Использование цветодатчиков в измерительной технике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование цветодатчиков в измерительной технике / А. А. Туякбаев, Абдисаттар Куанышбекулы Жумабаев, С. А. Болегенова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37160/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе приведены структурные схемы устройств, осуществляющих контроль за качеством масла вертолетных двигателей, измерений уровня в топливомерах, тяги авиационных двигателей, температуры нагреваемых тел, уровня раздела двух сред.

Ключевые слова: воздушное судно, цветодатчик, вертолет, оптическое волокно, светодиод, температура, тяга авиационных двигателей, изделий из железа, оптический пирометр, топливомер, уровнемер, качество масла, подшипник

В последние 20–30 лет все чаще появляются научные работы и изобретения по способам изготовления полупроводниковых приборов, максимальная чувствительность которых находится в видимой человеческому глазу области — цветодатчиков. Когда оператору необходимо по изменению цвета визуально определять те или иные параметры можно использовать эти цветодатчики. В качестве примера можем привести случай, когда качество масла в баке, где находятся подшипники главного винта, определяются через каждые 50 или 90 часов налета. В данном случае оператор набирает масло в пробирку из бака, в котором находятся подшипники, с помощью которых вращается вертолетный винт. И сравнивает масло по цвету с эталонным маслом, которое хранится в кабине вертолета. Когда нарушается соостности винта вертолета с валом двигателя происходит помутнение масла, это является сигналом того, чтобы поставить вертолет на капитальный ремонт. Это является очень важным параметром. Для того чтобы определить качества масла в двигателях вертолета, предложен «Способ контроля за качеством масла вертолетных двигателей и устройство для его осуществления» [1], в котором определение прозрачности масла производится с помощью цветодатчика, распологаемого вне двигателя, но получающего информацию о цвете масла через оптоволокна, установленные внутри бака двигателя. Одно оптоволокно соединено с цветодатчиком, а второе — со светодиодом. Примерная конструкция устройства, предназначенного для контроля за качеством масла двигателей вертолетов приведена на рисунке 1. Оптоволокна можно приклеить к стенкам маслобака: — это практически не будет занимать его объема.

Рис. 1. Примерная конструкция устройства для контроля за качеством масла вертолетных двигателей: — 1 — оптоволокна; 2 — оптоволокно, идущее от светодиода; 3 — оптоволокно, подключенное к цветодатчику; 4 — плоский щуп с укрепленными оптоволокнами; 5 — маслобак с маслом 6

Чувствительность цветодатчиков в видимой части спектра выше, чем человеческий глаз [2]. Применение оптических волокон позволяет снизить пожароопасность на борту вертолета. Точно такие устройства можно использовать для непрерывного контроля прозрачностью масла в авиационных двигателях воздушных судов, где является важным наблюдение за износом подшипников [3]. На воздушных судах контроль прозрачности масла осуществляет техник, как на вертолетах, визуально через определенно количество часов налета. На самолетах устанавливается электрический датчик, он срабатывает, когда в небольшое пространство между его контактами попадает стружка от износившихся подшипников. Это сигнал того чтобы, поставить воздушное судно на капитальный ремонт. Наблюдение за качеством масла в вертолетных двигателях важно, потому что помутнение масла связано с изменением соосности главного винта, от его правильной работы зависит безопасность полетов.

Схема установки волокон в устройстве предназначенного для измерения уровня топлива на воздушных судах приведена на рисунке 2. Цветодатчики подключаются к разностным усилителям (рисунок 3), их вторые входы подключаются к выходу эталонного цветодатчика, оптическое волокно которого находится на самом дне топливного бака, а выходы разностных усилителей через компараторы или триггеры Шмитта подключены к индикаторному прибору или к компьютеры. Использование цветодатчиков в авиационных топливомерах позволяет повысить точность результатов, занимает абсолютно мало объема в топливных баках, чем в емкостными топливомерами, в сравнении с радиоизотопными уровнемерами — вред для здоровья обслуживающего персонала меньше, а также отличается высокой надежностью. Некоторые исследователи говорят, что система оптическая и поэтому она загрязняется. Такая система вполне будет работоспособна в авиационном тепломере, в котором среда является авиационный керосин.

