Весьма интересными представляются нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее — Закон о банкротстве) относительно уплаты процентов по требованиям кредиторов при банкротстве.
Одним из последствий введения в отношении должника процедур банкротства является определенная форма моратория: приостановление начисления неустойки (штрафа, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Указанный мораторий установлен в интересах должника. Такая отсрочка платежей в реабилитационных процедурах создаёт одну из основных предпосылок для восстановления платежеспособности должника. Однако, законодатель не оставил обделенными и кредиторов, закрепив нормы о начислении мораторных процентов, то есть процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам в течение действия моратория на удовлетворение требований кредиторов. Стоит отметить, что впервые на официальном уровне название «мораторные проценты» было закреплено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 88). Указанные проценты являются своеобразной платой за пользование денежными средствами в период процедур банкротства.
Ранее Закон о банкротстве предусматривал возможность начисления процентов только в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления. В научных исследованиях достаточно часто поднимался вопрос о возможности начисления процентов в процедуре конкурсного производства. Так К. Б. Кораев положительно относился к отсутствию указанных процентов в конкурсном производстве, он писал, что закон совершенно справедливо не предусматривает возможность начисления на указанные требования процентов в отличие от реабилитационных процедур; это связанно с тем, что в процессе ликвидации денежные средства кредиторов не имеют никакого экономического назначения [2]. На наш взгляд, данную позицию вряд ли можно считать верной.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ возможность начисления мораторных процентов, помимо имеющейся возможности в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, включена и в процедуру конкурсного производства.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 81 (финансовое оздоровление), абз. 4–9 п. 2 ст. 95 (внешнее управление) и п. 2.1 ст. 126 (конкурсное производство) Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения соответствующей процедуры.
Отдельным вопросом является период начисления мораторных процентов. Так проценты начисляются на сумму требований кредиторов с даты введения конкретной процедуры до:
‒ даты погашения указанных требований должником (предусмотрено для финансового оздоровления, вешнего управления и конкурсного производства);
‒ даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если погашение не произошло (предусмотрено для финансового оздоровления и внешнего управления);
‒ даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди (предусмотрено для внешнего управления).
Начисленные мораторные проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.
До 2013 г. оставался неясным вопрос о начислении процентов в процедуре наблюдения.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 в п. 4 было разъяснено, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с нормами иных процедур банкротства вместо санкций начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения [3].
Указанные мораторные проценты за период наблюдения также не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
Важно, что согласно п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 указанные положения применяются при рассмотрении судами только таких дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после его опубликования. Следует отметить, что данное постановление Пленума ВАС РФ коренным образом изменило и подход, согласно которому размер процентных требований кредиторов определялся на дату той процедуры банкротства, в которой они заявлялись.
Исходя из ранее действовавшего п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» [4] (данный пункт признан утратившим силу с принятием Постановления ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88) ранее возможность включения в Реестр требования об уплате процентов по основному долгу, начисленных за период наблюдения, ставилась в зависимость от того, в какой процедуре заявляется требование о процентах. В связи с этим, до принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 существовала неурегулированность вопроса о возможности включения в Реестр указанных процентов за период наблюдения.
Так, если требование о включении в Реестр процентов по основному долгу заявлялось вместе с требованием по основному долгу в ходе наблюдения, то кредитор лишался возможности в следующей за ним процедуре просить о включении в Реестр требования об уплате процентов, рассчитанных за период наблюдения. Однако в этом случае для целей участия в первом собрании кредиторов учитывались включенные в Реестр требования кредитора не только по основному долгу, но и по уплате процентов (рассчитанных на дату введения наблюдения). Если же требование о включении в Реестр процентов по основному долгу не заявлялось в ходе наблюдения, то кредитор был вправе заявить в следующей процедуре требование о включении в Реестр процентов как на дату введения наблюдения, так и рассчитанных за период наблюдения. В подобных обстоятельствах кредитор, разумеется, не имел возможности голосовать на первом собрании кредиторов при помощи процентного требования. Зато в конкурсном производстве кредитор мог заявить процентное требование в большем размере, чем в первом случае. Теперь кредиторы лишены права выбора [5].
Рассматриваемым постановлением установлено, что при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется только по состоянию на дату введения наблюдения.
В дальнейшем указанные положения нашли свое закрепление и на законодательном уровне. Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ статья 63 Закона о банкротстве была дополнена пунктом 4, содержащим аналогичные Постановлению Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 положения о начислении процентов в наблюдении.
