Испания и нравственное воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Шибаева, И. А. Испания и нравственное воспитание / И. А. Шибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 609-613. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37161/ (дата обращения: 16.11.2024).



Жизнь на Земле безостановочна, на смену одному поколению приходит другое, меняется общий «лик» цивилизации, и как важно при этом сохранить человеческий облик, что, судя по последним событиям в мире, не есть задача из лёгких. Роль воспитания молодого поколения видится сейчас как главенствующая над всем, конечной целью которой является сохранение жизни на Земле — угроза давно уже нависла.

Виды воспитания, составляющие в своей совокупности содержание воспитания — это воспитание нравственное, трудовое, физическое и эстетическое. Процесс воспитания прежде всего — это процесс, имеющий целью всесторонне и гармонично развитого человека. Воспитывать — значит прививать положительные качества, такие, например, как честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к Родине и учёбе.

Важнейшим средством целенаправленного формирования характера и поведения молодёжи является нравственное воспитание. Нравственный облик личности определяется в том числе и врождёнными инстинктами, такими, например, как чувство соперничества, инстинкт частной собственности, страха и подражания. Выдающийся русский просветитель второй половины XVIII века Н. И. Новиков в своём трактате «О воспитании и наставлении детей» впервые назвал педагогику наукой и определил её предметом воспитание тела, разума и сердца. По его мнению, педагогика — это особенно тонкая наука, предполагающая много «наблюдательского духа, внимания и просвещённого практического рассудка». Он писал, в частности: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и твёрже примера родителей. Но непременно нужно, чтоб все родители подавали детям своим пример полезного упражнения и никогда не были бы образцом проспания своей жизни или проведения её в безделках и чтоб они хотя один час в день содействовали воспитанию своих детей приличным сему предмету с ними разговором» [5, с. 98].

Как замечательно, что в человеке заложена сильная склонность подражать другим, которая именно в детстве наиболее сильно выражена. Иначе как наши дети смогли научиться говорить, сидеть, стоять, ходить, если бы неприметно не переняли всего этого у родителей своих, видя, как они всё это делают, стараясь им подражать, и сами постепенно к тому привыкли.

Испанское общество прошло достаточно сложный и противоречивый путь развития, что не могло не наложить отпечаток и на жизнь семьи, и на её воспитательные возможности. Существует мнение, что испанцы растеряли свою культуру, когда-то сменили её на латинскую, а вот теперь и её меняют на «макдональдско-английскую».

Вспомним немного историю этой страны. В III тысячелетии до н. э. на восточном побережье Испании поселились иберские племена; отсюда древнейшее название полуострова — Иберийский. Племена имели свою письменность. Здесь возникает культура, ставшая основой цивилизации Тартесс (конец II тысячелетия до н. э.), торговавшей металлом с финикийцами. Позднее, в I тысячелетии до н. э. происходит колонизация кельтскими племенами большей части Иберии. Около 1100 года до н. э. южный берег заселяют финикияне; Мáлака, Гадир (Кадис), Кóрдова — их бывшие колонии. В то же время восточное побережье занимают греки (современная Коста-Брава). Позднее всё — и язык, и культуру — поглотила Римская империя. Новая завоёванная территория стала одним из центров Римской империи, именно отсюда вышли лучшие императоры могущественной империи — Траян, Андриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Феодосий — и великолепные писатели — оба Сенеки, Лукан, Помпоний Мелу, Марциал, Квинтилиан. Три современных испанских языка произошли из латыни.

В настоящее время происходит тот же процесс перерождения испанской культуры, только сейчас насаждаются английские язык и повадки.

А ведь ещё Ян Коменский когда-то призывал свой народ обучать молодёжь, не щадя сил и умения, и каялся, что он упустил, доверил её чужим, а те испортили и перессорили «сынов» его Родины.