Рис. 2. Примерная схема установки оптоволокон в устройстве для измерения уровня топлива на воздушных судах: — 1 — оптоволокна; 2 — оптоволокно, идущее от светодиода; 3 — оптоволокно, подключенное к цветодатчику

Рис. 3. Схема разностного усилителя: Uвх1 — сигнал от цветодатчика; Uвх2 — сигнал от эталонного цветодатчика

На воздушных судах есть еще одна проблема, связанная с измерением тяги авиационных двигателей, значения которых обычно определяют путем измерения температуры выходящих газов с помощью термопар [5]. Недостаток данного способа состоит в сравнительной низкой точности, обуславливаемой инструментальной погрешностью термопар. Еще один недостаток этого способа является, что термопары должны быть в контакте со средой, которой измеряется температура. При высоких температурах используются оптические пирометры [6]. Но у них есть некоторые недостатки, в частности показания оптического пирометра с исчезающей нитью накала зависят от качества зрения того или иного оператора. По этой причине высокая чувствительность цветодатчиков используется для измерения тяги авиационных двигателей и температуры любого нагреваемого тела бесконтактным, нужно чтобы у этого тела менялся цвет [7]. Также цветодатчики используются в установках, предназначенных для закаливания железных изделий.

Определение уровня фосфора под слоем воды является важным параметром в производстве желтого фосфора. Желтый и белый фосфор должен находиться под слоем воды, потому что он самовозгорается, когда соприкоснется с воздухом. По уровню фосфора в емкости определяют количество фосфора. Предприятие должно знать сколько фосфора он продает, поэтому это очень важно. На реальном производстве этот параметр обычно определяют с помощью линейки на кончике которой прикреплен небольшой ковшик, с помощью которого захватывается небольшое количество фосфора, которое на воздухе загорается. По этому признаку техник приходит к выводу о том, что он линейкой достиг уровня фосфора. Когда возгорается фосфор выделяются вредные газы, среди них особенно вредным является фосфин. Это все обуславливает некоторые неудобства. Для данного случая предложено «Устройство для измерения уровня раздела двух сред», в котором два цветодатчика располагаемые на небольшом расстоянии друг от друга в трубочке из прозрачного материала и разделенные двумя светонепроницаемыми перегородками, между которыми находится источник света. Сигналы от этих цветодатчиков подаются на входы разностного усилителя, который выдает на своем выходе сигнал равный нулю, если цветодатчики в одной среде и более мощный сигнал, если нижний цветодатчик попадает в среду с другим цветом и сигнал этого датчика будет отличаться от сигнала верхнего цветодатчика. Таким образом, современные цветодатчики, обладающие высоко спектральной чувствительностью человеческого глаза, используются при создании новых измерительных приборов.

Выводы

  1. Цветодатчики можно использовать для непрерывного контроля за качеством масла в вертолетных двигателях, что позволяет определять момент резкого изменения соосности вертолетного винта с валом двигателя.
  2. Использование цветодатчиков в авиационных топливомерах позволяет повысить точность показаний, занимает меньше объема в топливных баках, чем в других топливомерах, отличается более высокой надежностью, а в сравнении с радиоизотопными уровнемерами, отличается меньшей вредностью для здоровья обслуживающего персонала.
  3. Чувствительность цветодатчиков, соответствующая человеческому глазу, позволяет использовать их в установках для закаливания железных изделий, для измерения температуры нагреваемых тел, тяги авиационных двигателей, а также уровня раздела двух сред.

Литература:

  1. Бекк В. Г. и др. Новый тип полупроводникового цветодатчика. Вестник КазГУ. Физика, 1994 г.
  2. Туякбаев А. А., Алдамжаров К. Б., Туякбаев Д. А. Способ контроля за износом подшипников в авиационных двигателях и устройство для его осуществления. Предпатент РК № 17279, опубл. 14.04.2006, бюл. № 4.
  3. Туякбаев А. А., Алдамжаров К. Б., Туякбаев Д. А. Устройство контроля за уровнем и количеством топлива на воздушных судах. Предпатент РК № 18292, опубл. 15.02.2007, бюл. № 2, по заявке № 2004/1194.1.
  4. Кулаков М. В. Технологические измерения и приборы для химических производств. Москва, изд-во «Машиностроение», 1983, с. 86–92.
  5. Туякбаев А. А., Алдамжаров К. Б., Туякбаев Д. А. Способ определения тяги авиационного двигателя. Предпатент РК № 15340, 17.01.2005 г., бюл. № 1.
  6. Туякбаев А. А., Алдамжаров К. Б., Туякбаев С. А., Туякбаев Д. А. Способ измерения температуры. Патент РК № 15047, опубл. 15.09.2009 г., бюл. № 9.
  7. Туякбаев А. А., Болегенова С. А. Установка для закаливания изделий из железа. Патент№ 30678, опубл. 15.12.2015 г., бюл. № 12
Основные термины (генерируются автоматически): качество масла, двигатель, цветодатчик, оптоволокно, сигнал, уровень фосфора, человеческий глаз, вертолетный винт, высокая надежность, главный винт.


Ключевые слова

подшипник, светодиод, температура, воздушное судно, цветодатчик, вертолет, оптическое волокно, тяга авиационных двигателей, изделий из железа, оптический пирометр, топливомер, уровнемер, качество масла

Похожие статьи

Теоретические расчеты содержания оксидов азота в цилиндре дизеля

В работе приводятся результаты теоретических расчетов оксидов азота, в цилиндре дизеля с воздушным охлаждением при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) при различных вариациях углов опережения впрыскив...