Конечно, вероятность того, что имущества, составляющего конкурсную массу, хватит для начала расчетов по процентным требованиям кредиторов, крайне мала. Однако, раз законодатель включил нормы, предоставляющие право получить мораторные проценты, то он должен и предусмотреть четкую и подробную регламентацию процесса реализации такого права. В связи с этим возникает вопрос о том, как в настоящее время происходит начисление и выплата мораторных процентов.
Если в результате погашения всех включенных в реестр требований банкротство было прекращено, то у конкурсных кредиторов остается право взыскать с должника невыплаченные мораторные проценты в исковом порядке. Из смысла разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88, следует, что право предъявления должнику искового требования о взыскании невыплаченных мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве, имеется у кредитора только в случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона о банкротстве).
При этом, исходя из п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве») [6], для прекращения производства по делу о банкротстве по такому основанию, как удовлетворение требований всех реестровых кредиторов, необходимо погашение требований только в части, включенной в Реестр.
Верховный арбитражный суд РФ специально разъяснил, что не требуется погашения процентов, предусмотренных п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве. Следовательно, ранее позиция Пленума ВАС РФ сводилась к тому, что в ситуации, когда рассчитанные за период наблюдения проценты включены в Реестр, прекращение производства по делу было возможно только при условии удовлетворения таких процентных требований. В настоящее время для прекращения производства по делу не требуется удовлетворения требований по выплате мораторных процентов за процедуру наблюдения.
При существовании возможности погасить требования еще в рамках процедур банкротства, уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением /удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, установленном соответственно для процедуры финансового оздоровления или внешнего управления. Если же в рамках реабилитационных процедур такое удовлетворение не произошло, уплата процентов осуществляется в конкурсном производстве одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
Пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 дополнительно разъяснено, что мораторные проценты, начисляемые в ходе всех процедур банкротства уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям. Указанное разъяснение соответствует предложениям некоторых ученых. Так В. В. Витрянский, например, предлагал сумму начисленных процентов выплачивать одновременно с суммой основного долга, что отвечало бы природе таких процентов [7]. Нельзя не согласиться с целесообразностью этой идеи.
Таким образом, каждый кредитор при расчете с ним по основному требованию имеет право получить сумму начисленных мораторных процентов. И здесь возникает вопрос: кто и как начисляет указанные проценты? Кто контролирует их выплату? Закон о банкротстве не дает таких ответов. В судебной практике не редки случаи включения требования об установлении размера мораторных процентов в заявление об установлении размера требований кредитора и включении в реестр требований.
В силу п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. № 60 проценты, начисляемые в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства удовлетворяются в специальном порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются [8].
После принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 последующие разъяснения относительно порядка начисления мораторных процентов в процедуре наблюдения не последовали. Из судебной практики (в том числе решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26 февраля 2016 г. по делу № А64–5786/2015) становится ясно, что суды полагают возможным применение по аналогии к мораторным процентам за период наблюдения пункта 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. № 60, поскольку мораторные проценты за период процедуры наблюдения по своей правовой природе аналогичны мораторным процентам в иных процедурах банкротства [9].
Следует вывод, что ввиду законодательно установленного аналогичного правового режима мораторных процентов за процедуру наблюдения процентам в других процедурах, судебный акт об их начислении не выносится. Арбитражный управляющий сам обязан начислять проценты во всех процедурах. Однако, пока данная обязанность прямо не закреплена в Законе о банкротстве, представляется маловероятным их реальное начисление арбитражными управляющими.
Таким образом, полагаем необходимым устранить пробел в законодательстве и включить в часть 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве пункт, обязывающий арбитражных управляющих начислять установленные законом проценты во всех процедурах банкротства, вести специальный учет указанных процентов и контролировать их одновременную выплату с основным долгом.
Литература:
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
- Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении конкурсного производства / Кораев К. Б. // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2009. № 3 С.113–121.
- О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве:Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 // СПС «Консультант Плюс».
- О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 63 // СПС «Консультант Плюс».
- Как взыскать проценты с банкрота / В. Раудин // Корпоративный юрист. 2014. № 4. С. 14–19.
- О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 г. № 35 // СПС «Консультант Плюс».
- Витрянский В. В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3.
- О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 г. № 60 (ред. от 06.06.2014) // СПС «Консультант Плюс».
- Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26 февраля 2016 г. по делу № А64–5786/2015 // http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/91b87936–2ed1–436f-8ef9-b3ce1947afdd/A64–5786–2015_20160229_Reshenie.pdf