Великая Отечественная война сыграла большую роль в жизни каждого человека в нашей стране. Появилось целое течение в литературе и искусстве, изображающее эту войну. Якутский героический эпос относится к жанру фольклора, который имеет очень устойчивую сюжетную схему и эпические каноны. В XIX–XX в. под влиянием письменной культуры начали появляться самозаписи олонхо и произведения в стиле олонхо. Именно во втором типе можно зафиксировать отражение Великой Отечественной войны. Многие олонхосуты участвовали в этой войне, были ветеранами тыла. Неудивительно, что якутские солдаты уподобляли немецких фашистов с чудовищами-абаасы из олонхо. Отождествляя себя богатырями-айыы, они боролись с противниками, в душе надеясь, что добро победит зло.
Одним из таких произведений является “Улуу буойуттар уон алта ини-биилэр”(“Великие воины — 16 братьев”) Е. С. Сидорова, студента Вилюйского педагогического училища, написанное в 1940-х гг. Е. С. Сидоров в последующем стал востоковедом и переводчиком олонхо на русский язык.
В начале поэмы пишется, что 16 богатырей-защитников жили в великой стране, которая достигает краев Украины, объединившись вокруг Уруус Боотура. Здесь описан СССР с 15 союзными республиками, а имя “Уруус Боотур” производно от слова “русский”. В традиционных олонхо в начальной части описывается эпическое время и место с использованием постоянных формул и клише. Богатырь вместе с сестрой спускается с Верхнего мира или рождается чудесным образом у престарелых родителей. Таким образом, видим, что введение сильно отличается от аутентичного эпоса.
Завязкой сюжета служит нападение богатыря абаасы Таас Даадар на 6 братьев, о чем слышит Уруус Боотур однажды утром, когда начинается буря. В якутских олонхо традиционно мотивировкой выезда богатыря является также нападение богатыря абаасы на жителей Среднего мира и его похищение девушки айыы в целях женитьбы, которая не согласована с ее родителями. Приезд богатыря абаасы сопровождается бурей и тучей, поэтому этот эпизод в целом похож на олонхо.
Уруус Боотур берет свое богатырское снаряжение и оружие и летит на запад. Он прилетает на месте, где идет война между богатырями айыы и абаасы в течение 27 дней (три девять). В произведении не описан богатырский конь, следовательно, богатырь сам умеет летать. Число 27 является сакральным у якутов, оно показывает, что битва была в течение многих дней. И вот в последний такой день на помощь прилетает Уруус Боотур и тем самым братья одерживают победу.
Богатырь абаасы проигрывает и открывает тюрьму, куда заточили их сестер и матерей. Освободившиеся люди возвращаются на родину. Уруус Боотур убивает богатыря Таас Даадар, закрутив его шею. Этот мотив схож с традиционным олонхо, когда людей освобождают из тюрьмы и отпускают на родину. Метод убийства противника немножко отличается от фольклорного.
16 братьев с победой возвращаются на родину и проживают великую жизнь. В олонхо победивший герой жениться и возвращается на родину и становится родоначальником ураангхай-саха. А здесь братья живут «великой жизнью», что была характерна для советской пропаганды того времени.
Таким образом, Великая Отечественная война как большое событие в жизни советских людей, в том числе якутов, нашла свое отражение и в произведениях по мотивам олонхо. Мифологическое противопоставление айыы (добро) и абаасы (зло) переместилось на советских людей и немецко-фашистких агрессоров. В олонхо богатырь айыы всегда побеждает абаасы, поэтому эта идея нравилась нашим соотечественникам и подпитывала их веру в победу.
Литература:
- Сидоров Е. С. Улуу буойуттар уон алта ини-биилэр // Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 120. Л. 1–5.