Уровень технологического развития страны определяется качеством ее научно-исследовательской базы и степенью вовлеченности в международное научно-техническое пространство. В условиях глобализации интенсификация научных связей, мобильность научных и академических кадров, интеграция в международный технологический обмен становится приоритетным направлением развития страны и условием перехода к новому технологическому укладу. В настоящее время национальные университеты являются одним из основных каналов трансфера знаний и технологий, а также инструментом производства научных кадров для технологий будущего, что создает предпосылки для поиска новых форм и механизмов международной научно-технической кооперации и выработки «Дорожной карты развития науки» современной России с целью повышения степени ее участия в мировом научно-техническом пространстве и технологическом обмене, влияющем на уровень конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики и ее вклада в решение глобальных проблем.
Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, мониторинг, мировое научно-техническое пространство
Усиление процессов глобализации и расширения международных научно-технических и академических связей в XXI веке оказывает существенное содействие интернационализации научной деятельности и изменению роли международного научно-технического сотрудничества (МНТС) в системе международных экономических отношений как фактора технологического развития страны. В настоящее время развитие национального научного комплекса определяется степенью его участия в международном научно-техническом обмене, оказывая влияние на конкурентоспособность экономики и ее место в мире.
В приведенных ниже данных по расходам на НИОКР (см. таблицу 1) видна статистика инвестирования различных стран в развитие национальных научных комплексов, при этом отчетливо видно, что страны Евросоюза и США начинают постепенно уступать свои позиции динамичным азиатским экономикам, формируя многополярный мир исследований и инноваций.
Таблица 1
Валовые расходы ведущих стран на НИОКР
|
в текущих ценах по ППС (млн.долл. США) |
в % к ВВП |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Австралия |
20 956 |
н/о |
23084 |
н/о |
2,12 |
н/о |
2,11 |
н/о |
Канада |
25674,6 |
26279 |
26303,8 |
25813,6 |
1,8 |
1,79 |
1,69 |
1,61 |
Финляндия |
7892 |
7486,2 |
7321,7 |
7050,8 |
3,64 |
3,42 |
3,29 |
3,17 |
Франция |
53428,4 |
54829,9 |
57986,8 |
58750,3 |
2,19 |
2,23 |
2,24 |
2,26 |
Германия |
96369,6 |
100697,1 |
102573 |
10887,2 |
2,8 |
2,87 |
2,83 |
2,9 |
Израиль |
9523,4 |
10448,8 |
10998,9 |
11376,5 |
4,01 |
4,13 |
4,09 |
4,11 |
Италия |
25769,3 |
27164,4 |
28128,1 |
27744,4 |
1,21 |
1,27 |
1,31 |
1,29 |
Япония |
148389,2 |
152325,6 |
162347,2 |
166861,3 |
3,38 |
3,34 |
3,48 |
3,59 |
Ю.Корея |
58379,7 |
64862,5 |
68051,5 |
72266,8 |
3,74 |
4,03 |
4,15 |
4,29 |
Мексика |
8058,5 |
8574 |
10053,4 |
11682,7 |
0,43 |
0,43 |
0,5 |
0,54 |
Нидерланды |
14736,6 |
15093,7 |
15781,3 |
16291,1 |
1,9 |
1,94 |
1,96 |
2 |
Испания |
20149,1 |
19361,2 |
19318,4 |
19245,9 |
1,33 |
1,28 |
1,26 |
1,23 |
Швеция |
13419,7 |
13879,5 |
14304,1 |
13882,8 |
3,25 |
3,28 |
3,31 |
3,16 |
Турция |
11245,5 |
12731,4 |
13713,5 |
15132,3 |
0,86 |
0,92 |
0,94 |
1,01 |
Великобритания |
39132,6 |
38811,9 |
41743,4 |
44174,1 |
1,69 |
1,62 |
1,66 |
1,7 |
США |
428745 |
436078 |
456977 |
485390 |
2,76 |
2,7 |
2,74 |
2,78 |
ЕС 28 стран |
328709,3 |
340821,3 |
354012,1 |
365775,4 |
1,88 |
1,92 |
1,93 |
1,95 |
Всего ОЭСР-страны |
1056276,7 |
1091447 |
1144917,2 |
1181495,1 |
2,33 |
2,34 |
2,37 |
2,38 |
Аргентина |
4655,2 |
5454,1 |
5785 |
5700,9 |
0,54 |
0,61 |
0,61 |
0,61 |
Китай |
247808,3 |
292062,9 |
333521,6 |
368731,6 |
1,79 |
1,93 |
2,01 |
2,05 |
Россия |
35192,1 |
37911,5 |
36614,1 |
39863 |
1,09 |
1,13 |
1,13 |
1,19 |
Сингапур |
8359,7 |
8204,7 |
8726,4 |
10054,8 |
2,15 |
2 |
2 |
2,2 |
ЮАР |
4652,2 |
4824,2 |
н/о |
н/о |
0,73 |
0,73 |
н/о |
н/о |
Тайвань |
27422,7 |
29055,1 |
30722,4 |
32440,4 |
2,9 |
2,95 |
3 |
3 |
[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.- P.22–23. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en]
Тенденция развития мирового научно-технического пространства и интеграция научно-исследовательских разработок нацелены на прирост мирового знания и решение проблем глобального масштаба.
