Enhance able attention is lately spared to the problems of maintenance (maintenances) of health for the representatives of different groups of different professions. In this connection, the row of measures is conducted on strengthening of this phenomenon. The factor of health in increasing frequency becomes a priority value for the representatives of different professions, including for teachers. The theoretical review of literature is conducted on a theme: health, professional health, and professional psychological health of teachers. A professional health of teacher, that plugs in itself a psychological aspect, is the important factor of success of professional, educational process supervised by him, but to success of development of personality of his students.
Keywords: health, professional health, professional psychological health of teachers
Бугров С. А. рассматривает психологию здоровья как свойство организма сохранять данные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающих работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность. [5, с. 164] Также он рассматривает психологию здоровья как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие как профессиональную надежность, так и работоспособность во всех условиях деятельности [2, с. 127].
Психологическое здоровье выступает в качестве способности человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать информацию, позволяющую гибко и мобильно выстраивать жизненные сценарии и на основании этого успешно реализовывать их в быстроменяющейся, агрессивной среде [4, с. 58]. Как отмечают психологи, психологическое нездоровье наступает только тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности, а также когда не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя адаптивное поведение и удовлетворительные отношения. Исходя из этого, психологическое здоровье является основополагающим для соматического здоровья. И именно психологическое здоровье человека выступает в качестве предпосылки развития профессионального здоровья [1, с. 91].
Следует отметить, что психологические аспекты профессионального здоровья педагогов средних образовательных учреждений зависит от гибкости преподавателя, то есть от его умения быстро реагировать на изменение ситуации, быстро переключаться с одного вида на другой, это можно наблюдать при проведении уроков [3, с. 77]. Также зависит от импульсивности, она заключается в способности учителя часто импровизировать на уроке. Третьим аспектом профессионального здоровья выступает устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации. Учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели. Четвертым аспектом является наличие личностной тревожности. Характеристиками учителя являются эмоциональная напряжённость, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам. При отсутствии личностной тревожности перечисленных симптомов нет. К следующему аспекту относят стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся. Учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения. И наконец шестым аспектом является то, что в неблагоприятных ситуациях направленность рефлексии на себя, то есть при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя [6, с. 125].
По результатам эмпирического исследования, полученных в ходе исследования педагогов г. Владивостока и сельских поселений Приморского края, можно свидетельствовать о том, что 40 % преподавателей сельских школ имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, также они удовлетворены своей работой, личными достижениями, общением с близкими людьми. В тоже время у них ярко выражены негативные эмоции, которые проявляются в чувстве стыда и страха. Преподаватели находятся во второй фазе эмоционального выгорания «резистентности», обладают высокой эмоциональной устойчивостью, адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности, реально оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
Среди преподавателей г. Владивостока низкий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 45,5 %. Также количество здоровых людей, но имеющих неблагоприятный прогноз выше в два раза, по сравнению с преподавателями сельских школ. Они также удовлетворены своей работой, личными достижениями, общением с близкими людьми. Находятся во второй фазе эмоционального выгорания-сопротивления. И наконец для них характерен высокий уровень адаптационного потенциала; средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; высокий уровень коммуникативных способностей и моральной нормативности.
Литература:
- Ахмерова С. Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие учителя / С. Г. Ахмерова // Вестник Башк. пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2013. — № 1. — 10–16 c.
- Березовская Р. А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. — 221–226 c.
- Вековцева Т. А., Резанович И. В. Методы профессионального саморазвития преподавателя // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.
- Гольцева Т. П. Особенности профессиональной деятельности преподавателей, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник ТГПУ. 2012. № 6. — 226–232 c.
- Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П. И. Калью. — М, 2013.
- Митина Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Л. М. Митина // Нар. образование. — 2013. — № 9–10. — 166–170 c.