Сегодняшняя семья из-за постоянной занятости родителей перестала выполнять в полной мере свою главную функцию — взращивание достойной смены. Сказки на ночь, неспешные поучительные рассказы взрослых — именно из незатейливого общения с домашними ребёнок выстраивал свои первые представления о мире, понятия о том, что такое хорошо, а что плохо. Однако в Испании нет такого понятия как народная сказка. В лучшем случае это «Красная шапочка» и «Три поросёнка». А ведь в народных сказках зашифрована мудрость народа. Поэтому испанский ребёнок не научится мужеству у испанского Ильи Муромца, или смекалке испанского Ивана-дурака. Чему могут научить супермены и пышногрудые русалочки — самые распространенные герои испанских сказок, написанных ещё и примитивным языком? Испанская детская литература ничего не воспитывает, она только обучает языку на самом примитивном уровне.

Мы живём в тот период, когда традиционные образовательные учреждения, такие как семья, школа, теряют способность эффективно передавать понятие о культурных ценностях и национальных традициях и устоях. Сейчас эту функцию выполняют средства массовой информации, но эфир оказался заполненным сценами насилия, секса, убийств и т. д. Ведь средства массовой информации в общем и телевидение в частности, создавались вовсе не в качестве органов, ответственных за нравственное и культурное формирование людей. Напротив, предполагается как бы, что нравственные идеалы уже приобретены, и ответственность за отбор просматриваемых передач лежит на самих гражданах. При этом, одной из определяющих характеристик современного общества является вездесущность СМИ в нашей жизни. Телевидение информирует нас обо всём, что происходит на планете, развлекает нас, даже может выполнять функции, до сих пор бывшие прерогативой семьи, матери, например, рассказывать сказки малышам, учить традициям своего народа и объяснять моральные ценности, воспитывать понятие о семье и назначении женщины, объяснять смысл бытия, что инстинктивно принимается на веру.

Надо учитывать, что процесс получения информации посредством телевидения несравненно проще, чем, например, печатной, для чего надо было бы как минимум уметь читать, либо напрямую от взрослых, и тогда те решают, когда и какую информацию целесообразно доводить до ребёнка.

RafaelMesaSánchez [1], как и многие другие, осознаёт превалирующее влияние средств массовой информации и, в частности, телевидения, на формирование мировоззрения и поведенческих моделей молодых людей. Однако содержание большинства новостных выпусков, также, как и подбор транслируемых фильмов, вызывают беспокойство из-за обилия агрессии и насилия.

RafaelMesaSánchez приводит некоторые факты, ссылаясь на исследования Кабинета аудиовизуальных коммуникативных исследований:

− дети в Испании проводят перед телевизором 3–4 часа ежедневно (220 минут, по данным 2000 года)

− 31 % смотрят телевизор всегда в одиночестве и 13 % имеют телевизор в своей комнате

− В течение одной только недели, согласно исследованию Ассоциации телезрителей и радиослушателей 1993 года, прозвучала информация о 670 убийствах, 15 похищений и краж, 848 драк, 420 перестрелок, 8 самоубийств, 32 захватов заложников, 15 похищений детей, 30 сцен пыток, 18 фильмов про наркоманов, 20 военных эпизодов, 11 эпизодов с участием обнажённых людей, 20 эротических сцен.

Согласно результатам опроса, проведённого Центром социологических исследований (CIS) за последний квартал 2000 года:

− 43 % испанских детей в возрасте от 7 до 16 лет признаются, что их родители позволяют им смотреть телевизионные программы, рассчитанные на более взрослую публику (старше 16)

− 43 % родителей не устанавливают ограничений по времени в рабочие дни; 60 % в выходные дни и 62 % в каникулы

− когда на экранах появляются сцены насилия 45 % мальчиков и девочек продолжают смотреть передачу, 26 % меняют канал либо выключают телевизор, т. к. не любят подобных сцен, и только 8 % уверяют, что никогда не видели подобных программ.