В свою очередь укрепление международных научных связей между национальными университетами становится одним из эффективных каналов взаимодействия стран на двусторонней и многосторонней основах, а также важнейшим фактором общественного развития.
Анализ мировой структуры валовых расходов на НИОКР (см. таблицу 2) демонстрирует доминирование расходов предпринимательского сектора, что связано с прикладным характером спроса на новые технологии. Однако статистика расходов сектора высшего образования в общей структуре расходов является не менее значимой (в среднем 20 % по выборке стран), что подтверждает важность исследования форм и механизмов МНТС на уровне национальных университетов как одного из ключевых каналов трансфера знаний и инновационно-технологического развития.
Таблица 2
Структура валовых расходов на НИОКР ведущих стран, в %
|
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||
Предпри- |
Сектор высшего образо- |
Государ- |
Частный неком- |
Предпри- |
Сектор высшего образо- |
Государ- |
Частный неком- |
Предпри- |
Сектор высшего образо- |
Государ- |
Частный неком- |
|
Австралия |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
56,3 |
29,6 |
11,2 |
2,84 |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
Канада |
51,1 |
39,6 |
8,9 |
0,46 |
50,1 |
39,8 |
9,6 |
0,49 |
49,9 |
40,4 |
9,2 |
0,5 |
Финляндия |
68,7 |
21,4 |
9 |
0,68 |
68,9 |
21,5 |
8,9 |
0,71 |
67,7 |
22,9 |
8,6 |
0,77 |
Франция |
64,6 |
20,8 |
13,2 |
1,44 |
64,7 |
20,8 |
13 |
1,47 |
64,8 |
20,6 |
13,1 |
1,53 |
Германия |
68 |
17,7 |
14,3 |
0 |
67,2 |
17,9 |
14,9 |
0 |
67,5 |
17,7 |
14,8 |
0 |
Израиль |
84,1 |
12,8 |
2 |
1,1 |
84,3 |
12,7 |
1,9 |
1,12 |
84,5 |
12,5 |
1,9 |
1,1 |
Италия |
54,2 |
28 |
14,8 |
2,96 |
54,7 |
28,3 |
14 |
2,99 |
55,7 |
26,9 |
14,5 |
2,94 |
Япония |
76,6 |
13,4 |
8,6 |
1,4 |
76,1 |
13,5 |
9,2 |
1,28 |
77,8 |
12,6 |
8,3 |
1,34 |
Ю.Корея |
77,9 |
9,5 |
11,3 |
1,28 |
78,5 |
9,2 |
10,9 |
1,33 |
78,2 |
9 |
11,2 |
1,52 |
Нидерланды |
56,6 |
31,6 |
11,8 |
0 |
55,7 |
32,1 |
12,2 |
0 |
56 |
32,1 |
11,9 |
0 |
Испания |
53 |
27,7 |
19,1 |
0,19 |
53,1 |
28 |
18,7 |
0,17 |
52,9 |
28,1 |
18,8 |
0,17 |
Швеция |
67,8 |
27,1 |
4,8 |
0,29 |
68,9 |
27,1 |
3,7 |
0,22 |
67 |
29 |
3,7 |
0,24 |
Турция |
45,1 |
43,9 |
11 |
0 |
47,5 |
42,1 |
10,4 |
0 |
49,8 |
40,5 |
9,7 |
0 |
Великобритания |
63,3 |
26,7 |
8 |
1,91 |
63,9 |
26,4 |
7,9 |
1,79 |
64,4 |
26,1 |
7,8 |
1,71 |
США |
69,3 |
14,5 |
12 |
4,18 |
70,6 |
14,2 |
11,2 |
4,1 |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
ЕС 28 стран |
62,8 |
23,5 |
12,7 |
1,04 |
62,8 |
23,5 |
12,7 |
0,95 |
63,2 |
23,2 |
12,6 |
0,95 |
ВСЕГО ОЭСР-страны |
67,3 |
18,4 |
11,5 |
2,42 |
68,1 |
18,3 |
11,3 |
2,33 |
68,5 |
17,9 |
11,2 |
2,37 |
Аргентина |
25,3 |
29,6 |
43,4 |
1,68 |
24,2 |
29,1 |
45 |
1,67 |
20,1 |
30,5 |
47,7 |
1,75 |
Китай |
76,2 |
7,6 |
16,3 |
0 |
76,6 |
7,2 |
16,2 |
0 |
77,3 |
6,9 |
15,8 |
0 |
Россия |
58,3 |
9,3 |
32,2 |
0,18 |
60,6 |
9 |
30,3 |
0,13 |
59,6 |
9,8 |
30,5 |
0,13 |
Сингапур |
60,9 |
29 |
10 |
0 |
59,4 |
29,2 |
11,3 |
0 |
61,2 |
27,4 |
11,4 |
0 |
ЮАР |
44,3 |
30,7 |
22,9 |
2,11 |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
Тайвань |
74,3 |
11,3 |
14,1 |
0,3 |
75,7 |
10,7 |
13,3 |
0,32 |
77,2 |
10 |
12,6 |
0,33 |
[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.- P.68–70. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en]
По мере усиления интеграции национальных университетов в мировое инновационное и научно-технологическое пространство происходит повышение их конкурентоспособности, коммерциализации знаний и технологий, качества знаний и квалификации научного персонала, появление новых форм МНТС, упрочнение связей между наукой и образованием, что в совокупности способствует технологическому развитию стран, промышленному росту и структурным преобразованиям экономики за счет привнесения новых знаний.