Результаты объемного содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на метаноле

В работе приводятся результаты теоретических расчетов объемного содержания r NOх оксидов азота, в цилиндре дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от изменения угла п...

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Теоретические расчеты объемного содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на метаноле для номинальной частоты вращения

В работе приводятся результаты теоретических расчетов объемного содержания r NOх оксидов азота, в цилиндре дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от изменения угла п...

Борьба с пылегазовыми выбросами при разливке ферросплавов

В статье рассмотрено воздействие металлов на развитие профессиональных патологий у работающих; условия горения металлов и технологические процессы в металлургических цехах, сопровождающиеся выделением пыли и газов, а также система движения воздуха в ...

Поверка измерительных трансформаторов тока на месте их эксплуатации

Рассмотрены вопросы, возникающие при эксплуатации трансформаторов тока в системах контроля и учета электроэнергии. Предложен метод поверки на основе многократных измерений, дающий возможность экспериментальной оценки погрешности средств поверки и опр...

Эффективный разогрев двигателя при низких температурах

В статье рассмотрены основные требования к конструкциям технических средств, обеспечивающих работоспособность гидравлических систем двигателя транспортно-технологических машин в условиях отрицательных температур окружающего воздуха. Описывается конст...

Ремонт топливопроводов высокого давления топливной системы двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Обеспечение топливной экономичности и технической готовности мобильной техники являются основными задачами хозяйств, эксплуатирующих автомобили, автобусы, специализированную технику, тракторы и так далее. Одной из статей расхода топлива является нали...

Анализ параметров моторного масла и технических устройств, позволяющих контролировать процессы старения моторных масел

Проведен анализ средств, способов и методик определения физико-химических показателей моторного масла; выполнен выбор и ранжирование наиболее информативных параметров работоспособности моторного масла, влияющих на сроки его замены.

Устройство для восстановления геометрии уплотнительного конуса топливопроводов высокого давления ДВС автомобилей

Годовой расход топлива автомобилем складывается из количества топлива использованного для обеспечения работы двигателя и потерь топлива в виде проливов и утечек. Одной из причин утечки топлива является потеря герметичности в элементах топливной систе...

Похожие статьи

Теоретические расчеты содержания оксидов азота в цилиндре дизеля

В работе приводятся результаты теоретических расчетов оксидов азота, в цилиндре дизеля с воздушным охлаждением при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) при различных вариациях углов опережения впрыскив...

Результаты объемного содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на метаноле

В работе приводятся результаты теоретических расчетов объемного содержания r NOх оксидов азота, в цилиндре дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от изменения угла п...

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Теоретические расчеты объемного содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на метаноле для номинальной частоты вращения

В работе приводятся результаты теоретических расчетов объемного содержания r NOх оксидов азота, в цилиндре дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от изменения угла п...

Борьба с пылегазовыми выбросами при разливке ферросплавов

В статье рассмотрено воздействие металлов на развитие профессиональных патологий у работающих; условия горения металлов и технологические процессы в металлургических цехах, сопровождающиеся выделением пыли и газов, а также система движения воздуха в ...

Поверка измерительных трансформаторов тока на месте их эксплуатации

Рассмотрены вопросы, возникающие при эксплуатации трансформаторов тока в системах контроля и учета электроэнергии. Предложен метод поверки на основе многократных измерений, дающий возможность экспериментальной оценки погрешности средств поверки и опр...

Эффективный разогрев двигателя при низких температурах

В статье рассмотрены основные требования к конструкциям технических средств, обеспечивающих работоспособность гидравлических систем двигателя транспортно-технологических машин в условиях отрицательных температур окружающего воздуха. Описывается конст...

Ремонт топливопроводов высокого давления топливной системы двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Обеспечение топливной экономичности и технической готовности мобильной техники являются основными задачами хозяйств, эксплуатирующих автомобили, автобусы, специализированную технику, тракторы и так далее. Одной из статей расхода топлива является нали...

Анализ параметров моторного масла и технических устройств, позволяющих контролировать процессы старения моторных масел

Проведен анализ средств, способов и методик определения физико-химических показателей моторного масла; выполнен выбор и ранжирование наиболее информативных параметров работоспособности моторного масла, влияющих на сроки его замены.

Устройство для восстановления геометрии уплотнительного конуса топливопроводов высокого давления ДВС автомобилей

Годовой расход топлива автомобилем складывается из количества топлива использованного для обеспечения работы двигателя и потерь топлива в виде проливов и утечек. Одной из причин утечки топлива является потеря герметичности в элементах топливной систе...

Задать вопрос