Problems and prospects of the development of the payments are considered in article for use natural resource. Introduction of effective mechanisms for removal of charges for the use of natural resources can provide an extra annual revenue that will direct additional revenue to stimulate investment activity to fulfill the social obligations of the state to its citizens to fund many social programs.
Key words: nature, the economic potential of the subsoil, tax payments, taxation of natural resources, mining enterprise
Экономический потенциал недр Кыргызстана относительно к экономике страны и её небольшой численности населения весьма высок. Освоение минеральных ресурсов является необходимым условием для успешного развития экономики Кыргызской республики, а для отдаленных высокогорных районов — по существу единственно возможный путь повышения социального благосостояния.
Динамичное развитие горнодобывающей отрасли является приоритетной задачей Кыргызстана, вместе с энергетикой она может стать основой экономического подъёма и интеграции республики в региональную и мировую экономическую систему. По подсчетам международных финансовых организаций горнодобывающая отрасль Кыргызстана ежегодно может приносить доход в размере более 1 млрд. долларов США и стать локомотивом всей экономики республики.
Республика обладает значительным потенциалом по многим полезным ископаемым. Ведущими для нее являются золото, ртуть, сурьма, редкие земли, олово, вольфрам, уголь, нерудное сырье, подземные воды. Есть перспектива организации добычи железа, титана ванадия, алюминия, меди, молибдена, бериллия. Не исключена промышленная значимость кобальта, циркония, лития, цветных камней.
Макроэкономические показатели, характеризующие горнодобывающий сектор Кыргызской республики, за последние годы существенно возросли. Более половины промышленного производства формируется за счет предприятий горнодобывающего сектора.
Таблица 1
Добывающая отрасль вэкономике Кыргызской республики 2014 год[5]
|
2013 |
2014 |
Доля ВВП |
10,1 % |
8,4 % |
Доля в объеме промышленного производства |
54,3 % |
53,9 % |
Доля в общем объеме экспорта |
47,1 % |
50 % |
Доля в общих налоговых и таможенных поступлениях |
16,6 % |
17,2 % |
По данным отчета ИПДО (Инициатива Прозрачности Добывающих Отраслей) добыча полезных ископаемых является ключевой составляющей промышленного комплекса Кыргызской Республики. Вклад отрасли в ВВП страны в 2013–2014 гг. составлял 10,1 % и 8,4 % соответственно. При этом добывающая отрасль составляла в 2013–2014 гг. более половины промышленного производства Кыргызской Республики (54,3 % и 53,9 % соответственно). Добывающая отрасль обеспечивает около половины экспортных доходов КР. Так, в 2013 году доля добывающей отрасли в общем экспорте составляла 47,1 %. Основным экспортным продуктом добывающей отрасли КР является золото. Среди других полезных ископаемых существенными были объемы экспорта угля.
Добывающая отрасль является важным источником пополнения государственного бюджета КР. При этом доля отрасли в суммарных налоговых отчислениях составляла в 2014 г. 17,2 %, а в 2013 г. — 16,6 %. Позитивная динамика указанных показателей свидетельствует о том, что роль отрасли в пополнении государственного бюджета растет, как в денежном, так и процентном измерениях.
Наибольший интерес представляют многочисленные месторождения золота, которые приобрели экономическое значение в результате стремительного роста мировых цен. Кыргызстан обладает глубокими горными традициями, которые постепенно угасают. История промышленного горного производства начинается в конце XIX века. На местах горных разработок возникло около полутора десятков городов и рабочих поселков. В советское время Кыргызстан обладал развитой горнодобывающей отраслью, в которой трудилось более 50 тыс. человек. На разведке и поиске полезных ископаемых было занято еще 12 тыс. работников. В настоящее время в отрасли трудятся оценочно около 16 тыс. человек, из них непосредственно на производстве 13 тыс. человек [1].
Горнометаллургический комплекс Кыргызстана помимо добычи золота включает в себя добычу угля, ртути, олова, переработку сурьмы, железа, редких металлов, цветных руд, добычу сырья и производство стройматериалов, отбор подземных и минеральных вод.
Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. За период 2014–2015 гг. по налогу на валовой доход от Кумтор поступило 5873,8 млн. сом при прогнозе 5515,0 млн. сом или 106,5 %, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 1249,5 млн. сом или на 27,0 %. Доля данного налога к ВВП составила 1,4 % и по сравнению с прошлогодним периодом увеличилась 0,02 %.
Таблица 2
Сравнительная таблица по налоговым поступлениям вгосударственный бюджет за 2014–2015гг. (млн. сом) [5]
Наименование доходов |
Факт 2014г. |
Уд. вес кВВП |
Факт 2015г. |
Уд. вес кВВП |
Темп роста |
ВВП |
397277,1 |
|
423635,5 |
|
|
Налоговые поступления |
82639,1 |
20,8 |
84655,2 |
20,0 |
102,4 |
Подоходный налог с физических лиц-резидентов КР |
7133,4 |
1,8 |
7802,4 |
1,8 |
109,4 |
Налог на прибыль |
4300,3 |
1,1 |
4111,1 |
1,0 |
95,6 |
НДС |
32663,4 |
8,2 |
33220,8 |
7,8 |
101,7 |
Акцизный налог |
6334,4 |
1,6 |
7756,9 |
1,8 |
122,5 |
Налоги за пользование недрами |
749,6 |
0,2 |
2421,1 |
0,6 |
323,0 |
Земельный налог |
920,0 |
0,2 |
953,9 |
0,2 |
103,7 |
Таможенные платежи |
13771,1 |
3,3 |
9684,3 |
2,3 |
70,3 |
Налог на валовой доход от Кумтор |
4624,3 |
1,2 |
5873,8 |
1,4 |
127,0 |
Неналоговые поступления |
26780,5 |
6,7 |
34328,1 |
8,1 |
128,2 |
Добыча полезных ископаемых является ключевой составляющей промышленного комплекса Кыргызской Республики. Вклад отрасли в ВВП страны в 2013–2014 гг. составлял 10,1 % и 8,4 % соответственно. При этом добывающая отрасль составляла в 2013–2014 гг. более половины промышленного производства Кыргызской Республики (54,3 % и 53,9 % соответственно).