Статистика занятости исследователей в секторе высшего образования демонстрирует разную степень вовлеченности по группам стран (см. таблицу 3). Например, ведущие европейские страны обладают большей представительностью академической среды в общей структуре исследователей в стране (в Финляндии-32,3 %, во Франции и Германии — 27,2 % и 28,5 %, соответственно, Испания- 47,1 %, Великобритания — 57,9 % по данным ОЭСР за 2014 г.). Напротив, вовлеченность исследователей сектора высшего образования ведущих азиатских стран в научные разработки демонстрирует существенно меньшую представительность (Китай-18,5 %, Тайвань-21,4 %, Япония-20,1 %, Ю.Корея — 12,1 % по данным ОЭСР за 2014 г.).
Следовательно, одним из выводов может быть тезис о том, что азиатские страны более вовлечены в прикладные научно-технические разработки, основным потребителем которых является предпринимательский сектор, в то время как, европейские исследования более ориентируются на фундаментальный характер. Соответственно, для российских университетов может оказаться больше возможностей и потенциала для налаживания научно-технических связей по академическому направлению с европейскими университетами, в то время как с азиатскими странами можно выстраивать научно-технические отношения с привлечением организаций и исследователей предпринимательского сектора.
Таблица 3
Исследователи сектора высшего образования (полная занятость) ведущих стран
|
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Численность исследователей, чел. |
Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общему уровню исследователей (в %) |
Численность исследователей, чел. |
Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общему уровню исследователей (в %) |
Численность исследователей, чел. |
Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общенациональному уровню (в %) |
|
Канада |
57510 |
35,6 |
60270 |
37,9 |
н/о |
н/о |
Финляндия |
12368 |
30,6 |
12056 |
30,8 |
12381 |
32,3 |
Франция |
71890 |
27,8 |
72749 |
27,3 |
73393 |
27,2 |
Германия |
97199 |
27,6 |
99123 |
28 |
100200 |
28,5 |
Израиль |
9433 |
14,9 |
9614 |
н/о |
н/о |
н/о |
Италия |
45223 |
40,9 |
47526 |
40,9 |
48203 |
40,2 |
Япония |
125890 |
19,5 |
136593 |
20,7 |
137586 |
20,1 |
Ю.Корея |
43826 |
13,9 |
41784 |
13 |
41938 |
12,1 |
Нидерланды |
20990 |
28,7 |
21216 |
27,7 |
21921 |
28,8 |
Испания |
59775 |
47,1 |
57641 |
46,8 |
57156 |
46,8 |
Швеция |
16561 |
33,6 |
18401 |
28,7 |
19616 |
29,4 |
Турция |
40801 |
49,7 |
42574 |
47,8 |
41269 |
46 |
Великобритания |
153755 |
60 |
158445 |
59,2 |
158491 |
57,9 |
ЕС 28 стран |
661972 |
39,4 |
675972 |
39 |
681542 |
38,8 |
Аргентина |
23332 |
46,2 |
23220 |
45,7 |
23153 |
44,8 |
Китай |
262052 |
18,7 |
272683 |
18,4 |
282304 |
18,5 |
Россия |
87259 |
19,7 |
89085 |
20,2 |
91501 |
20,6 |
Сингапур |
15096 |
44,2 |
15853 |
44 |
16195 |
44,2 |
ЮАР |
13744 |
64,3 |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
Тайвань |
32588 |
23,3 |
31712 |
22,5 |
30621 |
21,4 |
Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.-P.68–70. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en.
Кроме этого, статистика расходов сектора высшего образования на НИОКР показывает порядок расходов ведущих стран и финансирования научных разработок университетов, а, следовательно, политику их стимулирования (см. таблицу 4). Согласно приведенным данным видно, что российские университеты явно недофинансированы по сравнению с ведущими мировыми странами (Россия — 0,12 % от ВВП, в Германии и Франции — 0,51 % и 0,46 % соответственно). Анализ данных приводит к выводу о необходимости для российских университетов поиска дополнительных источников международного финансирования в виде привлечения зарубежных контрактов на проведение НИОКР, зарубежных грантов, а, следовательно, создает прямые предпосылки для интенсификации международных связей со странами с наибольшим финансированием сектора высшего образования для получения доступа к научным достижениям, технологиям и дорогостоящего оборудования и лабораториям.
