Малый бизнес как панацея для кризисной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Чекиева, Х. Р. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики / Х. Р. Чекиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 544-546. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37203/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова:предпринимательство, инновация, инфраструктура

В экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль. В трансформационных же — переходных экономиках, какой по существу является экономика России, зачастую роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.

О роли данного бизнеса говорит тот факт, что в нем занято почти 25 % экономически активного населения России. Тем не менее, уровень развития малого и среднего предпринимательства у нас крайне недостаточен. К примеру, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70 % рабочих мест. В структуре нашей экономики он пока не является существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения фокуса экономической политики.

Несмотря на то, что в России и регионах власти давно декларируют поддержку малого и среднего бизнеса и в этом направлении сделано довольно много, в частности, создана инфраструктура, задействованы различные финансовые механизмы господдержки, более десяти лет действуют соответствующие целевые программы. Все же принятые меры не обеспечивают снижения фискальной нагрузки и ограничений административного давления, не приводят к ожидаемым структурным изменениям в экономике и росту в ней доли малого и среднего бизнеса до сопоставимых с развитыми странами показателей. [1]

Причины данного явления, как нам представляются, лежат с одной стороны в самом предпринимательском сообществе, а с другой, в общей экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране. Во-первых, довольно низок уровень инновационной активности бизнесменов. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев по мере ухода из бизнеса предпринимателей их места не занимают другие, то есть имеет место суженное воспроизводство предпринимательского слоя.

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. [2]

По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4 %, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11 %. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. [1]

Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам — одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства. [2]

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т. к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

Таблица 1

Крупнейшие Регионы по объемам зарегистрированных ИП на 2015 год

Регион

Количество

1

Краснодарский край

1760

2

Московская область

1721

3

Москва

1151

4

Ростовская область

1143

5

Челябинская область

1104

6

Санкт-Петербург

992

7

Республика Татарстан

897

8

Ставропольский край

834

9

Красноярский край

768

10

Новосибирская область

745

Как видно на таблице среди всех регионов лидирующее место занимает Краснодарский край, на следующем месте находятся московская область и Москва, но в 2016 году ситуация изменилась, в условиях кризиса многие иностранные ИП прекратили свою деятельность, из-за нестабильности рубля и отсутствием инвестиций. [3]

В России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. [4] Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство. [4]

В сложившихся условиях необходимо:

− проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

− разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

− эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

− установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

Литература:

  1. Проблемы занятости в сфере малого бизнеса // Служба занятости. — 2007. — № 5. — C. 14–16.
  2. Российский статистический ежегодник 2000–2010 / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. — Режим доступа.
  3. Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.ht (дата обращения 29.05.2014).
  4. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.05.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, малая форма предпринимательства, массовое производство, предприятие, Краснодарский край, мировой рынок, московская область, реальный сектор экономики, социальная ситуация.


Похожие статьи

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики

В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий

В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Похожие статьи

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики

В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий

В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Задать вопрос