После всего сказанного не вызывает сомнения тот факт, что телевидение может оказать сильное влияние в разработке системы ценностей и поведенческого обучения, и, если не развивать у подростков критического восприятия, последние могут напротив, приобрести иммунитет к ужасу насилия, и более того, постепенно начать принимать насилие как способ решения проблем. А самое страшное, что подростковый возраст — это время копирования поведенческих образцов, и можно свыкнуться с обыденным почти, видимым непрестанно — подражать и насилию.

Пока не поздно, общество в целом, и школа в частности, наравне, как и высшая школа, должны взять на себя обязанность формировать у подрастающего поколения критическое осознание видимого и слышимого, что позволяло бы сохранять в себе стержень «добра».

Не хотелось бы также забывать о влиянии музыки на подростков. Ведь молодые люди не рождаются жестокими. Поведенческие модели насилия приобретаются. Ballesta и SanchoRehashing утверждают, что существует явная утрата культурного и идеологического влияния институтов образования на молодёжь в пользу средств массовой информации и новых технологий. В настоящее время школа больше похожа на страуса, спрятавшего голову перед социокультурной проблемой СМИ. Музыка 80-ых «хэви-метал», затем «разговорный» гангстерский рэп; без сомнения, огромное количество музыкальных дисков открыто призывают к насилию. Например, одна из самых успешных песен «Убивает со вкусом», или другая Хето Бойса под названием «Ум сумасшедшего», где говорится «…её тело так красиво… перережь ей горло и посмотри, как оно болтается».

Мы говорим о нравственном воспитании или как его называл Новиков «образовании сердца», что являлось одной из важнейших частей его Программы по воспитанию новых людей. «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств… Все сие зависит от образования сердца в юношестве!» [5, с. 38]

Тут же приходит на ум реплика, услышанная из телевизионной передачи: «Я не встречал ни одного примера воспитания через Интернет», а следом пословица: «Ученик без книги, как солдат без оружия». И ещё одна цитата: «Следует, во-первых, устроить так, чтобы книги были в достатке у каждого народа и на разных языках; во-вторых, чтобы то были хорошие книги; в-третьих, чтобы они были хорошо изданы в большом количестве и стали легко доступными» [4, с. 170]. Однако в наше время молодое поколение в Испании обучению предпочитает интересное проведение досуга. Это ведь одна из национальных особенностей испанцев — умение весело проводить досуг. В ряде стран Евросоюза, и в Испании в том числе был проведён опрос молодых граждан в возрасте от 16 до 25 лет на предмет их главных жизненных ценностей. В других странах большинство ответов звучало в сторону хорошего образования, желания сделать карьеру, завести семью, приобрести дом. Большинство испанских молодых людей отметили, что главное для них — хорошо провести свободное время.

Состояние испанского общества сейчас таково, что около трети молодых жителей страны не получают образования даже на уровне средней школы, несмотря на то, что это является обязательным. Молодёжь бросает школу, не получив аттестата, при этом молодые люди не спешат устраиваться на работу. Они заняты тем, что больше всего им по душе — веселым проведением досуга.

В Мадриде это выражается чаще всего в том, что молодые люди вечером гуляют по городу большими компаниями, иногда при наличии денег заходят в бары, при отсутствии таковых собираются в старой части столицы, слоняясь по многочисленным площадям, перемежая бесплатное общение курением сигарет с гашишем, — ведь всегда найдётся кому угостить.

Коснёмся немного истории. В течение пятнадцати лет диктатуры Франко по окончании гражданской войны в 1939 году Испания находилась практически в полной изоляции. Тема наркотиков тогда не считалась важной для общества; а такие препараты как амфетамины для студентов, снотворные, барбитураты, нейролептики и прочие лекарства, способные побороть состояние тревоги, депрессии, стресса и других психических расстройств, принимаемые по назначению врачей, могут представлять опасность лишь в редких случаях превышения дозы.

О подпольном употреблении наркотиков заговорили в Испании в 60-х годах, в период бурного развития туризма, когда сюда проникли гашиш и ЛСД, и проблема наркотиков получила огласку. И далее происходит настоящий взрыв социологических исследований, вызванный потребностью в информации.