Таблица 4
Показатели расходов сектора высшего образования на НИОКР ведущих стран
|
в текущих ценах по ППС (млн. долл. США) |
в % к ВВП |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Австралия |
5880,00 |
6239,60 |
6840,50 |
н/о |
0,60 |
0,63 |
0,63 |
н/о |
Канада |
9542,70 |
10407,30 |
10460,80 |
10430,90 |
0,67 |
0,71 |
0,67 |
0,65 |
Финляндия |
1577,40 |
1615,90 |
1575,30 |
1612,70 |
0.73 |
0,74 |
0,71 |
0,73 |
Франция |
11191,50 |
11420,20 |
12077,30 |
12099,70 |
0,46 |
0,46 |
0,47 |
0,46 |
Германия |
17238,30 |
17794,40 |
18399,30 |
19239,10 |
0,50 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
Израиль |
1230,00 |
1337,70 |
1397,00 |
1427,50 |
0,52 |
0,53 |
0,52 |
0,52 |
Италия |
7374,40 |
7615,40 |
7960,20 |
7466,20 |
0,35 |
0,36 |
0,37 |
0,35 |
Япония |
19603,50 |
20344,90 |
21861,40 |
20988,00 |
0,45 |
0,45 |
0,47 |
0,45 |
Ю.Корея |
5890,40 |
6172,70 |
6289,00 |
6539,00 |
0,38 |
0,38 |
0,38 |
0,39 |
Нидерланды |
4810,70 |
4768,90 |
5066,90 |
5233,40 |
0,62 |
0,61 |
0,63 |
0,64 |
Испания |
5685,00 |
5371,90 |
5415,30 |
5413,40 |
0,37 |
0,36 |
0,35 |
0,35 |
Швеция |
3529,40 |
3763,60 |
3882,70 |
4021,90 |
0,85 |
0,89 |
0,90 |
0,92 |
Турция |
5114,90 |
5588,90 |
5771,90 |
6133,30 |
0,39 |
0,40 |
0,40 |
0,41 |
Великобритания |
10185,70 |
10364,10 |
11027,90 |
11542,40 |
0,44 |
0,43 |
0,44 |
0,44 |
США |
62446,00 |
63284,00 |
64680,00 |
н/о |
0,40 |
0,39 |
0.39 |
н/о |
ЕС 28 стран |
77540,00 |
79930,90 |
83337,10 |
85027,20 |
0,44 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
ВСЕГО ОЭСР-страны |
194338,50 |
201271,20 |
209515,40 |
211559,60 |
0,43 |
0,43 |
0,43 |
0,43 |
Аргентина |
1405,70 |
1616,70 |
1685,50 |
1737,00 |
0,16 |
0,18 |
0,18 |
0,19 |
Китай |
19650,40 |
22136,60 |
24119,40 |
25444,40 |
0,14 |
0,15 |
0,15 |
0,14 |
Россия |
3178,60 |
3523,70 |
3297,40 |
3898,70 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,12 |
Сингапур |
2314,30 |
2383,40 |
2551,50 |
2757,90 |
0,60 |
0,58 |
0,58 |
0,60 |
ЮАР |
1384,40 |
1482,00 |
н/о |
н/о |
0,22 |
0,22 |
н/о |
н/о |
Тайвань |
3241,00 |
3277,30 |
3288,60 |
3229,40 |
0,34 |
0,33 |
0,32 |
0,30 |
[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.-P.64–68. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en.]
В этом аспекте организация мониторинга на государственном уровне и комплексное формирование базы информационных данных о ведущейся научно-технологической деятельности российских университетов необходима для выработки эффективных мер государственной политики по повышению международной научно-технической деятельности российских исследовательских университетов и ее координации, созданию новых механизмов в области научно-технического и академического обмена, распространению информации о полученных результатах и взаимодействию на условиях достижения взаимовыгодных результатов.
Для дальнейшего рассмотрения сути вопроса, необходимо определить понятие МНТС, его сущность и сферы взаимодействия, а также исследуемые показатели научно-технической деятельности.
На сегодняшний день не существует единого определения МНТС. По мнению авторов МНТС представляет собой комплекс совместных мероприятий, работ, отношений или форм участия между сторонами в различных областях науки и техники с целью стимулирования развития научных знаний, получения результата или технологии, создания продукта или его усовершенствование.
Международное сотрудничество между университетами направлено на совместное решение возникающих научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом и на подготовку квалифицированных кадров. В интересах повышения инновационного потенциала страны необходимо наращивать международное сотрудничество среди университетов по стратегическим направлениям с целью получения доступа к мировым исследовательским ресурсам, инновационным технологиям и знаниям, привлечению ведущих зарубежных специалистов, использование наилучших зарубежных практик в образовательных подходах для подготовки специалистов опережающего развития при переходе к новому технологическому укладу.
