В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.
Ключевые слова:предпринимательство, инновация, инфраструктура
В экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль. В трансформационных же — переходных экономиках, какой по существу является экономика России, зачастую роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.
О роли данного бизнеса говорит тот факт, что в нем занято почти 25 % экономически активного населения России. Тем не менее, уровень развития малого и среднего предпринимательства у нас крайне недостаточен. К примеру, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70 % рабочих мест. В структуре нашей экономики он пока не является существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения фокуса экономической политики.
Несмотря на то, что в России и регионах власти давно декларируют поддержку малого и среднего бизнеса и в этом направлении сделано довольно много, в частности, создана инфраструктура, задействованы различные финансовые механизмы господдержки, более десяти лет действуют соответствующие целевые программы. Все же принятые меры не обеспечивают снижения фискальной нагрузки и ограничений административного давления, не приводят к ожидаемым структурным изменениям в экономике и росту в ней доли малого и среднего бизнеса до сопоставимых с развитыми странами показателей. [1]
Причины данного явления, как нам представляются, лежат с одной стороны в самом предпринимательском сообществе, а с другой, в общей экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране. Во-первых, довольно низок уровень инновационной активности бизнесменов. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев по мере ухода из бизнеса предпринимателей их места не занимают другие, то есть имеет место суженное воспроизводство предпринимательского слоя.
В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. [2]
По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.
Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4 %, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11 %. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. [1]
Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.
Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам — одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства. [2]
Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т. к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.
Таблица 1
Крупнейшие Регионы по объемам зарегистрированных ИП на 2015 год
№ |
Регион |
Количество |
1 |
Краснодарский край |
1760 |
2 |
Московская область |
1721 |
3 |
Москва |
1151 |
4 |
Ростовская область |
1143 |
5 |
Челябинская область |
1104 |
6 |
Санкт-Петербург |
992 |
7 |
Республика Татарстан |
897 |
8 |
Ставропольский край |
834 |
9 |
Красноярский край |
768 |
10 |
Новосибирская область |
745 |
Как видно на таблице среди всех регионов лидирующее место занимает Краснодарский край, на следующем месте находятся московская область и Москва, но в 2016 году ситуация изменилась, в условиях кризиса многие иностранные ИП прекратили свою деятельность, из-за нестабильности рубля и отсутствием инвестиций. [3]
В России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.
Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. [4] Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.
Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство. [4]
В сложившихся условиях необходимо:
− проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;
− разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;
− эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;
− установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.
Литература:
- Проблемы занятости в сфере малого бизнеса // Служба занятости. — 2007. — № 5. — C. 14–16.
- Российский статистический ежегодник 2000–2010 / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. — Режим доступа.
- Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.ht (дата обращения 29.05.2014).
- Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.05.2014).