В современной Европе, к сожалению, Испания является основными «воротами» для попадания латиноамериканского кокаина, чему способствует ряд причин, среди них общность лингвистическая и глубокие исторические и культурные связи.

Одновременно страна, в состав которой включены африканские анклавы — Сеута, отделённая от Марокко пограничной Сеутской стеной длиной 8,4 километра, построенной ЕС с целью защиты Европы от неконтролируемого потока нелегальных мигрантов из Африки, и Мелилья — испанский город и порт на средиземном побережье Африки напротив берегов Альмерии, Гранады и Малаги на полуострове Трес Фокас — являются важнейшими пунктами транзитного трафика гашиша из королевства Марокко. Наркотики в Испанию доставляются в основном морским путём. Наркотрафик настолько велик, что, по данным полиции, реквизировать удаётся всего 10–20 %. По сообщению Всемирной таможенной организации, объём единовременно изъятой смолы каннабиса (очищенная или неочищенная — гашиш или анаша) в 2010 году составил 23.5 тонны.

Согласно подсчётам, около 300000 человек в Испании используют кокаин и каннабис в качестве увеселения пару раз в месяц, при этом не более 25000 кокаинозависимых обращаются за профессиональной медицинской помощью, и почти никто — помощью в борьбе с курением марихуаны.

Сладковатый наркотический запах, обращающий на себя внимание каждого приезжающего из более консервативных стран, давно стал привычным, например, для жителя Барселоны, который твёрдо усвоил: «Это запрещено, но разрешено», т. к. в соответствии с законом от 21 февраля 1992 года хранение наркотических веществ для личного употребления карается только наложением административных санкций и, более того, испанский гражданин имеет возможность на законном основании в своём доме выращивать каннабис. В той же Барселоне очень развита торговля профессиональным оборудованием и удобрениями для выращивания марихуаны, а также всевозможных приспособлений для её употребления. Как следствие, большинство молодёжи занимается подобным домашним садоводством.

Испанское правительство понимает борьбу с оборотом наркотических веществ в качестве одной из своих приоритетных задач. В стране разработана Национальная стратегия по борьбе с наркотиками, где, начиная с 2005 года, правительство разрабатывает на каждые четыре года Национальный план по наркотикам (PlanNacionalsobreDrogas, PNSD), который помогает координировать антинаркотические компании. Согласно этого Плана строится политика поддержки реабилитационных программ, государственной поддержки организаций, деятельность который заключается в борьбе с производством и сбытом наркотиков; следуя Плану PNSD Министерством образования и науки была разработана «Programa 12–16 deprevencióndelasdrogodependencias» — «Программа 12–16 профилактики наркозависимости», представляющая следующие цели:

− подготовка и обучение преподавателей и взаимодействие с другими лицами, занятыми в предупредительных мероприятиях;

− включение вопросов предупреждения наркомании в учебные планы занятий по безопасности жизнедеятельности.

Согласно этого документа ежегодно проводится домашнее анкетирование на предмет употребления наркотиков и анкетирование школьников на предмет употребления наркотиков. Домашнее анкетирование даёт реальную информацию, из которой видно увеличение объёмов потребления испанцами различных наркотиков. В качестве профилактических действий предлагается:

− анализировать стоимость

− анализировать влияние стоимости на действиях наркозависимых

− анализировать личную сеть контактов наркозависимых

− анализировать процесс принятия решений

− побуждать критическое чувство учеников и учениц против давления группы

− сообщать о табаке, процессе превращения в курильщика, о возникновении зависимости.

Табакокурение принимается обществом ещё более благосклонно. Правда курить разрешено только мужчинам. В том случае, если курит женщина, то она принадлежит к одной из социальных групп: или это представительница древнейшей профессии, или принадлежит к культурной, политической либо артистической элите общества.