Таким образом, система МНТС включает следующие сферы взаимодействия:
– формирование международных научных связей и отношений с целью дальнейшего совместного решения теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки;
– налаживание международных технических и технологических связей;
– повышение уровня подготовки научно-технических кадров и специалистов;
– проведение международных мероприятий по содействию реализации отдельных работ и технологических процессов;
– обеспечение безопасного использования научно-технического прогресса;
– обеспечение распространения информации о результатах;
– повышение экологической и технологической безопасности и эффективного использования ресурсов [7, С.22–30].
Сотрудничество между университетами основывается на принципах взаимности и выгодности. Стоит, однако, заметить, что не всегда на взаимовыгодных началах. Тем не менее, демонстрируется ожидание каждой из сторон последующего улучшения своего положения в результате взаимодействия и взаимной координации политики каждого университета.
Кроме того, деятельность МНТС попадает под нормы, регулируемые международным правом, и строится на основных его принципах, отраженных в международных соглашениях:
– свободы научных исследований и разработок;
– сотрудничества для использования научных достижений;
– научно-технического содействия;
– разделения сфер научных исследований;
– равного доступа к научно-техническим результатам, международному обмену информацией;
– взаимности.
Источниками норм и принципов МНТС выступают:
– международный договор, соглашение или меморандум о научно-технической кооперации и прописанных в них форм сотрудничества, в т. ч. межправительственные соглашения или договоры между международными организациями и отдельными партнерами, включающие МНТС;
– программы МНТС, представляющие собой международные договоры, протоколы, соглашения, являющиеся достаточно новой формой МНТС;
– нормы и порядок научно-технических отношений, в том числе, использование результатов и планирование мероприятий, сформулированные в программах МНТС. [2, c.444.]
В интересах реализации целей МНТС университеты России имеют право вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными лицами на работу, как в России, так и за пределами ее территории.
Исходя из классификации типов договоров, отражающих совместное участие в международной научно-технической деятельности, можно отметить:
– генеральное соглашение (меморандум), определяющее программу сотрудничества на долгосрочный период; договор на выполнение НИОКР;
– договор купли-продажи, в т. ч. на продажу патентов и научно-технической продукции; лицензионный договор на пользование научными результатами и ноу-хау;
– договор на оказание услуг, в т. ч. консультаций, обучения;
– соглашение о совместной научно-технической деятельности, в т. ч. создание совместного малого инновационного предприятия, международного консорциума, научных центров и лабораторий. [7,c.28]
Вовлеченность университета в общее исследовательское пространство и формирование общего рынка технологий, знаний, идей, исследований, инноваций и квалифицированных специалистов в системе МНТС позволяет решать и реализовывать крупномасштабные научно-исследовательские задачи и прикладные проекты в рамках транснациональных научных партнерств и форм сотрудничества, в том числе за счет усиления конкуренции.
В настоящее время в интересах целей формирования единого инновационного и исследовательского пространства создаются различные программы сотрудничества, такие как европейские рамочные программы, федеральные целевые программы (включая мероприятия по поддержке международной кооперации), формирование единого исследовательского пространства в рамках Евразийского экономического союза с общим финансированием, свободным перемещением трудовых ресурсов, что способствует сближению целей сотрудничества и интенсификации международных контактов.
Степенью интеграции в МНТС как результат взаимодействия также может служить показатель цитируемости и количество совместных опубликованных научных документов (см. таблицу 5).
Таблица 5
Результативность научной деятельности стран, 2015 г.
