In this article, the development of society and technology necessity change and learning. This article is offered for advantage programmed methods and students. The effectiveness of teacher training activities of the various aspects on the basis of academic ways to enhance the ability of students.
Программированное обучение— это содержание образования,и, по пути восприятия этого содержания нужно реализовать обучение по предварительно составленной программе. Такая программа дает возможность обучаемым изучить общие пути обучения для получения знаний.
Учитель организует учебный процесс, контролирует и руководит им. Но, несмотря на это, нельзя назвать обучение полностью управляемым процессом. Так как управляемым обучением мы называем такое обучение, в котором шаг, проделанный учеником вперед, полностью контролируется учителем, и, в соответствии с усвоением пройденного материала даётся следующая тема. На практике традициционного ообучения в учебном процессе учитель не сможет проследить усвоение материала учеником и за его умственным развитием. Это считается основным недостатком современного традиционного обучения. Примерную информацию о степени восприятия материала учениками, обучающий может получить при устной или письменной форме ответа учеников. Обучающий организовывает проведение темпа урока как правило, равняясь на среднего ученика и при этом не учитывает особенности каждого обучаемого. Поэтому, исходя из этого, считаем, что учитель не может управлять процессом обучения, традиционное обучение не может быть управляемым процессом [1].
Действительно, если обучающий не осведомлён: усвоен или не усвоен материал обучаемыми, какие вопросы у них возникают, то он, не сможет оказать важную помощь для нуждающихся учеников.Значит, учебный процесс — вне зоны его управления. Ученик, не усвоивший предыдущую тему, не воспримет следующий материал. Так, учителю важно довести материал до всех учащихся без исключения, все они должны быть готовы к восприятию новой темы. Только тогда мы сможем дать ученикам глубокое и качественное знание, и, таким путём появится возможность предотвратить отставание учеников [2].
Путём превращения обучения на полностью управляемый процесс считается программированное обучение. Чтобы ярче представить отличие программированного обучения от традиционного, участники должны рассмотреть его как двусторонний процесс. Первое — обучает, даёт знания (учитель), второе — учится, получает знания (ученик). Они составляют два звена учебного процесса.
Говоря языком кибернетики, между этими двумя звеньями, возникают каналы прямой и обратной связи. По этим каналам между учителем и учеником передаётся взаимный обмен информациями. Учительобъясняет, доказывает, составляет, рассказывая чертит или рисует, показывает примеры, а ученик слушает, видит, старается понять и запомнить, думает, обобщает. Итак, по информации «канала прямой связи» информация даётся объекту, т. е. даётся учителем ученикам. Но, чтобы обучение стало управляемым процессом важна работа «канала обратной связи»: ученик повторяет услышанное и увиденное, решает задачу, составляет программу, учитель после ответа ученика ставит оценку. На основе «обратной информации» учитель убеждается насколько успешно продвигается ученик в учёбе, вводит соответствующие поправки и правильно планирует последующий учебный процесс.
Но, в связи с тем, что в каждом классе по 35–40 учеников, учитель не может бесперерывно получать от них информацию, опрашивать их, т. е. время канала»обратной связи» настаёт только временами и очень редко. В итоге, учитель не будет полностью знать особенности усвоения материала каждым учеником. Допустим, что ученик сделал ошибку, но её конкретная причина остаётся неизвестной.
Такие отрицательные стороны традиционного обучения в программированном обучении сокращаются. В некоторых случаях обучающие считают возможным проводить программированноеобучение только при помощи машин. Это неправильно. В действительности, программированное обучение осуществляется и при помощи, и без помощи машин, его суть состоит не в применении или неприменении машин, а в организации самого основного — обучения, обучаемый, не усвоив предыдущий материал, не сможет перейти к изучению следующего. Для этого учебный материал распределяется небольшими порциями (шаги, «дозы», «кадры»), которые расположены логической цепью. Учебный материал, составленный на таком принципе, можно назвать программой [3].
Прежде чем получать знания из последующих материалов, ученик, каким-то способом (правильным ответом на поставленный вопрос, решением задач и т. п.) должен доказать, что он усвоил данный материал. Таким образом он постоянно будет давать учителю информацию о себе, как он понимает и усваивает урок. В соответствии с качеством ответа учащегося (ответ правильный или ошибочный, если неправильный — в чём ошибка?) назначается следующий шаг обучения: переход ученика к следующему материалу, или повторить и понять пройденный материал, или пройденный материал выполняется при помощи учебной машины либо специально запрограммированным учебником. Поэтому, иногда запрограммированный учебник можно назвать «обучающей бумажной машиной».
Таким образом, обратная связь, исходящая от ученика к учителю, обеспечивает постоянный контроль учителя над каждым учеником. Значит, учебный процесс полностью превращается в управляемый процесс.
Основные принципы программированного обучения — несмотря на наличие технических средств обучения для повышения эффективности учебно-воспитательной работы, каждый учитель имеет возможность воспользоваться следующими принципами программированного обучения.
Во-первых, нужно со знанием подобрать учебный материал для учеников по теме урока. По каждой теме очень много интересных фактов для учеников. Выбор учебного материала: определить основные вопросы, которые составляли бы базу для дальнейшего развития обучения и особо уделить внимание на крепкое усвоение этих вопросов;
Во-вторых, с точки зрения науки и современной техники, важно исключить уже не очень-то значимые и устаревшиевопросы.
Чтобы учащиеся успели полностью усвоить, выбранный материал распределяется на рациональные дозы. (Воспринятую, логически законченную мысль, которая была усвоена во время сосредоточенности внимания, можно назвать дозой информации) [4].
Обычно учитель на уроке учебный материал, всю тему (параграф) объясняет, как бы повествуя. При этом ученики понимают и воспринимают рассказ учителя по-разному. Например, одни ученики не могут долгое время последовать за основной мыслью, которую хотел передать учитель, отвлекается чем-то, теряет логическую связь объясняемого материала, и в конце данный материал останется для него непонятным. А другие, из-за того, что пройденный материал в достаточной степени не был усвоен, не могут последовать за мыслью учителя, для них будет казаться урок неинтересным. В результате, в знании ученика возникает недостаток, которого можно будет исправить не так уж легко. В связи с этим, разделить учебный материал на дозы и верить в то, что он воспринимается учениками правильно — считается основой программированного обучения. Сначала даётся первая доза, вторая доза — только после удостоверения учителя о том, что ученик чётко понял пройденный материал, затем таким же путём последуют остальные последующие дозы. Не следует материал делить на слишком мелкие дозы — это приведет к нарушению цепи подачи объяснения, поэтому они не используются и при сложных материалах. Наоборот, если разделить материал на более крупные дозы — усложняется объяснение, контроль над знанием учеников. Поэтому правильное распределение материалов на дозы даёт возможность предотвратить такие недостатки, как, например, не ставить слабым ученикам слишком высокое требование, а сильным и способным ученикам — легкое требование.
Литература:
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. Пер. с англ.- М., 1972.
- Бекбоев И. Б. Инсанга багыттап окутуу технологиясынын теориялык жана практикалык маселелери. Бишкек 2015ж. № 3 с. 238–246
- Рубинштейн С. JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С. Л. Рубинштейн//Вопросы психологии. — 1960. № 3.С. 3–15.
- Левицкая Т. Е. Изучение гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников [Текст]:дис.... канд. психол. наук: 19.0.04 / Л. Т. Евгеньевна. — Томск, 2002. — 128 с.