26 декабря 2005 года Глава государства Хуан Карлос I Король Испании утвердил Закон «О санитарных мерах против табакокурения и регулирования продажи, поставки, потребления и рекламы табачной продукции».

Среди прочего, во всех средствах массовой информации запрещён выпуск программ или изображений, где ведущие, или участники предстают курящими.

При этом Законом предусматривается наказание за его несоблюдение. Для легких правонарушений — штраф в размере от 30 до 600 евро, для тяжелых правонарушений — штраф в размере от 601 до 10000 евро, и для очень тяжелых — от 10001 до 600000 евро.

Алкоголизм, ранее не признаваемый социально опасным явлением, сейчас также вызывает большие опасения. Всемирной организацией здравоохранения алкоголизм определен как одна из форм наркозависимости. Если алкогольную проблему рассматривать только в медицинском аспекте, то можно сказать, что она занимает третье место после сердечно-сосудистых и опухолевых заболеваний. Значение злоупотребления алкоголем особенно важно при учете психологических и социально-экономических последствий. При постоянном употреблении алкоголя «постепенно нарушаются познавательные процессы, сужаются круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность мышления, сексуальная заторможенность. Снижаются критика к своему поведению, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение)» [6, с. 111]. Традиции и привычки сделали алкоголь в Испании очень доступным. Например, вино всегда на столе за едой, что облегчает его употребление и благодаря этому половина испанской молодёжи начинает употреблять алкоголь ранее 16 лет, около миллиона молодых людей употребляют более 80 кубических см алкоголя ежедневно. Испания — четвертая страна в мире и третья в Европе по употреблению алкоголя и потребление его только возрастает, и что страшно — особенно велика доля пьющих в школьном возрасте. Не так давно употребление алкогольных напитков происходило преимущественно в семье. Теперь молодые люди употребляют алкоголь в компании сверстников. В Испании это происходит в основном в выходные и праздничные дни. Самый популярный напиток у молодёжи — пиво — 72,5 %, затем вино — 65 % и ликёры — 28 %. Алкоголь является пятой по распространённости причиной смерти в Испании.

Профилактика видится в первую очередь в ограничении доступа к алкоголю законными методами — через увеличение цены либо повышения возраста для продажи спиртных напитков.

Другая группа мер, предложенная Холод Н. Ю., «воспитательные вмешательства», посредством которых должно «способствовать привычкам здорового образа жизни».

Литература:

  1. Rafael Mesa Sánchez. Medios de comunicación, violencia y escuela. — Revista Interuniversaria de Formación del Profesorado, no 44, Agosto 2002, pp.209–222.
  2. Estrategia Nacional sobre Drogas. 2009–2016.www.pnsd.msssi.gob.es/pnsd/estrategiaNacional/docs/EstrategiaPNSD2009–2016.pdf
  3. Programa 12–16 de prevención de las drogodependencias. www.alicante.es /es /documentos /programa-12–16- prevención-drogodependencia
  4. Милош В. Кротохвил. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чешского. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  5. Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. — 255 с.
  6. Холод Н. И. Профилактика девиантного поведения учащихся в Испании. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ярославль, 2006.
  7. Наталья Королёва. Воспитание в Испании. https//nstarikov.ru/blog/10425
  8. Закон о запрете курения в Испании. Boletín oficial del Estado núm. 318, viernes, 31 de deciembre de 2010, sección 1 página 109188.
  9. Лопес-Бласко А., Феррандо Ф. П. Ситуация с наркотиками в Испании // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма). www.psychiatria.ua/books/drugs/paper13.htm
  10. Опыт Испании в борьбе с наркоманией. http: //ria.ru/beznarko_know/20130215
  11. Вся правда о наркотиках в Испании. www.espanarusa. com/ru/pedia/article/483623
Основные термины (генерируются автоматически): Испания, массовая информация, PNSD, CIS, III, домашнее анкетирование, испанское общество, молодое поколение, нравственное воспитание, Римская империя.


Задать вопрос