Место рейтинга |
Страна |
Опубликовано документов |
Пригодные к цитированию документов |
Количество цитирований |
Количество само-цитирований |
Количество цитирований на 1 документ |
Индекс Хирша |
1 |
США |
9360233 |
8456050 |
202750565 |
94596521 |
21.66 |
1783 |
2 |
Китай |
4076414 |
4017123 |
24175067 |
13297607 |
5.93 |
563 |
3 |
Великобритания |
2624530 |
2272675 |
50790508 |
11763338 |
19.35 |
1099 |
4 |
Германия |
2365108 |
2207765 |
40951616 |
10294248 |
17.31 |
961 |
5 |
Япония |
2212636 |
2133326 |
30436114 |
8352578 |
13.76 |
797 |
6 |
Франция |
1684479 |
1582197 |
28329815 |
6194966 |
16.82 |
878 |
7 |
Канада |
1339471 |
1227622 |
25677205 |
4699514 |
19.17 |
862 |
8 |
Италия |
1318466 |
1217804 |
20893655 |
4825002 |
15.85 |
766 |
9 |
Индия |
1140717 |
1072927 |
8458373 |
2906102 |
7.42 |
426 |
10 |
Испания |
1045796 |
966710 |
14811902 |
3510196 |
14.16 |
648 |
11 |
Австралия |
995114 |
894315 |
16321650 |
3464749 |
16.40 |
709 |
12 |
Ю.Корея |
824839 |
801077 |
8482515 |
1801111 |
10.28 |
476 |
13 |
Россия |
770491 |
755186 |
4907109 |
1474887 |
6.37 |
421 |
14 |
Нидерланды |
746289 |
682627 |
16594528 |
2639487 |
22.24 |
752 |
15 |
Бразилия |
669280 |
639527 |
5998898 |
2007696 |
8.96 |
412 |
16 |
Швейцария |
541846 |
501917 |
12592003 |
1652258 |
23.24 |
744 |
17 |
Тайвань |
532534 |
516171 |
5622744 |
1208385 |
10.56 |
363 |
18 |
Швеция |
503889 |
471036 |
10832336 |
1631188 |
21.50 |
666 |
19 |
Польша |
475693 |
460979 |
4083631 |
1044070 |
8.58 |
401 |
20 |
Турция |
434806 |
407064 |
3509424 |
854126 |
8.07 |
296 |
21 |
Бельгия |
407993 |
378807 |
7801077 |
1076566 |
19.12 |
593 |
22 |
Иран |
333474 |
323299 |
1954324 |
729365 |
5.86 |
199 |
23 |
Израиль |
295747 |
274748 |
5826878 |
775709 |
19.70 |
536 |
24 |
Австрия |
295668 |
273467 |
5052810 |
663061 |
17.09 |
487 |
25 |
Дания |
290994 |
269364 |
6405076 |
891841 |
22.01 |
558 |
26 |
Финляндия |
257159 |
242853 |
4940153 |
749075 |
19.21 |
479 |
29 |
Мексика |
232828 |
221611 |
2305554 |
469296 |
9.90 |
316 |
32 |
Сингапур |
215553 |
202089 |
3135524 |
389066 |
14.55 |
392 |
34 |
ЮАР |
188104 |
172424 |
2125927 |
454537 |
11.3 |
320 |
37 |
Аргентина |
159172 |
150927 |
1965624 |
405797 |
12.35 |
300 |
[Источник: SCImago and Country Rank, URL: http://www.scimagojr.com/countryrank.php]
Структура российских организаций, выполняющих НИОКР, демонстрирует, что существенную долю исследований (19,4 % по данным Росстата и 20,4 % по данным ОЭСР) занимают организации сектора высшего образования (см. рисунок 1). Кроме этого, структура финансирования российских исследований по секторам деятельности
(см. таблицу 6) показывает несоответствие уровня вовлеченности персонала в НИОКР сектора высшего образования и долю расходов по сравнению с другими секторами деятельности.
Рис. 1. Структура российских организаций, выполнявших НИОКР (%) [4]
Таблица 6
Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности (млн. руб.) [6]
|
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
Всего, млрд. руб. |
76,7 |
230,8 |
523,4 |
699,9 |
749,8 |
847,5 |
в том числе по секторам деятельности: |
||||||
государственный |
18748,6 |
60158,2 |
161988,4 |
225267,1 |
226923,7 |
258023 |
предпринимательский |
54288,8 |
156880 |
316701,7 |
408284,4 |
454409,3 |
505210,3 |
высшего образования |
3489,3 |
13338 |
43714 |
65049,3 |
67525,3 |
83205,3 |
некоммерческих организаций |
170,4 |
409 |
973,1 |
1269,1 |
939,4 |
1088,4 |
Таким образом, одной из ключевых задач современного этапа развития российских университетов является скорость и качество налаживания международных научно-технических связей с целью интеграции в мировое научно-техническое пространство и доступом к дополнительным зарубежным ресурсам.
В соответствии с выделенными целями международная деятельность университетов может отражать следующие цели, формы и виды МНТС, представленные в таблице 7.
Таблица 7
Виды и формы международного научно-технического сотрудничества
Цель |
Виды и формы МНТС |
Получение финансовой прибыли |
– купля/продажа патентов, лицензий, лицензионных соглашений, авторских прав; – участие в конкурсах на получение грантов и субсидий по линии российских научных фондов, федеральных целевых программ, а также зарубежных источников, включая реализацию заказных НИОКР на коммерческой основе; – развитие малых инновационных предприятий при университетах, в том числе с участием зарубежных партнеров. |
Развитие кадровой базы |
– развитие краткосрочной мобильности научно-педагогических кадров (чтение лекций, проведение семинаров и мастер-классов, прохождения стажировки на предприятиях и т. д.); – формирование на долгосрочную перспективу интернациональных исследовательских коллективов и совместных лабораторий для решения глобальных проблем. |
Обмен опытом, расширение и распространение знаний |
– реализация приоритетных научно-исследовательских проектов в международной кооперации с последующими совместными публикациями; – участие в международных научных конференциях, семинарах, симпозиумах для обмена опытом. |
Развитие инфраструктуры |
– создание центров коллективного пользования, зеркальных лабораторий; – активное участие в многосторонних проектах (ЦЕРН, ИТЕР, ФАИР и др.) по созданию глобальной исследовательской инфраструктуры. |
Повышение международного рейтинга и престижа университета |
– создание и развитие англоязычной версии вебсайта; – повышение академической мобильности и программ двойных дипломов, привлечение ведущих специалистов; – реализация основных образовательных программ на английском языке; – участие в международных рейтингах; – повышение индекса международного цитирирования. |
Повышение эффективности международной деятельности университета |
– проведение маркетинговых исследований по образовательным услугам и научно-техническим разработкам университетов; – изучение и анализ потребности и возможности обучения иностранных граждан в российских вузах и российских граждан за рубежом. |
[Источник: составлено авторами]
Исходя из приоритетных форм, доступных инструментов и ресурсов МНТС, каждый университет разрабатывает конкретные организационно-правовые механизмы и программы мероприятий международного сотрудничества с зарубежными партнерами на основе собственных стратегических интересов развития, трансфера знаний и технологий, поставленных как со стороны государственных органов власти, так и тенденций будущего развития, опережающего роста и приоритетных направлений научно-технического сотрудничества.
