Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса
Хохлова Валерия Александровна, студент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, духовно-нравственное воспитание, начальная школа
Patriotic education of junior pupils as an integral part of the pedagogical process
Khokhlova Valery Alexandrovna, student
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch)
The article considers the problem of patriotic education of junior pupils, examples of realization of patriotic education in school and beyond.
Keywords: patriotic education,junior pupils,federal stateeducational standard of primary general education, spiritually-moral education, primary school
В настоящее время мы всё чаще слышим о военных конфликтах, которые берут своё начало в разногласиях между странами или даже между жителями одной страны, всё это возникает в результате нетерпения и неуважительного отношения людей различных национальностей друг к другу. Именно поэтому важно сегодня, в рамках патриотического воспитания уже в начальной школе уделять больше внимания воспитанию таких качеств как: уважение друг к другу, терпение, доброжелательность, толерантность. Ведь воспитывая детей — мы воспитываем будущее. Стоит отметить, что патриот это не только тот, кто гордится своей Родиной и религией, но и тот, кто уважает другие государства и их вероисповедание.
Одной из главных задач современного образования является воспитание высоконравственной, ответственной личности, любящей свою Родину, уважающий как свой народ, так и тех, кто проживает на территории России. А чтобы воспитать такую личность учитель должен собственным примером, как в рамках школы, так и за её приделами демонстрировать детям доброжелательное отношение к другим людям, живой природе, учить уважать труд других людей. Своим примером показывать, как можно мирно выходить из конфликтных ситуаций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание младшего школьника — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России [3, с. 66].
Россия многонациональное государство, поэтому все люди, являющиеся гражданами нашей большой страны должны уважать друг друга независимо от того, какой национальности или вероисповедания тот или иной человек. Патриотическое воспитание начинается в первую очередь в семье, именно там закладываются социальные установки и нормы поведения. Роль образовательных учреждений также велика и имеет сильное влияние на становление личности ребёнка, но это не значит, что нужно забывать о семейном воспитании, необходимо работать не только с детьми, но и с их родителями, это может осуществляться посредством собраний и индивидуальных консультаций.
Младший школьный возраст считается наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребёнка. Именно в этот возрастной период происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми, о способах поведения. Податливость, доверчивость и авторитет учителя создают благоприятную основу для формирования патриотических качеств личности. Важно научить детей ценить любовь, доброту, верность, долг, искренность, гуманность и человеколюбие. Опираясь на такую особенность психики младших школьников, как хорошо развитое образное мышление, благодаря которому они лучше воспринимают эмоционально окрашенные факты, можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Также детей привлекает общественно значимая работа, например, поделки для ветеранов и встречи с ними, украшение класса, общественные акции, экскурсии и викторины, выставки и конкурсы.
Мероприятия, посвящённые патриотическому воспитанию в школе, можно разделить на четыре основных направления: прошлое и будущее Родины (знакомство с народными героями, историей, представление родословной, доклады о жизни выдающихся представителей своей семьи, участие в мастер-классах, концертах, посвящённых народной культуре), гражданско-правовая сознательность (знакомство с нормативно-правовой документацией, нормами поведения, формирование активной жизненной позиции), краеведение (изучение истории и географии родного края) и работа с родителями (формирование семейной культуры). Такие мероприятия способствуют активизации гражданской позиции школьников, у них появляется желание трудиться на благо класса, школы, а затем и Родины. Дети осознают своё место в обществе, учатся заботиться не только о себе, но и о близких, других людях, беречь окружающий мир.
Для воспитания патриотов и достойных граждан своей страны, необходимо прививать и развивать в детях чувство гордости принадлежности к своей стране, воспитывать уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям [2, с. 352]. Всё это можно реализовать через приобщение детей к культуре своей малой и большой Родины, осознания её места и роли в мире. Ведь патриотическое воспитание — это воспитание любви и привязанности к родным краям, формирование ощущения важности каждого человека для своей страны и мира, желание сохранять и приумножать культуру и богатство своей Родины.
Также патриотическое воспитание служит профилактикой правонарушений, помогает формированию ценностных ориентиров и идеалов, способствует духовно-нравственному развитию. В настоящее время материальная составляющая жизнедеятельности общества преобладает на духовной, нравственной, что несёт за собой ряд тяжёлых последствий. Задача учителя заключается в том, чтобы посредством патриотического воспитания, основываясь на истоках и традициях малой Родины и Родины вообще, воспитать всесторонне развитию личность, уважающую свою Родину, себя и интересы других людей.
Патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса обучения, а включено в этот процесс последовательно, с целью расширения ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности младших школьников сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Данное направление воспитания является одним из важнейших в работе учителя начальных классов, оно может осуществляться посредством приобщения учащихся к традиционному народному искусству, народным промыслам и фольклору. Именно в народной культуре мы можем найти неисчерпаемый запас, в котором заключены мудрость и любовь к Родине, то есть большой потенциал для нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795//Собрание Законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). — http://archives.ru/programs/patriot_2015.html — цит. по Буйловой Л. Н., 2012.
- Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 349–352.
- Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66–68.
- Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311.