что целью данного эксперимента является внедрение приёмов «арттерапии» (изотерапии, имаготерапии, кинезитерапии) в логопедическую работу для всех компонентов речи, с детьми которые сей час проходят логопедическое воздействие в детском саду.
Логопедическое воздействие с детьми имеющими общее недоразвитие речи является длительным, однако организация коррекционной работы с применением не стандартных методов, позволяет повысить уровень речевого развития. Наступил период пересмотреть способы и методы приобщения детей к творчеству и изменить классическую практику этой деятельности в дошкольных организациях. Небольшой анализ арттерапевтических и артпедагогических технологий, используемых в работе с детьми, продемонстрировал, то что отнюдь не все методы считаются результативными и нужными в занятиях с детьми.
Артпедагогика весьма популярна в настоящий период и обязана проникнуть в практику любого преподавателя. Использование артпедагогических технологий немаловажно и необходимо с целью проведения логопедической деятельности с «особым» ребёнком. Не следует дожидаться времени исправления дефекта. Необходимо посодействовать ребёнку лично «скорректировать» собственные проблематичные факторы в преждевременных стадиях, включить систему «самоисцеления» посредством творчества и эстетически-созидательной работы.