Таким образом, можно выделить ключевые блоки международного взаимодействия:
- МНТС в области фундаментальных исследований — участие в двусторонних и многосторонних проектах посредством объединений усилий ученых разных стран и уникальных научных установок, в т. ч. в целях решения глобальных проблем.
- МНТС в области прикладных исследований и коммерциализации результатов — экспериментальная деятельность, основанная на знаниях, полученных в ходе исследований или на базе практического опыта с конкретным последующим использованием этих результатов и равными правами всех участников на них. Финансирование за счет грантов, в рамках контрактов на проведение прикладных исследований с правом передачи результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на его коммерциализацию или в соответствии с кооперативным соглашением. В этом аспекте важны мероприятия МНТС по проведению тренингов в области управления проектами по коммерциализации РИД; приглашение ведущих зарубежных экспертов для преподавания спецкурсов в российских университетах по организации исследований и коммерциализации РИД; участие в международных конгрессах и конференциях по инновационному и технологическому развитию.
- Международный обмен научной информацией и трансфере знаний, учеными, аспиратами, докторантами, а также представление результатов научно-технической деятельности.
- Привлечение иностранных инвестиций в сферу науки и технологий — прямые иностранные инвестиции в совместные проекты по коммерциализации РИД в качестве индустриальных партнеров, а также привлечение зарубежного финансирования на проведение совместных исследований и разработок, создание малых инновационных предприятий.
- Участие в работе международных организациях и ассоциациях, прежде всего научных, а также международных рамочных программах.
- МНТС, направленное на решение глобальных экологических проблем, совершенствование образования, развитие здравоохранения и анализа будущих вызовов.
В тоже время, в процессе реализации МНТС можно столкнуться с определенными рисками, влияющими на качество научной деятельности и сотрудничества, а также низкой степени ее эффективности в МНТС:
– риски научного исследования — ошибка в выборе направления и тематики исследования, размер финансирования и бюджетного планирования, методологии исследований;
– организационные риски проведения кооперативных исследовательских проектов с привлечением нескольких структур в проекты (промышленных, финансовых, исследовательских) — ошибка с выбором партнера, не обладающего достаточными ресурсами и квалификацией для реализации проекта, ошибка в распределении ответственности и плана работ, планировании использования результатов;
– недостаток информации о компетенции иностранного партнера — риск переоценки возможностей партнера, утрата интеллектуальной собственности на результаты;
– вовлечение необоснованно большого количества участников в международный проект;
– риск «утечки мозгов» и потеря незащищенных РИД, связанных с особенностью функционирования и деятельности зарубежных научно-исследовательских организаций и «подводные камни» скрытых условий зарубежных грантодателей;
– национальные особенности зарубежного партнера (устные договоренности, организация), что создает непрозрачность и сложности в управлении проектом, снижение темпов исследований, отклонение от планируемых сроков реализации;
– неадекватная оценка стратегической значимости потенциальных результатов совместного исследования с позиций безопасности [3, Cc.48–51].
Учитывая особенности деятельности МНТС, ее сущность и особенности реализации в условиях отсутствия системного механизма для анализа результативности международной научно-исследовательской деятельности организаций высшего образования как одного из ключевых каналов трансфера знаний и центр аккумулирования научного персонала с целью дальнейшей разработки мер государственной политики в области инновационного, промышленного и экономического развития, необходимо разработать инструменты для анализа степени включения национальных университетов в мировое научно-техническое пространство на основе качественных и количественных показателей.
При анализе международной деятельности на локальном уровне необходимо учитывать фактор асимметричного доступа к ключевой информации о степени интеграции российских университетов в международное научно-техническое пространство. Используя общие подходы к анализу МНТС можно выявить ключевые индикаторы для оценки международной научно-технической деятельности национальных университетов.