Появление горнодобывающего предприятия в сельской местности неизбежно связано с определенными социально-экономическими последствиями. По своему характеру они неоднозначны: наряду с негативными последствиями, связанными с отчуждением земель, некоторым ухудшением экологической ситуации, отрицательно влияющим на здоровье местных жителей, появляются новые социально-экономические возможности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест, улучшением инфраструктуры и т. п.
Однако, необходимо учитывать, что и эти мероприятия приводят к новым социально-экологическим последствиям. Вследствие изменения жизненного уклада сообщества, появляется новый тип хозяйствования и требуется учитывать, что после закрытия предприятия для жителей должна остаться возможность вернуться к прежнему укладу и развивать земледелие и скотоводство на своей территории.
Горнодобывающие предприятия в рамках корпоративной ответственности должны проводить мероприятия по смягчению таких последствий (поднятие уровня продуктивности пастбищ, восстановление сельскохозяйственных земель, восстановление пойменных лесов и др.). При этом именно подобные программы обеспечивают устойчивое социально-экологоэкономическое развитие сообщества. При проектировании освоения новых месторождений должен описываться этап ликвидации производство с учетом указанных факторов [3].
В процессе природопользования недостаточно четко установлена гражданская, уголовная и административная ответственность за причинение вреда экосистемам. Предусмотренные существующим законодательством санкции за нарушение установленных требований по охране окружающей среды несоразмерны наносимому ущербу.
Кроме того, слабо внедряются современные передовые технологии и методы ведения горных работ, рациональное использование энергетических и природных ресурсов, экологически безопасная утилизация отходов и их вторичное использование, законодательно не предусмотрено поощрение данных практик [2].
Существующая практика показывает, что действующая система охраны окружающей среды, основанная на уплате штрафных санкций, не эффективна и, по сути, не является охраной окружающей среды. Необходимо изучить возможность применения нового подхода к охране окружающей среды, основанного на компенсационном восстановлении естественных экосистем, приведении нарушенных систем в «надлежащее состояние», закрепление данного механизма на правовом уровне, а также применении передовых технологий и методов ведения горных работ.
Последнее десятилетие в Кыргызстане отмечено растущим числом социальных конфликтов между местным населением и компаниями, ведущими поиск, разведку и разработку полезных ископаемых. Конфликты имеют тенденцию к количественному росту и на сегодня охватили практически все регионы Кыргызстана. Конфликты принимают организованный характер и нередко сопровождаются насильственными действиями [3]. Основные причинами возникновения конфликтов являются убежденность местных сообществ, что разработка месторождений негативно влияет на здоровье населения, недоверие к деятельности горнодобывающих компаний и к государственным органам. Местное население считает, что государственные органы выдают лицензии и разрешения компаниям коррупционными путями, доходы, получаемые от горнодобывающей отрасли, распределяются непрозрачно и, тем самым, несправедливо.
На сегодня в разработке малых месторождений в Кыргызстане задействовано приблизительно до 3000 человек, однако точные цифры отсутствуют, так как данная деятельность ведется, в основном, в неформальном секторе экономики. Для стимулирования развития малого горного предпринимательства необходимо придать ему правовой статус всему. Развитие малого горного предпринимательства может внести существенный вклад в развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане, чья доля в ВВП в 2012 году составила 43 %. Следует отметить и негативные последствия развития малого горного предпринимательства, выражающиеся в пренебрежении к соблюдению охраны труда и экологической безопасности.
В мире количество занятых в сфере малого горного предпринимательства достигает 20–30 миллионов человек в 80 странах мира. Вклад малого горного предпринимательства оценивается в 15 -20 % от общего объема добываемых в мире полезных ископаемых, из которых благодаря разработке малых месторождений добывается около 80 % всех добываемых в мире сапфиров, 20 % золота и 20 % алмазов.
В Монголии ежегодные доходы от разработки малых месторождений оцениваются примерно в 505 миллионов долларов США. В Перу более чем 100 тысяч старателей, на долю которых приходится около 30 % от общего объема производства золота в стране, а в Гане индивидуальные старатели добывают 60 % — 70 % от общего количества добытого алмаза в стране.
Опыт ряда стран показывает, что стимулирование развития малого горного предпринимательства ведет к росту занятости, особенно в сельской местности, уменьшению неформального сектора в горной добыче, повышению доходов населения и государства.
В системе недропользования используются и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений. Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей КР нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями [4].
Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.
Литература:
- Среднесрочная и долгосрочная стратегия развития горнодобывающей промышленности Кыргызской Республики. Бишкек. 2014.
- Уметов Э. Будущее экономики Кыргызстана кроется в кыргызских горах. — Бишкек, 2011.
- Факторы негативного (неприязненного) отношения местного населения к инвесторам, разработчикам месторождений полезных ископаемых, взаимоотношения недропользователей и местных сообществ. Национальный институт стратегических исследований КР. 2013.
- Москаленко А. П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Уч. пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
- http://sti.gov.kg/ Сайт ГНС при ПКР
- http://www.geo.gov.kg/