Таким образом, авторами предложено следующее индикативное поле для мониторинга, направленного на обеспечение ключевых показателей МНТС, которое должно включать:
– количество полученных патентов и проданных лицензий, характеризующих качество, степень коммерциализации знаний, использование технологий и спрос на них;
– количество заключенных международных соглашений и меморандумов о проведении научно-технической деятельности, обмене информацией и специалистами;
– содержание и количество заключенных договоров на реализацию научно-технической деятельности с зарубежными партнерами (можно выявить направления и приоритетные области научных исследований, географический срез и заинтересованность зарубежных партнеров, очертить круг перспективных исследований и технологий будущего, в том числе потенциал для расширения международного сотрудничества на государственном уровне и разработке государственных программ);
– планируемые международные мероприятия и проекты с зарубежными университетами в сфере международной инновационной и научно-технической деятельности, в т. ч. с анализом области научных исследований, наименовании партнеров, основных целей и задач, количество вовлечения участников;
– информация о текущих и планируемых мероприятиях в области обмена научными кадрами и молодыми специалистами, направляющей и принимающей организации, кратком описании целей и задач;
– созданные или планируемые совместные с зарубежными партнерами малые инновационные предприятия и результаты инновационной деятельности, в том числе область научных разработок и страны защиты РИД;
– опыт создания совместных предприятий с зарубежными организациями и объем привлекаемого финансирования на научно-технические разработки;
– определение перечня приоритетных стран сотрудничества, тем самым создавая дорожную карту мер государственной поддержки интенсификации сотрудничества на политическом уровне.
Ниже приведена наглядная структуризация показателей, обеспечивающих результативность международной научно-технической деятельности университетов, представленная на рис. 2.
Рис. 2. Структура показателей, определяющих результативность международной научно-технической деятельности университетов
Подводя итоги вышесказанному, авторы приходят к выводу, что научно-технический прогресс становится основной движущей силой изменений отраслевых структур и глобальных трансформаций. Взаимодействие национальных университетов на международном уровне становится важным каналом трансфера знаний, технологий и научных кадров как основного источника подготовки высококвалифицированных исследователей. Структура мирового исследовательского персонала демонстрирует, что сектор высшего образования занимает существенную долю в мировом производстве научно-технических знаний.
Проведение комплексного анализа состояния международной научно-технической деятельности и качества научных связей национальных университетов направлено на поиск новых подходов, выработки форм и механизмов для развития международной кооперации. На базе оценки выявленных показателей возможно измерить степень интеграции национальных университетов в мировое научно-техническое пространство, в научные программы и проекты, оценить качество и степень включения в международный научный обмен, приоритетные области фундаментальных и прикладных исследований, выявить потенциал для развития, сформировать базу данных ключевых партнеров российских организаций, в том числе, в лице зарубежных индустриальных партнеров и определить перспективы дальнейшей коммерциализации технологий.
Важное значение должно быть уделено формированию пула наиболее эффективных и успешных российских университетов в области международного сотрудничества. Это позволит:
– выделить ведущие университеты и особенности проводимой ими политики;
– выявить проблемы, препятствующие наращивать международные связи и принимать участие в международных проектах;
– проанализировать особенности заключаемых соглашений, предмет, полноту прав и обязанностей, структуру создаваемых совместных инновационных предприятий, международных научных центров и кафедр;
– выделить зарубежные организации-партнеры и страны наиболее открытые к сотрудничеству.
Кроме того, мониторинг научно-технической деятельности российских университетов в соответствии с выявленными показателями и методологией для оценки позволит измерить ключевые элементы МНТС на уровне проводимой международной деятельности российских университетов, а также очертить круг задач для дальнейшего изучения состояния международных связей в каждой отдельной области индикативного поля.
Такой подход будет способствовать выработке комплекса мер государственной политики по повышению конкурентоспособности российских университетов, приоритетных программ подготовки кадровой базы и увеличения наукоемкости базы исследований, а также внесет вклад в развитие «Дорожной карты науки» с целью продвижения отечественной науки в мировое научно-техническое пространство.
Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 30.332.2016/НМ.
Литература:
- Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589776.- (Дата обращения: 01.12.2016).
- Международное право: Учебник/отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. — М.: Международные отношения, 1999.- 624 с.
- Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития/ [Киселев В. Н.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский Совет по Международным Делам (РСМД).-М.: Спецкнига, 2014.- 60 с.
- Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 304 c.
- Информационно-статистический материал. Статистика науки и образования. Выпуск 2. Результативность научных исследований и разработок. — Москва.- 2016.- 56 c.-Режим доступа:http://www.csrs.ru/archive/stat_2016_efficiency/2016_efficiency.pdf.-(Дата обращения: 01.12.2016).
- Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016.-543 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf
- К. А. Задумкин, С. В. Теребова. Международное научно-техническое сотрудничество: сущность, содержание и формы//Проблемы развития территории.-2009.-№ 1(47).-С.22–30.
- OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing,Paris. — 132 P. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en. — (Дата обращения: 01.12.2016).
- SCImago Journal and Country Rank [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.scimagojr.com/countryrank.php. — (Дата обращения: 01.12.2016).